Тувинская правда 12+

Хранитель ирбиса

14 апреля 2016
1173

— Возможно (не могу исключать такую вероятность), когда-нибудь я бы стал охотником. Но теперь охотником я не стану никогда. Я осознал, что наблюдать животное в его естественной среде обитания, любоваться им, не стремясь подчинить его себе и тем более убить, — куда приятнее и волнительнее. Это приносит море положительных эмоций.

В таком ключе рассуждает теперь Радомир Чигжит, молодой тувинский предприниматель, который неожиданно для всех вдруг заинтересовался вопросами экологии и всерьёз взялся за раскрутку бизнес-проекта, который будет не только приносить деньги своему хозяину, предлагать товар покупателю, но и выполнять целый ряд дополнительных функций. В том числе — природоохранного характера. Собственно, именно охрана природы — ключевой посыл в лозунге, под которым Радомир вышел на рынок.

Своим друзьям и знакомым он теперь готов часами рассказывать то, о чём и сам узнал не так давно. В фокусе его внимания — редкие животные, и прежде всего — снежный барс или ирбис, обитающий в Туве.

— Я говорю всем, что на территории России ирбисов осталось менее сотни особей. У нас в Туве живёт 30-40 из них. Их очень мало — но об этом, кроме разве что экологов, никто не задумывается, да и не знает. Проблема даже не в том, что человек охотится на охраняемое животное. Проблема в том, что вмешательством человека разрушается естественная пищевая цепочка снежного барса, и тем самым наносится вред ему самому.

И ЗАРАБОТАТЬ, И ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ

К идее делать деньги и одновременно приносить пользу обществу Радомир пришёл не вдруг. И, если разобраться, не такая уж она неожиданная, как может показаться на первый взгляд.

Про этого предприимчивого юношу мы уже рассказывали два года назад — тогда он, студент Российской академии народного хозяйства, вернулся на летние каникулы домой с горячим желанием подарить родному городу новый арт-объект, этакое своеобразное признание в любви. При этом подарок он мечтал сделать безвозмездно, не намекнув ни на рубль из городской казны. Как заработать 160 требовавшихся тысяч, он тщательно продумал. В итоге нос утёрли всем, кто сомневался в организаторских способностях студента. К назначенному сроку в начале осени на кызылском Арбате появилась своенравная «галочка» — стела «Я люблю Кызыл».

В Москву Радомир уехал с чувством глубокого удовлетворения: у него получилось.

Дополнительным бонусом, о котором он даже и не помышлял, стали многочисленные звонки, которые на него посыпались после того, как стела заняла своё место. Звонили ребята из районов и даже из других городов. Интересовались, где заказывал, как заработал, с какими трудностями пришлось столкнуться.

— Самое главное, — рассудил Радомир, — что ребята подхватили тот импульс, который несло в себе моё действие: не надо ждать, что кто-то придёт и порадует нас, что-то для нас сделает. Мы сами можем сделать то, что хотим. Мы многое можем.

В Москве неутомимый выдумщик принялся размышлять, во что дальше вложить свои молодые силы. О собственном бизнесе парень мечтал давно, с 2011 года зарегистрирован как индивидуальный предприниматель — и зарабатывал как мог. Поначалу по-мелкому, с выдумкой и задором, свойственным юности: на шоколадных фонтанах, потом на агентстве праздников. Даже франшизу привозил из Москвы на определение профессиональных склонностей методом дерматоглифического анализа (по отпечаткам пальцев). Впрочем, всё это, первое, были игрушки. Разгон.

Проект со стелой в его опытной копилке оказался самым весомым: удалось и вложенные деньги вернуть, и немного подзаработать, и, что немаловажно, — осталось удивительное чувство внутри — такое, какое получают люди, когда от души что-то отдают или дарят.

Этим Радомир и решил вдохновляться: нужно придумать такое дело, рассуждал он, которое объединит продавца и покупателя и в конечном итоге выльется во что-то, полезное всем.

Так и родилась в скором времени идея напомнить обществу о проблемах экологии. Не просто напомнить, а напоминать организованно, настойчиво и принципиально. Радомир почувствовал, что подошёл к главному: возможно, именно это станет делом всей его жизни. Разумеется, чтобы не выдохнуться и не потерять интерес, проект необходимо поставить на рельсы бизнеса. Социально ориентированного бизнеса: так, чтобы в результате предложенной модели отношения «продавец–покупатель» приобрели качественно иное содержание.

