На 2-й международной выставке коллекционеров, открытой 15 сентября в Национальном музее Республики Тыва, можно познакомиться с интересными людьми и их коллекциями, которым они посвятили свои свободные часы, дни, может и месяцы и годы.
Считается, что само понятие «коллекционирование» ввел в обиход более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Марк Тулий Цицерон. В одной из своих знаменитых речей словом «коллекция» он назвал собирание разрозненных предметов в единое целое. Действительно, во время открытия выставки директор музея Каадыр-оол Бичелдей отметил, что коллекцию могут составить даже три предмета.
Коллекционирование вещей началось в древности. Археологи иногда находили на древних стоянках как бы кучи предметов, аккуратно сложенных в укромных местах: это яркие ракушки, камни, кости или зубы животных. Возможно, первобытный человек собирал их ради красоты и необычности по внешности.
В рабовладельческом обществе коллекциями занимались не сами коллекционеры, то есть знатные люди, а их рабы, которые должны изучать и систематизировать вещи. Значит, рабы, по нашим меркам, были грамотными и даже учеными, ведь они должны знать и помнить, кем изготовлены предметы коллекции хозяина, откуда их привезли, то есть легенду о них. Собирали драгоценности, минералы, насекомых, резные камни. Так, Аристотель собирал гербарии растений со всего мира, делал заказы ученых, сопровождавших Александра Македонского в его походах.
Петр I коллекционировал оружия разных времен и народов. Во время своих заграничных путешествий он приобретал анатомические препараты, станки, приборы, инструменты, картины, гравюры. Его коллекции стали основой «Палаты редкостей», то есть первого музея — Кунсткамеры.
Разнообразие мира вещей представлено на выставке коллекционеров в тувинском музее. Посетители музея вступают на увлекательный путь коллекционирования марок, монет, скульптур малой формы, почтовых конвертов, культовых вещей и др. У каждого коллекционера свои вкусы и интересы, свое увлечение. Увлекаясь, коллекционеры приводят нас к какому-либо открытию. Девиз коллекционера — «От увлечения — к знанию», он стремится узнать что-то новое, неизвестное ему и спешит рассказать об этом людям на таких выставках, как в нашем музее.
В первую очередь обращаем внимание на почтовые марки. Из рассказов участников выставки мы узнаем, что их коллекции складывались незаметно, стихийно. Приобрели красивую марку, решили оставить на память. Потом добавляется еще марка, еще другая и так далее. Хочется их сохранить, полюбоваться, показать родителям, детям, соседям, друзьям, коллегам. Так появляется альбом, к которому добавляется другой и т.д. Коллекционирование марок, по данным ООН, в наше время стало самым массовым увлечением на Земле. Более 300 миллионов жителей всех континентов отдают свой досуг филателии.
Марки Тувинской Народной Республики представили К.А. Бичелдей, С.В. Порядков, А.Н. Панин и Национальный музей РТ. У Каадыр-оола Алексеевича марки всех выпусков, вплоть до 1943 г., на простой газетной основе художника Василия Демина. Марки нашей республики, просуществовавшей как отдельное суверенное государство с 1921 до 1944 г., известны всему миру своими необычными формами. Мы знаем, что традиционная форма марок прямоугольная или квадратная. А тувинские — ромбовидные и треугольные, что привлекает особый интерес филателистов. Экспонируются необычные марки «Чингисхан» на золотой фольге из коллекции К.А. Бичелдея. Наш знаменитый земляк, Герой России Сергей Шойгу, так отметил в антологии «Урянхай. Тыва дептер»: «Актуальным вопросом сбора и хранения тувинских марок периода Тувинской Народной Республики являются пропаганда знаний об истории становления и развития почтовой связи Тувы, истории создания и хождения особых почтовых знаков в виде тувинских марок 1926–1943 годов». В 1994 году сотрудники нашего музея (в том числе автор данных строк) в Доме науки и культуры России в Берлине открыли вернисаж рисунков Нади Рушевой. К нам подошел мужчина с дипломатом и показал в нем тувинские марки почти всех выпусков. Из его рассказа мы узнали, что в 1960-е годы во время командировки в Каир он случайно зашел в филателистический магазин и его внимание привлекли необычные по форме марки Тувинской Народной Республики. С тех пор он стал собирать различную информацию о нашей республике.
