Ключевым препятствием для экономического развития Тувы и создания благоприятного инвестиционного климата в регионе является отсутствие железной дороги и, в принципе, общая неразвитость транспортной инфраструктуры — таков был основной посыл «круглого стола», посвященного проблематике инвестиционного климата региона. В заседании приняли участие представители Агентства стратегических инициатив (АСИ) в СФО.
— В настоящий момент в регионе действуют государственные стандарты, регламентирующие отношения органов власти и предпринимательства, — рассказал министр финансов Орлан Достай, исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Тувы. — Мы проводим политику ускорения экономики республики, за счет так называемой территории опережающего экономического развития, создаем сельскохозяйственные кластеры — территории, в которых инвестиции будут окупаться максимально интенсивно.
По словам Достая, уже сейчас для инвесторов, работающих в регионе, предусматриваются особые преференции по федеральным и региональным налогам. Также правительство Тувы разрабатывает варианты нефинансовых льгот. Несмотря на это, Тува до сих пор, в сравнении с остальными субъектами РФ, кажется малоосвоенным регионом. Думается, что причины этого стоит искать в отсутствии железнодорожного сообщения и в общей неразвитости дорожно-транспортной инфраструктуры.
Если говорить о крупных инвестпроектах, вроде освоения тувинского угля, то они в прямом смысле «замешаны» на «Кызыл — Курагино». Даже «калькуляторная» арифметика, не говоря уже о полноценной логистике, показывает, что этим проектам просто необходима «железнодорожная закваска». Уголь машинами возить никто не будет — затраты на топливо и ГСМ поднимут цену на мировых рынках так, что даже качеством антрацита из центра Азии оправдать ее не удастся.
Впрочем, со слов Орлана Достая, в настоящий момент регион близок к разрешению и этой проблемы.
— Если говорить именно о железной дороге, то реализация проекта «Кызыл — Курагино» сможет решить не только экономические проблемы региона, но и откроет еще один выход российскому бизнесу на рынки стран Тихоокеанского региона, — резюмировал он. — Для нас же железнодорожный проект вполне сможет стать тем ядром, вокруг которого смогут реализоваться самые смелые амбиции многих предпринимателей.
В тоже время Тува не упускает из внимания и общероссийскую тенденцию — всемерную поддержку малого и среднего предпринимательства. Например, с 2013 года в республике реализуется проект «Одно село — один продукт», стимулирующий развитие сельских поселений и предпринимательское сообщество, дающий толчок «новичкам» и позволяющий расширять производства уже существующим предприятиям. Главная проблема в том, что большинство предпринимателей, имея идеи, свои средства вкладывать в их реализацию не стремятся. Достай по этому поводу сказал, что здесь важно обоюдное взаимодействие между игроком рынка и государством и в вопросах финансирования проектов.
За «круглым столом» также немало было сказано и о кластерном подходе в развитии экономики, подразумевающее разделение республики на хозяйствующие зоны, каждая из которых будет специализироваться на том или ином направлении.
— Этот подход, по моему мнению, должен применяться и к малым формам бизнеса, — заметил Орлан Достай.
Подходы региона к развитию малых и средних форм хозяйствования, включая ОСОП, заинтересовали представителей АСИ. Руководитель его представительства в СФО Илья Воронов посоветовал властям Тувы интересные идеи выносить на федеральный уровень для обмена опытом между регионами, который сейчас пытаются наладить в стране.
— Улучшение инвестиционного климата сейчас поставлено во главу угла, — высказался общественный представитель АСИ в Туве и Хакасии Сергей Ербягин. — От этого во многом зависит безопасность страны, поскольку привлечение частных денег в реальный сектор экономики сделает страну независимой от санкций — это тоже самое, что продовольственная безопасность.
И в этом плане нынешние позиции Тувы могут сыграть ей на руку. Во-первых, в настоящий момент федеральная власть переформатирует свою внешнюю политику, перенося акценты экономических устремлений с запада на восток. В этой ситуации Тува может стать одним из ключевых узлов партнерских отношений между странами АТР и Россией. Во-вторых, — взят курс на импортозамещение, и региону важно попасть в эту «струю». А вообще, сейчас Тува сильно напоминает спортсмена-новичка дремавшего на скамейке запасных, которому представилась возможность проявить себя в игре и даже спасти положение. Нам осталось лишь встать, надеть коньки, шлем, взять клюшку и забить свой первый гол. Главное — не упустить возможность, ведь освободившиеся ниши после кризиса пустовать долго не будут.
Антон ПОСОХИН