Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Концерт, который сделает нас богаче

23 марта 2019
334

Весна в этом году ознаменуется грандиозным событием, которое станет дорогим подарком для всех, кто любит и ценит бессмертные произведения высокой культуры: наша оперная дива Дамырак Монгуш даст 5 апреля свой второй сольный концерт в двух отделениях.

На этот раз партнёрами певицы по сцене выступят начинающие звёздочки академического вокала — учащиеся Кызылского колледжа искусств. Подборку юных мужских голосов, которыми она искренне восхищается, певица и педагог планирует представить публике. Чтобы мальчиков заметили.

Будут и почётные гости: из Москвы приедет Саян Дембирел, из Новосибирска — Шагдар Зондуев, народный артист Бурятии, ведущий солист Новосибирского театра оперы и балета, доцент кафедры сольного пения Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, которую закончила Дамырак. Мэтр не только выступит на сцене в дуэте с нашей певицей, но и даст двухдневные мастер-классы для учащихся колледжа и детских музыкальных школ, а также поделится секретами профессионального мастерства с тувинскими педагогами по вокалу.

* * *

Дамырак, почему именно Зондуев?

— Когда я училась в консерватории, общалась со многими педагогами, и один из них — Зондуев. Он был в числе тех людей, которые давали мне ценные замечания по части вокальной техники: я всегда принимала их с радостью. Зондуев к тому же знает моего педагога Эльвиру Доржуевну Докулак. Он много разъезжает, его приглашают в разные театры, колледжи, институты культуры и искусств в качестве председателя комиссии на государственные экзамены, он даёт много мастер-классов в регионах.

А как проводится подобный мастер-класс?

— Участник поёт свою заранее подготовленную программу. Педагог сначала его послушает, подметит про себя его недостатки, ошибки, потом на ходу будет поправлять. И тут уже зависит от солиста — как он примет, запомнит полученные замечания. Это очень важно, потому что это бесценная работа, и надо стараться впитывать всё.

Где пройдут мастер-классы?

— В зале ККИ. Каждый участник выйдет со своей программой, будет петь, а педагог — с ним работать. Каждому человеку он уделит примерно один академический час. И все друг на друга будут смотреть, слушать. Когда ты сам поёшь, что-то можешь не понять, упустить. А когда сидишь и смотришь — очень многое узнаёшь.

Это будет такое образовательное мероприятие…

— Да. Мы приглашаем и детишек из ДШИ, которые занимаются вокалом, и студентов ККИ — у нас там 17 человек, и солистов-певцов разных организаций культуры. Кроме того, Зондуев проведет курсы по повышению квалификации для преподавателей. Планируется огромная работа. И я надеюсь, что её результатом станет вдохновение. Ребята почувствуют крылья за спиной, в них окрепнет желание развиваться дальше, поступить в консерваторию…

Ещё один момент: у нас в колледже на отделении академического вокала мальчиков учат только женщины-педагоги, а приедет мужчина. Для десяти наших ребят это уникальная возможность позаниматься с мужчиной-педагогом. По правде говоря, в работе с мужскими голосами много нюансов. Нам не хватает мужчин.

Вы изначально планировали привязать к концерту такую образовательную часть?

— Тут всё совпало. Я целенаправленно работаю над развитием академического пения в Туве, потому и связалась с Шагдаром Доржиевичем, пригласила его на свой концерт. Он согласился сразу. Потом я подумала, что момент нужно использовать максимально и решила исполнить желание Эльвиры Доржуевны, которая давно уже планировала мастер-классы для студентов колледжа. Именно Зондуева она хотела пригласить. Они знакомы, но прямого выхода на него не было. Несколько лет назад попытались организовать нечто подобное, но переговоры тогда так и не довели до конца.

Кроме всего прочего, приступив к работе, я услышала голос Белека Бавуу — он сейчас заканчивает у нас четвёртый курс. У него редкий для Тувы тембр голоса, бас-баритон. Потом Новосибирская консерватория объявила о I-м межрегиональном открытом конкурсе вокалистов, и мы с Белеком и Эльвирой Доржуевной туда поехали. Зондуев, когда услышал нашего мальчика, был немало удивлён. К тому же, 19 лет — молодой возраст для вокалиста.

Голос с возрастом меняется?

— Конечно! С годами диапазон расширяется, голос чуть-чуть опускается. Сначала он также предположил, что у Белека бас-баритон, но когда узнал, что парню 19, заключил: однозначно бас.

Это хорошо?

— Это редкость! У нас нет таких голосов. Наверное, очень мало кто понимает, но это очень ценный голос. Поэтому здорово, что у нас есть такой человек — его надо поддерживать. Зондуев сказал: я буду очень рад, если ты ко мне поступишь…

А у мальчика какие желания?

