Тувинская правда 12+

Хранители «Звенящей нежности»

13 ноября 2014
967

Сколько себя помню, всегда хотелось танцевать, мечтала поступить в хореографическое училище, но судьба распорядилась иначе. Так получилось, что я посвятила себя после окончания Московского института культуры преподавательской деятельности. Но любовь к Его Величеству Балету осталась на всю жизнь.

Первой балериной, которую я в своей жизни увидела, была Майя Плисецкая. Может быть, я и увлеклась потом этим чудесным искусством — балетом, потому что познакомила меня с ним великая балерина нашего времени. Годы учебы в Москве пролетели как один миг, затем возвращение в родную Туву, где не было, конечно, классического балета, но уже был создан при филармонии уникальный ансамбль — «Саяны».

Нынче исполняется 45 лет со дня основания этого коллектива. Создавали его прекрасные творческие личности — А.К. Огнев, Р.Н. Лесников и другие. Первыми «ласточками» были такие танцовщики, как Нина Сайбу, Тамара Мочек, Раиса Шаалы (Монгуш), Александр Лопсан, Анатолий Сержин-оол, Кожер-оол Оюн, Донгак Монгуш, Галина Данзын, Татьяна Монгуш, и другие. Ныне некоторые из них — заслуженные артисты Тувы и России. Биографии этих людей необычны. Они начинали танцевать уже в сознательном возрасте, не имея никакой профессиональной подготовки, не зная элементарной балетной азбуки.

Увлеченный работой Анатолий Огнев с воодушевлением говорил о своих питомцах, способных ребятах, с прилежанием овладевающих нелегким искусством танца. В те годы уже исполняли в ансамбле «Чечек», затем переименованном в «Саяны», знаменитый танец «Звенящая нежность», поставленный замечательным балетмейстером А. В. Шатиным, который приехал к нам работать в 1943–1945 годах после окончания Московского хореографического техникума, где был организатором и создателем театра «Остров танца». Он является одним из создателей музыкально-театрального училища и национального театра Тувы, где и поставил свой классический шедевр «Звенящая нежность», который по праву считается первым национальным танцем, без показа которого не проходит ни один праздник. Исполнялись в то время и такие танцы, как «Барабаны» Б. Альмухамедова, «Праздник на Чайлаге» (музыка Р.Д. Кенденбиля), танец «Кумушки», и другие.

Много ездили по стране, достойно представляя наше национальное искусство в рамках фестивалей, конкурсов. Покоряла своей красотой, молодостью исполнительница танца «Звенящая нежность» (после Натальи Ажикмаа) Нина Сайбу, оставив в памяти неповторимые женственность, красоту и кокетливость.

В 1969 году в коллектив ансамбля пришли выпускники Фрунзенского хореографического училища Галина Чооду, которая сразу начала солировать «Звенящую нежность», Виктор Монгуш, Михаил Тюлюш, Елизавета Куулар, Евгения Салчак. С их приходом коллектив поднялся на новый профессиональный уровень. Репертуар ансамбля пополнился такими новыми хореографическими постановками, как танец «Оленеводы» балетмейстера Мадеймилова, и др.

Шли годы. Менялись руководители, танцы, менялся ритм жизни. А жизнь требует непрерывности обновления. Обновляется общество, жизнь — тот же процесс должен происходить и в искусстве. И тогда министерство культуры отправляет ансамбль «Саяны» на подготовку новой программы в творческую мастерскую эстрадного искусства в г. Ленинград (1977 г.).

К этому времени, с приходом в «Саяны» выпускников Улан-Удэнского училища, начинается новый этап в жизни коллектива. Это Н. Даржаа, С. Маады, Е. Лоп­сан, С. Хопуя, С. Ооржак, Н. Тыртык-Кара, Н. Падан и другие.

Нужно было безболезненно осуществить смену поколений, пришлось расставаться со многими из тех, кто считался знаменем ансамбля, и это было очень трудно. Но законы развития искусства требуют и таких мер.

В Ленинграде был создан первый тувинский национальный балет «Хая Мерген». Музыку написал П. Геккер, хореография В.Я. Камкова. Режиссер-постановщик— заслуженный деятель искусств Карелии и России И.Р. Штокбант. С труппой занимались опытные мастера ленинградского балета. Они были очарованы мягкостью, пластикой юных артистов.