Станислав Порядков интересуется историей ТНР, поэтому у него не только марки, но и монеты, трудовая книжка и очень редкая вещь — печать, изготовленная из агальматолита, — случайная находка из Шагонарского водохранилища. А может, это работа одного из наших знаменитых мастеров-резчиков по камню? И Монгуш Черзи, и Тойбухаа Хертек по заказу правительства ТНР изготавливали предметы для письменных принадлежностей, в том числе и печати.
Разнообразие сюжетов мы видим на марках К.А. Бичелдея и В.О. Никонова. У Каадыр-оола Алексеевича имеются марки из серии «Динозавры» с надписями «Республика Тыва», изданные за рубежом. У Владимира Олеговича разнообразие марок из серий «Национальные виды спорта Монголии», «Автомобили», «Спорт», «Насекомые» и др. Высшее признание для каждого филателиста — это демонстрация своей коллекции на выставке, где собратья по увлечению смогут оценить результаты затраченного труда.
Экспонируются скульптуры малой формы из фарфора. Красивые настольные вещи коллекционерки Елены Слепневой из Кызыла посвящены серии «Балет», «Собаки».
Главный врач Центральной больницы из Хандагайты В.Н. Куулар второй раз представил свои коллекции: работы из агальматолита известных мастеров Тувы Д.Х. Дойбухаа, Х.Б. Донгак, К.Т. Хунан, набор тувинских традиционных ножей и кожаные сосуды — когээржик для хранения жидкости, изготовленные С.Х. Кочаа. Коллекционер с гордостью представил нам новую коллекцию — деревянные фигурки по мотивам народных сказаний тюркских народов.
Кому интересны жизнь и быт русских женщин в начале XX века, могут узнать из коллекции Е.П. Боровиковой: это старинный веер, манжеты ручной работы. Коллекционер из Турана А.В. Попов с гордостью показывал нам скульптуры из олова по военной тематике.
Больше всего привлекают внимание материалы уральских коллекционеров. Экспонировались почтовые марки Монгольской Народной Республики 1924 и 1932 годов из коллекции М.В. Сычева. В витрине уральские франки — несостоявшиеся деньги уральской республики. Из аннотации мы узнаем: «Это история относится к эпохе демократических революций 90-х годов прошлого века. Национальные республики СССР стали отказываться от некогда единого союза империи. Но сепаратные мысли бродили не только в головах лидеров Прибалтики и Закавказья. Внутри Российской Федерации появилось немало желающих обрести суверенитет не только от СССР, но и от России. Один из таких «проектов независимости» вызревал на Урале и назывался Уральской республикой.
Суть проекта проста — выделение из состава России экономически развитых регионов Урала в отдельное политическое, то есть государственное, образование со всеми положенными атрибутами, в первую очередь, — денежными средствами».
Уральцы привезли новые работы мастеров — скульптуры малой формы из природного камня и драгоценных металлов. Художники-камнерезы Сергей Забудченко и Алексей Кузнецов из Нижнего Тагила представили свое творение «Серебряное копытце», где домик выполнен из окаменелого дерева, снег — кахалонга, на снегу — цветные турмалины, аквамарины, берилы, кошка — из цветочного агата, олень — из серебра. Эти же мастера представили работу «Броня крепка». Мы видим летчика в шлеме, сделанном из долерита, лицо — из орской яшмы, штаны и рубашка — из афганского лазурита, кобура и портупея — из махового агата, сапоги — из долерита, подставка — турмалин, яшма, серебро с позолотой. Следующая работа называлась «Помним». Это фигурка пожилого человека, ветерана Великой Отечественной войны в темном пиджаке с тросточкой. Авторы работы выполнили из различных материалов: это волосы — халцедон, лицо, руки — орская яшма, тело — долерит, огонь — сердолик, трость — яшма, значок и лента — золото, подставка — яшма, серебро с подставкой.
Пусть дальше процветает их прекрасное дело, пусть растет племя коллекционеров, благодаря их знаниям, любви к искусству и энергии сохранены многие памятники культуры и истории.
Анна ДЫРТЫК-ООЛ