— С 1 января текущего года изменился порядок осуществления госзакупок. Расскажите, пожалуйста, об этих изменениях.
Предприниматель из Кызыла.
На вопрос отвечает старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Лилияна Донгак:
— С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2015, 2016 и 2017 года — ч. 2 — 4 ст. 114 Федерального закона № 44-ФЗ).
Этот Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) после 1 января 2014 года (для открытых способов закупки); приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2014 года (для закрытых способов закупки).
В случаях, если правоотношения, связанные с осуществлением закупок, возникли до 1 января текущего года, Федеральный закон № 44-ФЗ применяется только в части прав и обязанностей, возникших после этой даты.
Государственные и муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, заключенные до 1 января 2014 года, сохраняют свою силу. Следовательно, перезаключать такие контракты (договоры) не требуется (ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ).
С 1 января 2014 года вступают в силу следующие изменения:
1. Изменяется и конкретизируется порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Под определением поставщика при этом понимается совокупность действий заказчиков по осуществлению закупки, начиная с размещения извещения о ее осуществлении и заканчивая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).
Статья 24 Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает порядок определения поставщиков следующими способами: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион; закупка у единственного поставщика.
При этом конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс являются новыми способами осуществления закупок по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом № 94-ФЗ.
2. Изменяется и конкретизируется порядок заключения контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
С 1 января 2014 г. вступают в силу нормы, предусматривающие сроки и порядок заключения контрактов по результатам конкурентных способов закупок, а также с единственным поставщиком.
Уточнены сроки совершения действий заказчика и победителя, направленных на заключение контракта по результатам открытого конкурса. Так, победитель открытого конкурса с указанной даты обязан направить заказчику подписанный проект контракта и обеспечение исполнение контракта в течение 15 календарных дней с даты получения проекта от заказчика (ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 44-ФЗ). Заказчик, в свою очередь, обязан подписать представленный победителем проект контракта в течение 10 календарных дней с даты его получения (ч. 7 ст. 54 Федерального закона № 44-ФЗ). При этом сохраняются ограничения на общие сроки заключения контракта по результатам открытого конкурса — не менее 10 и не более 20 календарных дней с даты размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона претерпел ряд изменений. Направление проекта такого контракта победителю и заказчику, а также его подписание с 1 января 2014 года осуществляются не с участием оператора электронной площадки, а самостоятельно сторонами посредством размещения проекта контракта на официальном сайте (ч. 2 — 8 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ).
Также изменен порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Так, с 1 января 2014 года в ряде случаев контракт с единственным поставщиком может быть заключен в устной форме (ч. 15 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
3. Вводятся особенности исполнения контрактов, а также уточняются основания и порядок изменения, расторжения контрактов.
Федеральный закон № 44-ФЗ содержит нормы, которые устанавливают порядок исполнения контракта, перечень оснований для его изменения и расторжения. Также предусматривает порядок взаимодействия заказчика с поставщиком при приемке товара (работ, услуг), проведении экспертизы, оплате товара (работ, услуг), применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения одной из сторон условий контракта (ч. 1 ст. 94, 95 Федерального закона № 44-ФЗ).
4. Вводится мониторинг закупок.
Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает новую процедуру — мониторинг закупок, который осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 97 Федерального закона № 44-ФЗ).
Мониторинг осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и на местном уровне в целях оценки эффективности и обоснованности закупок.
Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ для совершенствования законодательства в сфере осуществления закупок.
Предполагается, что введение мониторинга закупок не повлечет дополнительных обязанностей непосредственно для заказчиков и участников закупок, поскольку его осуществление будут обеспечивать Мин-экономразвития России, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации (ч. 10 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).
5. Вводится аудит в сфере закупок.
Аудит в сфере закупок будет проводиться для анализа и оценки их результатов, достижения целей закупок. Он будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным. Предполагается, что в связи с этим заказчики и участники закупок будут обязаны представлять в органы аудита необходимые для проведения соответствующих проверок информацию и документы ( ст. 98 Федерального закона № 44-ФЗ).
6. Усиливается контроль в сфере закупок.
Федеральный закон № 44-ФЗ предполагает существенное расширение системы органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.
Контроль в сфере закупок будут осуществлять следующие органы: Федеральная антимонопольная служба России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ; Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены ч. 3 — 11 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ. Однако необходимо отметить, что нормы, определяющие полномочия Казначейства России, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами, вступают в силу только с 1 января 2016 г.
Что касается осуществления контроля в сфере закупок органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, то он повлечет возникновение у заказчиков ряда обязанностей, в частности, по предоставлению таким органам информации о соблюдении требований Федерального закона № 44-ФЗ (п. п. 2 — 7 ч. 8 ст. 99 ), а именно: о нормировании в сфере закупок; об обосновании начальной (максимальной) цены контракта; о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта; об обеспечении соответствия поставленного товара (работы, услуги) условиям контракта, учета и соответствия использования поставленного товара (работы, услуги) целям осуществления закупки.
7. Устанавливаются правила размещения планов-графиков на 2014 и 2015 гг.
Планы-графики на 2014 и 2015 гг. размещаются на официальном сайте по правилам, действовавшим до 1 января 2014 года. Точнее, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011 года с учетом особенностей, определенных Приказом Минэкономразвития России № 544 и Казначейства России № 18н от 20 сентября 2013 года.