Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Красота, воплощённая в агальматолите

14 июля 2018
616

Искусство камнерезов не может оставлять равнодушными сердце и душу. В Туве людей, одарённых талантом вдыхать в холодный камень жизнь, земляки заслуженно уважают. При помощи простых инструментов мастера создают шедевры, завораживающие сознание сложностью исполнения и элегантностью. Воспела малую частичку их дара выставка «Секреты чонар-даша», организованная работниками Национального музея РТ. Она распахнула свои двери для ценителей прекрасного 11 июля.

Камнерезное искусство республики — национальное достояние и гордость её жителей. Существует целая бай-тайгинская школа, много мастеров дал Улуг-Хем. Ведь именно на этих территориях расположены месторождения пластичных камней. Активное развитие резьба по агальматолиту (чонар-дашу) и серпентиниту (кара-дашу) берет своё начало ещё в конце XIX века. В середине века XX начинается период становления и расцвета этого вида творчества в регионе.

В экспозиции более 80 работ 20 замечательных мэтров-камнерезов, здесь можно увидеть творения таких самородков земли тувинской, как Тойбухаа, Байынды, Аракчаа, Хертек, Черзи, Дойбухаа, Саая, Дупчур и многих других. Их фамилии золотыми буквами вписаны в летописи советского, а позднее и российского искусства. Они заслуженно стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина и Государственной премии РФ в области изобразительного искусства.

Много сил и времени для организации выставки потратила старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Жанна Айжы. Молодой специалист выступила не только в экспертном амплуа, но и взяла на себя роль экскурсовода. Она виртуозно справилась с поставленной задачей и рассказала гостям много интересных и захватывающих фактов о жизни и творчестве тувинских камнерезов:

— Своим вниманием наши умелые земляки не обделили традиционный уклад жизни аратов и такие народные промыслы и занятия, как скотоводство, охота, кожевенное дело и обработка войлока. Огромный пласт их произведений составляют малые скульптуры анималистического жанра, изображающие основных домашних и диких животных, обитающих в Туве. Резные лошади, овцы, верблюды, архары, маралы и медведи выглядят как живые. Работа Артура Шожунчапа называется «Хозяин тайги». Он вырезал из агальматолита медведя и медвежонка, которого грозный отец учит рыбачить. Всё выполнено с присутствием мельчайших деталей, клыки и когти у хищников выглядят неимоверно натурально. Точно отображены и повадки могучих зверей, показано, как папа-медведь поймал рыбу и прижал её лапой к земле. Он недовольно рычит на своего маленького сына, который отвлёкся от урока и начал игру, вместо добычи пропитания.

Современные творения камнерезного творчества насыщены сквозным движением и динамикой. Если приглядеться и включить немного воображения, можно увидеть, что застывшие фигурки оживают. Складывается впечатление, что автор наделил их жизнью, силой и разумом. Например, работа Монгуша Черзи «Жизнь аратов» выполнена ещё в 1983 году. В ней повествуется о непростом труде кочевников: дедушка показывает внуку, как правильно седлать яка, навьючивать на него поклажу и управлять этим гордым зверем. Мальчик с интересом и усердием впитывает знания, он ловит каждое слово своего уважаемого наставника. Видно, с какой теплотой и любовью старик относится к малышу, а рядом с ними бегает, скачет и виляет хвостом верный пёс. Композиция построена настолько умело, что у созерцателя появляется понимание бытия тувинцев сто или даже двести лет назад.

— В 50-х годах XX века камнерезное искусство Тувы было ещё не профессиональное, но уже и не любительское, — продолжает своё повествование экскурсовод — Самая старая работа выставки выполнена Хертеком Тойбухаа в 1956 году, она называется «Тувинец и тувинка». В ней воплощена супружеская пара в национальных одеяниях. Мастер ещё ищет свой стиль, фигурки фронтальные и пока не имеют некого трехмерного объема. Уже в скульптурке, сделанной в 1961 году Хертеком Коштаевичем, есть ощутимый прогресс. Она именуется «Сидящая девушка». Одета кокетливая красавица в стильное лёгкое, клетчатое платьице, какие были модны в 60-е годы.

Не обошли тувинские камнерезы и политические темы. Их труды отличаются реализмом и достоверностью, ими создано несколько бюстов Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Миниатюрный бюст Салчака Токи стал прототипом памятника, который и по сей день украшает центр Кызыла. Не забыли наши камнерезы и прославленных деятелей культуры. Максим Мунзук и Конгар-оол Ондар в их исполнении выглядят как живые.

Одна из задач открывшейся экспозиции — напоминание о том, что изготовление изделий из агальматолита и серпентинита — настоящее искусство. В последнее время наблюдается тенденция превращения его в производство сувенирной продукции. Эту грань переступить просто, но возможно ли после этого вернуться к искусству высокому? Этот вопрос волнует камнерезов Тувы и своих учеников они, прежде всего, направляют в стезю культуры, а не коммерции.

На выставке представлена малая часть экспонатов из чонар-даша, которые хранятся в фондах Национального музея. Всего в запасниках — более 2000 экспонатов из этих чудесных поделочных камней, из них регулярно формируются экспозиции. Этот вернисаж продлится до 15 июля, а потом дополнится выставкой традиционных тувинских шахмат. Их изготовление зародилось как вид декоративно-прикладного искусства, позволяющего раскрыть национальный менталитет, мироощущение и мировосприятие народа, живущего в центре Азии.

Кирилл САМОХВАЛОВ