Тувинская правда 12+

Ключевая составляющая

15 сентября 2015
1474

Глава Тувы Шолбан Кара-оол и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов провели в правительстве расширенное совещание.

В Правительстве Тувы состоялось совещание с участием руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова по вопросам повышения качества образования, результатам государственной итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях республики и задачам отрасли на 2016 год.

Одной из основных проблем в сфере образования глава Тувы Шолбан Кара-оол обозначил кадровый вопрос в отрасли и связанное с ним повышение качества подготовки педагогов. В настоящее время в Туве для совершенствования единой кадровой политики принят ряд существенных мер: вводится система эффективных контрактов, прорабатываются правовые возможности передачи полномочий по назначению директоров с муниципального уровня на республиканский, реализуется программа по переподготовке и повышению квалификации учителей.

Системно и последовательно решается вопрос с преподаванием русского языка в сельских школах: реализуется соответствующая республиканская программа, введена должность инспектора по русскому языку, учителям-носителям русского языка, изъявившим желание работать в сельской школе и прошедшим конкурсный отбор, выделяется грантовая поддержка в 1 миллион рублей, осуществляется социальная поддержка молодым специалистам-«краснодипломникам».

Тем не менее вопросы качества образования остаются актуальными для школ Тувы, и одной из главных причин положения дел в отрасли специалисты называют действующий педагогический состав, в котором более 36 процентов — молодые учителя со стажем до 5 лет, сказал глава республики. Минобразования республики по его поручению провело детальный анализ ситуации с кадрами и разработало меры по совершенствованию системной работы по повышению квалификации педагогов, выстраиванию эффективного наставничества, укреплению Педагогического института в составе Тувинского государственного университета.

На совещании Шолбан Кара-оол уделил отдельное внимание результатам итоговой аттестации: «Результаты, которые наши выпускники демонстрируют на ЕГЭ, пока трудно назвать удовлетворительными. Но мы не сидим сложа руки. Понимаем, что для того, чтобы улучшить ситуацию, нужно решить целый комплекс задач по повышению качества преподавания. У нас есть маяки, на которые нужно равняться, — лицеи, гимназии, передовые успешные школы, талантливые учителя. Не все так плохо. В этом году уровень обученности русскому языку стал выше на три процента, чем в предыдущем — все-таки сказались наши усилия по развитию русского языка. Улучшились результаты по физике на четыре процента. Следующий шаг — распространить наработанный опыт на рядовые школы, поднять качество преподавания на селе… Знаем, что Рособрнадзор активно разрабатывает методики по повышению качества знания в национальных республиках. Готовы воспользоваться ими и внедрить у себя. Мы также будем продолжать обеспечивать объективность и честность при проведении ЕГЭ. Уверен, что совместными усилиями мы улучшим качество нашего образования».

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов согласился в своем выступлении с главой республики в том, что ЕГЭ, несмотря на ужесточение требований к его проведению, дает реальную картину качества знаний выпускников и выявляет слабые места всего образовательного процесса: «Экзамен — это ключевая составляющая образовательного процесса. С результатами ЕГЭ — высокие они или низкие — необходимо работать, анализировать. Мы как педагоги должны понимать, насколько важно получить именно объективные результаты. Ведь если мы не знаем настоящую ситуацию, то нам очень сложно управлять кадровой политикой, повышением квалификации учителей, директоров школ. Но для получения объективной картины необходимо работать и с родителями, и с самими школьниками, так как в конечном итоге это нужно им — от этого зависит будущее, судьба молодого человека».

Сергей Кравцов поблагодарил республиканские власти, директоров школ за стремление максимально честно и объективно провести ЕГЭ в 2015 году, однако отметил, что проблемы все еще остаются и их надо решать: «Не надо оценивать учителей, школы, директоров по итогам ЕГЭ напрямую — нужно вначале дать возможность улучшить результаты, повысить квалификацию педагогам, дать директору программу развития учебного процесса и смотреть динамику этого развития. И если они не занимаются решением поставленных перед ними задач, не выполняют рекомендации, только тогда и нужно принимать различные административные решения».

Для объективной оценки образовательного процесса по соглашению с руководством Рос­обр­надзора во всех общеобразовательных организациях республики разработан график проведения контрольных срезов выпускных классов, по знаниям которых и можно сделать заключение об уровне работы школы. Первый этап — контрольные работы по математике, русскому языку, обществознанию, истории — пройдет уже в сентябре. Все данные будут заноситься в электронную базу, затем в октябре они будут проанализированы Рособрнадзором по всем ключевым пунктам, в том числе по персоналиям, для получения среза деятельности каждой школы. Такая же работа будет проведена в феврале–марте, в апреле снова делается срез. По мнению Сергея Кравцова, по итогам этой работы и будут, возможно, приняты административные меры, вплоть до увольнения директоров школ: не за итоги ЕГЭ, а за то, как осуществляется образовательный процесс в учебном заведении. Кроме того, педагогам дается задание при подготовке 11-классников к ЕГЭ ориентироваться на методические пособия, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений.

На совещании руководители системы образования также обсудили задачи отрасли на 2016 год, изменения в системе государственной итоговой аттестации, подготовку и проведение ЕГЭ в школах, опыт других регионов. Руководство Рособрнадзора намерено в течение этого года усилить внимание к образовательным проблемам в Туве, в случае необходимости в рамках повышения квалификации педагогов направить в республику компетентных специалистов, постоянно оказывать организационную и методическую помощь.

Долаана САЛЧАК

asdf asdf asdf