Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Китай: великое прошлое и издержки прогресса

23 января 2016
1933

Напомню, что в конце прошлого года корреспонденты «Тувинской правды» Константин Куцевалов и автор этих строк побывали в Китае. Мы уже рассказывали о том, как в МИДе и министерстве коммерции этой страны расценивают возможности сотрудничества с нашим регионом. Но программа пресс-тура журналистов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока по КНР включала в себя также знакомство с жизнью и культурой страны.

ПЕКИН

Первым делом мы отправились к главной достопримечательности — Великой Китайской стене. Её общая протяженность — 8851,8 км. Изначально построенная, чтобы защищать Поднебесную, сегодня она ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. И немудрено: строительство стены началось аж в III веке до н.э. Один из наиболее популярных участков этого древнего сооружения находится в непосредственной близости от Пекина. Именно его мы и посетили. Невозможно передать словами трепет, который охватывает, когда понимаешь, что находишься там же, где тысячи лет назад просвещенные китайцы оборонялись от нашествия диких варваров.

Пройти по каменным плитам грандиозного сооружения нам довелось, а вот ощутить его масштабы, увы, не получилось. Зимой в Пекине часты туманы. В этот день он был особенно густым, видимость была лишь несколько десятков метров. Впрочем, проблема не только в туманах. Выхлопные газы автомобилей и выбросы теплоэлектростанций, работающих на угле, создают здесь плотную оболочку смога. И не только в столице и ее окрестностях. За все дни пребывания в КНР солнце и звезды удавалось увидеть только в иллюминаторе самолета, в остальное время вместо голубого неба над головой мы могли видеть лишь серую пелену. Китайские экологи давно бьют тревогу, но развивающаяся экономика, ускоренная урбанизация, порождающая возникновение мегаполисов с многомиллионным населением, диктуют свой алгоритм жизни этой страны. Что ж, у всего есть цена, и китайцы, видимо, так платят за свои успехи в промышленности. После китайского смога кызылская сажа уже не кажется мне проблемой.

Впрочем, говорить о том, что на экологию здесь вовсе махнули рукой, было бы несправедливо. Власти Пекина, например, установили своего рода график использования автотранспорта. По четным числам месяца дни по улицам столицы разрешен проезд только на автомобилях с четными номерами, в другие — с нечетными. Исключение составляют общественный транспорт и такси. Мотоциклы здесь запрещены, зато очень популярны электрические скутеры и велосипеды. Правда, некоторые считают их опасными, так как ездят они бесшумно, и пешеходы не всегда успевают среагировать на эту опасность.

Кроме того, численность автомобилистов в Пекине регулируется квотой: получить номерные знаки может только определенное количество человек. Счастливчики отбираются с помощью лотереи. Автомобили из других регионов страны не могут передвигаться по столице в часы пик — утром и вечером. За нарушение — огромный штраф. Но даже эти меры не помогают справиться с многокилометровыми пекинскими пробками и постоянным смогом.

УХАНЬ

Помимо Пекина, журналистов познакомили с провинцией Хубэй. Больше всего визит в ее столицу, г. Ухань, запомнился нашей группе возложением цветов к монументу у захоронения советских лётчиков-добровольцев, воевавших на китайской стороне в японско-китайской войне 1938 — 1940 гг.

В прошлом году при проведении проверки исторических документов обнаружили информацию еще о девяти советских летчиках-добровольцах, отдавших свои жизни в боях при городе Ухань. Хубэйская администрация выгравировала их имена вместе с именами 15 ранее известных павших героев на могиле советских летчиков-добровольцев. Самому старшему из них было 33 года, самому младшему — всего 24.

На лицевой стороне прямоугольного обелиска, расположенного в уханьском Парке Освобождения, высечены 10 золотых иероглифов, указывающих на то, что здесь покоятся останки советских летчиков-добровольцев. Надпись, выгравированная на китайском и русском языках на обратной стороне памятника, гласит: «Вечная слава советским летчикам-добровольцам, павшим в войне Сопротивления китайского народа японским захватчикам».

ИЧАН

Провинцию Хубей называют Краем тысячи озер. Здесь, действительно, множество живописных водоемов, но больше всего провинция известна рекой Янцзы, третьей в мире по протяженности. Две тысячи лет китайцы не могли обуздать ее, ее наводнения только в XX веке унесли около полумиллиона жизней. Но сегодня она служит во благо китайского народа. Неподалеку от городского округа Ичан на реке Янцзы построена одна из крупнейших в мире гидроэлектростанций «Три ущелья». В 1990-е гг. при заполнении водохранилища было переселено 1,3 млн. человек, что стало самым масштабным переселением в истории для возведения искусственных сооружений.

Помимо прочего, строительство ГЭС «Три ущелья» улучшило условия судоходства в этой части Янцзы, что позволило увеличить общий грузооборот примерно в десять раз и довести его до более чем 100 млн. тонн различных грузов в год.

Но одной лишь этой пользы китайцам явно недостаточно. Практичный народ сделал ГЭС еще и популярным туристическим местом среди китайцев. Жители разных уголков страны приезжают сюда, чтобы полюбоваться пейзажами и примером того, как успешно порой удается человеку обуздать природу. В выходной день здесь встретишь и стариков, и молодежь. Некоторые представители старшего поколения говорят на не очень популярном диалекте китайского, поэтому даже наши переводчики были не в состоянии их понять. Молодежь же с гордостью рассказывают о том, как им нравится ГЭС и об успехах своей страны в промышленности.

Кроме того, на Янцзы расположен этнопарк, посетители которого могут познакомиться с традиционным бытом и культурой одного из народов, населяющих Китай. Воссозданы традиционные жилища, парни и девушки одеты в великолепные национальные костюмы. И если бы не обилие туристов в парке, легко можно было бы представить себя странником во времени, удивительным образом попавшим в древний Китай.

Создание подобного этнопарка кажется перспективной идеей и для Тувы. У нашей республики не меньше богатств, которые могут заинтересовать туристов, но презентовать это так, как это делают в Китае, нам, бесспорно, еще учиться и учиться.

Перенять успешный опыт у китайцев можно не только в плане развития туризма. Трудолюбие этого народа, обстоятельный подход к практически каждому аспекту жизни, не может не восхищать. Но и слепо следовать во многом успешному китайскому опыту вряд ли стоит. У Тувы, которая стремится повторить успешные практики азиатских стран, есть возможность учиться на их ошибках. И в первую очередь, в части сохранения окружающей среды.

Саяна ЦОЙ