Тувинская правда 12+

Хранитель древней традиции

16 ноября 2013
1275

Так называется выставка известного камнереза, серебряного кузнеца Сергея Кочаа, открытая в Национальном музее.
Выставка позволяет ознакомиться со всем широким творческим спектром заслуженного художника России и Тувы, члена Союза художников России: работы из агальматолита, тиснение по коже, художественное литье. Он возродил и другие древние виды прикладного искусства тувинцев: ювелирное дело, резьбу по дереву. Этим старинным ремеслам он вместе с другими народными умельцами — Владимиром Салчаком, Когелом Саая — обучает молодежь. Его работы изысканны и филигранны.
Кызыл-Даг, в котором живет и творит мастер, — уникальное село. Здесь даже дети — художники-камнерезы. Кызыл-Дагская средняя школа является экспериментальной площадкой по возрождению традиционной культуры тувинцев и добилась неплохих результатов, в частности, продолжается преемственность поколений по камнерезному искусству, начатого в 60-х годах прошлого столетия в школьном кружке знаменитым камнерезом Хертеком Тойбухаа. Открыты филиалы профессиональных училищ по подготовке изготовителей художественных изделий из камня и обработчиков кожевенного сырья.
Сергей Кочаа сетует, что утеряна преемственность целой школы резьбы по камню, что была в Ак-Дуруге. Осталась только кызыл-дагская школа, благодаря «старикам», к которым он причисляет и себя. А что вы хотите, говорит он, все-таки возраст, за 60 перевалило. Нужно успеть передать свой опыт молодому поколению, чтобы сохранить национальные традиции. Обработка камня — самый доступный жанр прикладного творчества в народе, ему легко обучается молодежь. При помощи правительства республики удалось приобрести оборудование для работы с металлом, благодаря чему появилась возможность изготавливать и конскую упряжь, и женские украшения, и домашнюю утварь. Металлы: драгоценные и полудрагоценные, золото, серебро.
Из Кызыл-Дага вышло около 40 члкнов Союза художников СССР и России, 4 лауреата государственных премий Тувы. Именно здесь, считает мастер, необходимо открыть академическую школу народного искусства, чтобы не прерывался механизм передачи мастерства. У нас в республике, считает Сергей Кочаа, возрождены все виды народного искусства, в этом мы лидируем в России.
Но не только юных земляков обучает Сергей Кочаа древнему искусству предков. С недавних пор он сотрудничает с народными умельцами Онгудайского района Горного Алтая, которых активно поддерживает руководство района, которое приобрело литейные установки и пригласило тувинских мастеров, чтобы они поделились своим опытом резьбы по камню и изготовлению чеканки.
По итогам поездки была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве на межрегиональном уровне и продолжении обучения новых групп алтайских ремесленников, проведении совместных семинаров. В местной газете «Ажуда» поместили большой материал, посвященный приезду нашей делегации из 11 мастеров под руководством Сергея Кочаа.
Тувинские художники посмотрели места работы местных мастеров и помогли установить два ювелирных литейных цеха в Купчегене, которые и сегодня продолжает курировать Сергей Кочаа.
Наши художники познакомились тогда и с обыденной жизнью своих коллег. С удовольствием и интересом гостили в Купчегене и Боочи. Кстати, там они встретились со своей землячкой, уроженкой села Кызыл-Даг Н. А. Быйбыевой. Надежа Ак-Хунаевна была очень рада неожиданной встрече с земляками. «На самом деле мы находимся совсем рядом и знаем друг о друге очень мало. Мы приехали сюда через Бугузун. Наши женщины очень часто приезжают за товаром в Кош-Агач, потому что сюда ближе ехать, чем в Абакан. Мы — алтайцы и тувинцы, всё-таки братья, у нас много общего. Мы должны друг другу помогать и, конечно же, учиться друг у друга. Исторически мы связаны друг с другом общей землей и историей», - сказал тогда Сергей Кочаа.
Сейчас мастер сотрудничает с Национальным музеем, делает на высочайшем уровне копии золотых украшений из скифского кургана «Аржаан-2». Изделия, добытые при археологических находках, копируются в более дешевом металле, в данном случае — отливаются из латуни, а потом покрываются позолотой. Ценные экспонаты получают вторую жизнь, становятся доступными для всех желающих прикоснуться к истории и древнему искусству. Помогают мастеру в этой работе и ученики из Горного Алтая.
Елена ЧАДАМБА

asdf asdf asdf