Новое время, новый зритель потребовали и новых образов. В балете «Хая Мерген» они разные и по музыкальной структуре, и по историческому колориту, и по масштабу сценического обобщения. Образ главного героя в «Хая Мерген» исполнял Х. Аминов. Каждый его жест, взгляд и мужественная простота, благородная лирика, пылкий полет души говорили о яркой художественной личности исполнителя. Ангыр-Чечек в исполнении заслуженной артистки Тувы Е. Салчак пленяла женственностью и изяществом. По всеобщему признанию, это был очень гармоничный дуэт. Дополняя и оттеняя друг друга, танцоры создавали объемные и одухотворенные образы героев. Хан-Кучу — образ отрицательного героя, властного завоевателя — создал Д. Монгуш, ярко исполнив эту партию, произвел неизгладимое впечатление. Зрители по достоинству оценили талант этих исполнителей теплыми бурными аплодисментами.

В концертной программе в памяти остался замечательный и очень сложный для исполнения танец — хореографическая миниатюра «Битва с драконом» в постановке Ш. Лаури. Первыми исполнителями были Е. Лопсан, Х. Аминов, С. Маады и Д. Монгуш. Ансамбль «Саяны» может гордиться тем, что он соприкоснулся с хореографией Л. Якобсона — великого хореографа того времени. Хореографическая миниатюра «Олень» в постановке Ш. Лаури — тоже относится к этому времени. Первыми исполнителями были В. Монгуш, С. Ооржак, А. Оюн, О. Монгуш.

Важная задача для хореографа, педагога-репетитора — направить индивидуальность молодого артиста на освоение стиля, добиться гармоничности в танце, синхронности движения, позы, жеста, выразительности всего тела. Первому балетмейстеру-репетитору Галине Салчаковне Ензак, выпускнице хореографического училища г. Фрунзе и ГИТИСа г. Москвы, это удавалось. Она умела разглядеть в артистах музыкальность и ту индивидуальность, о которых мы говорили ранее. К большому сожалению, так сложилось, что Галина Салчаковна оказалась невостребованной.

Эта командировка в Ленинград была не последней. И каждая поездка давала возможность сотрудничать с такими мастерами балетного искусства, как Г. Алексидзе, Д. Авдыш, К. Рассадин. «Сказание о влюбленных», «Цветок», сюита на музыку Р. Кенденбиля — все эти постановки требовали строгого вкуса, благородства манеры, совершенства линий, филигранности техники, с чем и справились наши мастера. Танец «Охотники и Лань» в постановке А. Кузнецова и ис-полнении Н. Даржаа, Т. Ондар, А. Чым­ба — технически очень сложный танец, требующий от исполнителей точности, прыгучести, чет­кости. Другой — «Цветок», с не­обычно сложной хореографией Д. Авдыша, наоборот, требует от исполнителя грации, выдержанности. Первой исполнительницей его является Евгения Салчак, затем ей на смену пришла Светлана Маады.

Очень много было танцев в постановке балетмейстера из Монголии Лхасурэна. Шуточный танец «Кукушки», танец «Проделки ламы», праздничная сюита на музыку В. Тока «Баядский танец».

Ансамбль «Саяны» с триумфальным успехом выступал в России, Японии, Америке, во Франции, на Кубе благодаря редкому сплаву профессионализма, техничности и национальной самобытности, задушевности, человечности.

