Тувинская правда 12+

Коррупция многолика и многогранна

8 декабря 2018
400

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В преддверии этой даты о проделанной прокуратурой республики в этом году работе по противодействию коррупции мы беседуем с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры РТ Владиславом ПЕНЯЕВЫМ.

— При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры республики в уходящем году выявлено более 550 различных нарушений антикоррупционного законодательства. Прокурорами внесено 180 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 220 различных должностных лиц. Подавляющая часть выявленных нарушений связана с несоблюдением государственными гражданскими и муниципальными служащими запретов, ограничений обязанностей, установленных действующим законодательством в целях противодействия коррупции.

За совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены четыре лица. Причем одно из них — за незаконное вознаграждение должностного лица, действовавшего в силу занимаемого им служебного положения в интересах соответствующего юридического лица. Остальные — за несоблюдение законодательства при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих.

В суды направлено порядка 15 исков, по которым сумма заявленных требований составила чуть более 5 млн. рублей. Опротестовано почти 50 незаконных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. По материалам прокурорских проверок возбуждено четыре уголовных дела о коррупционных преступлениях, все по фактам хищения денежных средств с использованием служебного положения.

— Владислав Николаевич, приведите наиболее яркие примеры выявленных нарушений антикоррупционного законодательства.

— Прокуратурой республики выявлено коррупционное нарушение, допущенное и.о. руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики Т., которая провела контрольные и надзорные мероприятия в отношении организации — ГКУ «Тываавтодор», возглавляемой ее супругом. В ходе осуществления данных мероприятий Т. незаконно приняла решение о продлении срока проведения проверки в отношении ГКУ «Тываавтодор». По данному факту внесено представление, которое рассмотрено на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Меры дисциплинарного воздействия не последовали, поскольку в период рассмотрения представления Т. уволилась по собственному желанию.

Другим ярким примером является установление прокурором Чаа-Хольского района факта подконтрольности председателю администрации Чаа-Хольского района Б. близкого родственника — супруги Д., принятой им в качестве специалиста по работе со СМИ. При этом супруга председателя районной администрации одновременно принята в качестве специалиста по кадрам и делопроизводству, а также специалистом по туризму и охране памятников Управления культуры и искусства администрации района, получая заработную плату в двух учреждениях.

По результатам рассмотрения внесенного прокурором района представления председатель администрации привлечен к дисциплинарной ответственности, а муниципальная служащая Д. уволена по собственному желанию с возмещением бюджету муниципального района полученной заработной платы.

— Какова ответственность лиц за коррупционные правонарушения?

— Коррупция как социальное явление достаточно многолика и многогранна и проявляется в совершении коррупционных правонарушений и преступлений, за что предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Также лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Действующее российское законодательство предусматривает также ответственность и для юридических лиц за коррупционные правонарушения, вытекающие в форме административного воздействия.

Имелись ли факты привлечения должностных лиц за несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей по службе к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия?

— Да, безусловно, имелись. В текущем году в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения уволены три должностных лица, сведения о которых включены в общероссийский реестр. Так, одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, является совершение виновных действий работником, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

В соответствии с законодательством Российской Федерации это дисциплинарное взыскание применяется за коррупционные правонарушения, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 59.2 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Сведения о применении к служащему данного взыскания за совершение коррупционного правонарушения включаются в соответствующий реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

В качестве примера приведу выявленные прокурором Барун-Хемчикского района нарушения ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц при замещении муниципальной службы.

Как установлено районной прокуратурой, лицо при назначении на должность муниципального служащего — заместителя председателя администрации сельского поселения с. Эрги-Барлыка депутатские полномочия не прекратила, тем самым нарушила запрет, закрепленный антикоррупционным законодательством. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования полномочия депутата прекращены досрочно в связи с утратой доверия.

— Сколько всего коррупционных преступлений зарегистрировано в уходящем году?

— В республике зарегистрировано 49 преступлений коррупционной направленности, две трети из которых связаны с хищениями бюджетных денежных средств с использованием служебного положения. Выявлено 15 фактов взяточничества. По всем зарегистрированным преступлениям возбуждены уголовные дела. Из числа возбужденных уголовных дел, связанных с хищением денежных средств, 12 совершены в крупном и особо крупном размерах, в том числе два из них в составе организованной группы.

— Поясните еще раз, пожалуйста, что может выступать в качестве предмета взяток по уголовным делам.

— Предметом взяточничества, наряду с деньгами, могут быть ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т. д.) и предоставление имущественных прав (уступка права требования, право на получение квартиры в порядке долевого участия в строительстве, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности).

При этом не являются предметом взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды. К примеру, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу.

— А выявлялись ли у нас преступления, по которым предметом взятки были валюта, вещи или услуги?

— В 2018 году имелся факт выявленного преступления, по которому одним из предметов взятки проходило иное имущество. Взяткодатель и взяткополучатель привлечены к уголовной ответственности. В частности, в апреле мировым судом г. Кызыла осужден сотрудник органов уголовно-исполнительной системы Республики Тыва по четырем фактам мелкого взяточничества к штрафу в виде 150 тыс. рублей. Как следует из установленных судом обстоятельств, этот сотрудник получил от трех человек, отбывающих уголовные наказания, взятки в виде денег и иного имущества — статуэтки из минерального камня, за незаконные действия, выраженные в доставке на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов сотовой связи и передаче их осужденным.

Преступления, предмет взятки которых являлись валюта, услуга имущественного характера или предоставление имущественных прав, на территории республики не зарегистрированы.

— Расскажите о совершенствовании законодательства в сфере противодействия коррупции.

— Законодательство не стоит на месте, постоянно вносятся изменения и дополнения, порой ужесточая ответственность за коррупционные правонарушения и преступления.

Также введенными в антикоррупционное законодательство в августе 2018 года новеллами упрощен порядок применений взысканий за коррупционные правонарушения к государственным и муниципальным служащим, военнослужащим и иным лицам (с их согласия и при условии признания ими факта совершения нарушения), а также установлен единый срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционного законодательства (не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения).

Кодекс об административных правонарушениях дополнен положениями, направленными на реализацию государственной антикоррупционной политики. Внесены изменения, регламентирующие возможность наложения ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения наказания, назначенного за незаконное вознаграждение от его имени.

Так, реализуя нововведения, в целях обеспечения взыскания штрафа за коррупционное административное правонарушение по ходатайству прокурора мировым судом судебного участка города Кызыла наложен арест на денежные средства юридического лица в размере 1 млн. рублей, находящиеся на банковских счетах.

Кроме того, предусмотрены условия освобождения юридического лица от административной ответственности (в случае, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, раскрытию и проведению расследования преступления, сопряженного с указанным актом коррупции, либо в его отношении совершено вымогательство).

Беседовал Федор АРШАНСКИЙ

asdf asdf asdf