— Мальчик хочет учиться. Очень важно попасть к хорошему педагогу, а таких очень мало. По своему опыту знаю, что голос может пропасть при неправильном преподавании, может испортиться. Это страшно. Конечно, люди думают, что надо ехать в Питер, Москву. Но там педагоги избалованы обилием прекрасных голосов — все же к ним едут. Поэтому я посоветовала Эльвире Доржуевне прослушать Белека у Зондуева. Кстати, у нас на отделении академического пения вообще очень красивые голоса у мальчиков. И 5-го апреля я их выставлю на концерте. Они, конечно, ещё совсем юные — но уже поют классику на итальянском, английском языке — это огромное достижение для тувинского народа. У нас ведь что? Горловое пение, эстрада… и тут — они.

Событие.

— Действительно. И надо задуматься посерьёзнее: это ведь особенные мальчики. Они не такие, как другие певцы. Конечно, нам было бы легче чему-то быстренько научиться и уйти в эстраду. И мы могли бы быть там лучшими: у нас есть техника, мы можем петь на разных языках… Нам было бы легче. Но мальчики уже не воспринимают другое направление, им нравится то, чем они занимаются.

Интересно, а какие голоса преобладают у наших мужчин?

— В Туве — тенора и сопрано. Очень мало низких голосов. Да их и в природе мало. Женских низких голосов у нас нет вообще. Знаете, по правде говоря, очень много ребят с красивыми голосами каждый год поступают в колледж. А потом начинается... Родители, даже при огромном желании ребёнка связать свою жизнь с этим направлением, запрещают ему петь.

Несерьёзная, считают, профессия.

— Да. Но на самом-то деле говорить, что академическое пение — несерьёзное занятие, — неправильно. Здесь воспитывается и усидчивость, и усердие, и дисциплина. Человек поющий преуспевает в изучении иностранных языков. Знаете ведь, как было раньше? В каждой семье дети изучали языки и играли на музыкальных инструментах. Музицировали все. Это было обязательно. Почему же в наше время это считается каким-то несерьёзным делом? Пускай человек не будет певцом, танцором, музыкантом, — он будет в разы развитее своих сверстников в плане внутренней культуры, он будет интеллигентом. Из тех детей вырастали аристократы, люди умные, глубокие, понимающие искусство. Духовно богатые. Это надо возрождать.

Дорого будет попасть на ваш концерт?

— Да, насчёт цены. Билеты стоят 600-800 рублей. Я не считаю, что это дорого; билеты на эстрадные концерты продаются дороже. А ведь зачастую половина таких концертов — это плюсовки. Многие артисты просто зарабатывают деньги. И… народ идёт валом. Наш концерт — это живое академическое представление, артисты серьёзно и долго к нему готовятся. Эта музыка способствует развитию слушателя, его духовному обогащению. Мы проводим такие концерты, чтобы общество наше подросло в культурном плане, чтобы детей с раннего возраста приучали к правильной музыке.

… Ну а поскольку мой изначально безобидный концерт превратился в какое-то грандиозное мероприятие, я пошла посоветоваться в министерство культуры республики. Там меня поддержали, и это дало мне огромный стимул. А ведь был момент, когда наш проект чуть было не сорвался. К счастью, на помощь пришёл колледж искусств — директор Айланмаа Хомушкуевна Кан-оол, которая сказала, что для статуса колледжа это очень важно, ведь приедет такой нужный человек — нужный для нас, для колледжа, для воспитанников. Очень помог спикер Верховного Хурала Кан-оол Тимурович Даваа. Этим людям я очень благодарна.

Какая готовится программа?

— В первом отделении концерта будет классическая программа. Это арии и дуэты из опер. Будут песни на разных языках мира: на азербайджанском, казахском, чешском, монгольском, бурятском, тувинском, русском и итальянском. Будут интересные и неожиданные дуэты.

Второе отделение концерта — шоу из современной классики: песни, арии, произведения из современных мюзиклов, оперетт. Очень хочу, чтобы люди услышали прекрасные голоса наших мальчиков. Они споют «Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». На итальянском языке прозвучит знаменитое «Адажио» Т. Альбинони. Готовятся шикарные номера.

Зритель получит возможность сравнить первое отделение со вторым. Думаю, должно получиться здорово, потому что мы используем и люки, и все сценические вращающиеся, открывающиеся и закрывающиеся приспособления, эффекты. Попытаемся создать такую атмосферу, чтобы наши зрители почувствовали, что попали не в тувинский театр, а на… Бродвей.

Здорово! С Зондуевым планируете ещё сотрудничать? И вообще, что дальше?

— О да. Мы хотим, чтобы в Новосибирской консерватории у нас был человек, который бы как-то опекал наших студентов. Был их наставником. Чтобы в нужный момент мы могли обратиться к нему за советами и помощью.

…Это всего лишь первый проект, в состав которого вошли и Саян, и Шагдар Доржиевич. Если всё получится хорошо, я хочу продолжать такие проекты: каждый год организовывать нечто подобное в разных составах. Не обязательно только в Туве. У меня есть друзья, которые сейчас работают в разных городах в театрах, филармониях, концертных организациях. Я думаю, в наших силах проводить такие концерты регулярно.

Беседовала

Виктория КОНДРАШОВА