В трудные 90-е годы ансамбль возглавил выпускник Улан-Удэнского училища, затем — ГИТИСа Вячеслав Донгак, приложив немало усилий для сохранения коллектива. Он поставил ряд таких замечательных танцев, как «Урянхайский», «Матпадак», «Шынгыр-Шынгыр». Они резко отличаются от тех танцев, что составляют основу репертуара коллектива, но очень колоритны, по-своему глубоко национальны. В хореографии используется исконно-древний материал, музыкальное оформление соответствует фольклорно-ритуальным буддийским канонам. Донгак будучи балетмейстером театра пробовал себя и в качестве классического постановщика. В то время он и раскрыл молодых артистов балета Демир-оола и Айлану Чанзан, Экера и Жанну Сарыглар, Иру Кочега. Они исполняли в постановке В. Донгака «Тувинский вальс», отрывки из классических балетов, которые переносил В. Донгак. Для образа героини своего номера «Кан-кыс» он удачно нашел исполнительницу Чечену Сувакпит, подметив в ней яркую индивидуальность, красоту, грацию, изящность. Она заслуженно стала примой ансамбля «Саяны». Сейчас В. Донгак является одним из высокопрофессиональных хореографов республики и России. Он руководит ансамблем «Эдегей», не раз выезжал за границу со своими танцорами и получил международное признание.

Все названные мною артисты имеют прекрасную школу. Всем передаются по наследству танцы золотого фонда, и все, каждый по-своему, прекрасно исполняют их. Так, в «Звенящей нежности» тан­цевали солисты разных времен и поколений: Т. Мочек, Н. Сайбу, Г. Сапогова, Г. Чооду (Тока), Е. Сал­­чак, Л. Сугдерек, Н. Даржаа, С. Маа­­ды, С. Даваакай, Т. Ондар, Чечена Сувакпит, Азияна Аракчаа и др. Перечислить всех, а тем более рассказать о них подробно, невозможно, но мы, зрители, одинаково их любим за нежность, пластичность, восприятие характера танца.

XXI век потребовал от ансамбля идти к более высоким вершинам мировой хорео­графии, сохраняя при этом свои истоки, корни и фольклор. В связи с этим хочу отметить работу начинающих балетмейстеров, артистов балета: Ч. Санчай, А. Мандан-Хорлуу, Н. Акпашева, Т. Ондар и др. Они уже завоевали признание публики, одержали творческие победы.

Имея большой потенциал ис-полнителей, ансамбль «Саяны» завоевывает все больше наград на фестивалях, конкурсах: серебряная медаль Всемирных Дельфийских игр в Москве, золотая медаль во Франции (2003 г.), гран-при фестиваля «Сердце Азии» (2007 — 2008 гг.), Лидер года-2007 (Россия, Москва).

Жизнь балетных артистов коротка, те, кто уходят с большой сцены, продолжают жизнь в своих учениках. Так, Р. Монгуш (заслуженный работник культуры Тувы) — на заслуженном отдыхе, педагог и руководитель фольклорного ансамбля «Сайзанак»; Е. Салчак — педагог КУИ, заслуженный артист РТ; Г. Тока — педагог по классическому танцу РОМХШИ им. Р. Д. Кенденбиля, на заслуженном отдыхе; Л. Сюктерек — педагог-репетитор мюзик-холла «Урянхай», нынче — педагог в МОУ СОШ № 15 г. Кызыла Республики Тыва; Н. Даржаа — директор государственного ансамбля РТ «Саяны», успешно работала много лет, сейчас своим богатым опытом делится в Центре тувинской культуры Республики Тыва.

Большая ответственность, сплоченность и высокий про­фессионализм — заслуга всего коллектива, являющегося опорой и большой школой для всех по­читателей танца нашей респуб­лики.

«Танец — в природе русских, мы — прирожденные танцоры, как итальянцы — прирожденные певцы», — говорила Анна Павлова, великая русская прима-балерина Императорского Мариинского театра. Следом за ней скажу, что и мы, тувинцы, тоже прирожденные танцоры.

Эту статью я посвящаю танцорам старшего поколения ансамбля «Саяны» и сегодняшним молодым исполнителям его хореографической группы, унаследовавшим от старших коллег самобытность техники и пластики, присущую тувинской школе танца, и бережно сохранивших все сокровища его репертуара, такие, как «Звенящая нежность».

Юбилей — итог пройденного пу­ти, полного поисков и экспериментов и повод для пожеланий коллективу государственного ансамбля песни и танца «Саяны» на будущее: беречь золотой фонд, воспитывать талантливых балетмейстеров и артистов, жить беспокойной, радостной творческой жизнью, открывать и завоевывать новые вершины искусства.

Пусть душа поет в танце!

Таисья ОРТЕНЕЙ 

asdf asdf asdf