 «IRBIS ARMY»

Открывать Америку не пришлось. Барс Радомиру всегда был симпатичен: животное благородное, даже мистическое.

— Я бы даже сказал, что это духовное животное, — подчёркивает Радомир. — Смотришь видео — вот он один гуляет на своих просторах. Он не агрессивен и никогда не нападает на человека. Будет сидеть и наблюдать издалека. Это животное, которое в чём-то даже выше человека.

Ко всему прочему, аргументирует парень, тувинцы относятся к ирбису с особым трепетом. Когда-то даже считали его мифическим созданием, и лишь с появлением фотоловушек удалось убедиться, что он существует.

Начал копаться в Интернете, изучать информацию. Делиться с друзьями. Идея действительно оказалась хорошая — и благородная, и перспективная.

Начал с проторенной дорожки. В Москве у Радомира уже был партнёр, владеющий небольшим швейным производством. Придумали название торговой марки, отвечающее концепции, разработали эмблему — и занялись выпуском первой партии брендовой продукции «Irbis Army» («Армия ирбиса»): украшенная изображением дикой кошки спортивная одежда и линейка аксессуаров: браслеты, кулоны. Информационная кампания в социальных сетях.

Главный посыл — определённый процент от покупки каждой брендовой вещи отправляется на деятельность по охране исчезающего животного. Каждый клиент, совершающий осознанную покупку, становится частью единого целого, объединённого общей благородной миссией. Он становится солдатом мирной армии. Армии хранителей ирбиса.

Начало задуманного предприятия прошло успешно. Радомиру и его команде удалось продать первую партию брендового товара. Встал вопрос — где, каким образом дальше аккумулировать целевую долю заработка. Рассматривали возможность направлять деньги в экологические фонды — но как потом проследить, чтобы средства пошли именно на мероприятия по охране снежного барса? В итоге решили организовать свою некоммерческую организацию, которая займётся непосредственным освоением целевых средств, а также пропагандистской работой. Она будет сотрудничать с министерством природных ресурсов республики и экологическими организациями, а также с Тувинским госуниверситетом. В эти дни Радомир прилетел из Москвы в Кызыл, чтобы здесь зарегистрировать организацию и набрать команду ответственных ребят.

Уже представители новой общественной организации летом этого года вместе с экологами отправятся в экспедицию по местам обитания ирбиса, чтобы расставить новые фотоловушки и составить экологический маршрут. Средства на фотоловушки предприниматель планирует заработать летом же на благотворительном концерте в Кызыле.

Как дальше будет работать организация — Радомир тоже уже продумал. Экспедиция состоится, конечно, не единственная. В городе, совместно с университетом, запланирована разнообразная работа воспитательного характера. В ТувГУ, к примеру, готовится тематическое шоу, посвящённое снежному барсу, которое ребята представят уже на этой неделе на «Студенческой весне», а потом повезут со своей программой на «весну» в другие города. Кульминационным мероприятием года станет день барса, который отмечается в октябре. На этот день Радомир планирует крупное массовое мероприятие в Кызыле. В каких направлениях ещё развивать бренд — идей у Радомира много, и идей интересных.

— У меня есть знакомая, — рассказывает предприниматель, — как-то она пришла домой к приятелю и увидела у него на полу выделанную шкуру барса. Вообще-то это преступление, и человеку, который таким вот образом демонстрирует свой достаток, должно быть стыдно. Она сказала, что увиденное её потрясло, и после этого она изменила своё отношение к человеку. Пусть, может, он даже не убивал, а купил. Купил ведь сознательно и не за маленькие деньги, а потом положил у себя дома. Это уже характеризует человека. Он просто не понимает, что делает. К сожалению — и об этом говорят наши экологи — у нас в обществе экологическое воспитание подрастающего человека заканчивается после того, как он покидает школу. В институте уже идёт только профессиональная подготовка. А ведь именно в это время стоило бы усилить работу по формированию в молодёжи бережного и милосердного отношения к окружающему миру. Вот этой работой, работой с молодёжью в этом направлении, и займётся наша организация.

«Армия» будет выступать за сохранение не только снежного барса, но и других исчезающих животных.

…Сейчас программисты из команды Радомира разрабатывают виртуальную платформу — сайт, на котором поселится проект «Irbis Army», а со временем — разместятся и его партнёры, которые согласятся работать в рамках предложенной концепции.

Радомир рассчитывает, что бренд, за раскрутку которого он взялся, в конечном итоге завоюет позиции и на мировых площадках.

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf