Торжественным концертом участников закончился фестиваль «Хоомей в Центре Азии», который затронул проблемы сохранения и развития одного из визитных карточек нашей республики. Хоомей как особый жанр народного музицирования в общей системе традиционной культуры тувинцев выступает довольно автономным и весьма специфическим явлением. Для того, чтобы донести рассмотрение традиции до современности, сохранить ее живой и действенной, народу необходимо было накапливать и в течение веков передавать ее от поколения к поколению.
Фестиваль закончился, но работа по сохранению и развитию хоомея продолжается. Так, глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол, выступая перед участниками фестиваля на торжественном вечере, заверил, что открытие Академии хоомея в Туве станет основой для дальнейшего развития горлового пения в Туве.
Проведенный фестиваль подтвердил статус тувинского хоомея как особо ценного объекта культурного наследия Республики Тыва, включенного в единый реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. На подмостках фестиваля назрела необходимость определения Тувы как центра развития горлового пения.
Значительный интерес специалистов и музыкантов сегодня представляют те изменения, которые происходят с данной традицией, и которые свидетельствуют о незаурядных творческих потенциях горлового пения, о его способности к новым проявлениям. Сохраняя свою аутентичность в сфере бытового музицирования среди носителей традиции, этот жанр экстраординарного пения в то же время претерпевает существенную трансформацию, проявляя при этом необычайную пластичность. Именно в жизнестойкости и неисчерпаемости творческого начала хоомея ярко проявляются его гибкость и способность соответствовать художественным запросам и эстетическим поискам общества на новом этапе бытия, обретая тем самым возможность быть переданным следующим поколениям. В основе дальнейшего развития этой традиции, в первую очередь, лежат поиски современных тувинских музыкантов. Имеются в виду опыты профессиональных и самодеятельных коллективов, отдельных исполнителей по соединению этого искусства с хоровым и сольным пением, что усиливает выразительный эффект звучания. Гибок и состав исполнителей — от соло до ансамблей. Кроме того, хоомей исполняют представители как самого старшего поколения, так и самого молодого, в чем также прослеживаются преемственность, непрерывность традиции.
Интересен и творческий поиск молодых музыкантов Тувы и ряда народов Центральной Азии в сфере синтеза традиционного и современного, т.е. попытки соединения некоторых образцов поп-, рок- и джазовой музыки со звучанием хоомея. Таким экстраординарным способом нашу культуру видят многие наши молодые артисты, такие как Александр Куулар. Как источник новых, необычных, экзотических, иногда даже шокирующих звуков хоомей привлекает активное внимание и музыкантов зарубежных стран. Такого рода знакомства с горловым пением можно наблюдать в Америке, Японии, во Франции, Германии, Швеции, Нидерландах и т.д.
В настоящее время специалистами Центра традиционной тувинской культуры исследованы актуальные вопросы сохранения и передачи будущему поколению «жемчужины» Тувы, хоомея, проблемы особенностей исполнительства тувинского горлового пения и его защиты; физико-акустические аспекты горлового пения, вопросы методики преподавания хоомея в дополнительных образовательных учреждениях.
В заключение хочется отметить, что проведенный фестиваль еще раз показал нам, насколько красочна и красива традиционная музыка кочевых народов центральной Азии. Мы близки к тому, что в будущем будем готовить музыкантов-хоомеистов на более грамотном и высоком уровне.
Надежда ДАРЖАА,
заслуженная артистка РФ и РТ