ДИАЛОГ СО СТУДЕНТАМИ
Глава Тувы Шолбан Кара-оол по прибытию в Красноярск на КЭФ-2019 первым делом встретился со студентами из Тувы, обучающимися в вузах этого города. Встреча прошла на базе Военного учебного центра при СФУ, в котором на сегодня в рамках соглашения между правительством республики и учебным заведением обучается более ста студентов.
Несмотря на поздний час и промозглую погоду, в читальном зале Военного учебного центра при СФУ собралось более ста студентов из Тувы, обучающихся в красноярских вузах. Многие из присутствующих на встрече были студентам этого центра, которые при появлении главы республики на пороге учебного заведения поприветствовали его торжественным построением.
Как отмечает руководство центра, в нем обучаются 113 выходцев из Тувы. Среди них и тувинцы, и русские.
— Замечаний ни по учебе, ни по дисциплине к ребятам нет, — пояснил TMG начальник учебной части центра Виталий Лой. — Они обучаются на всех шести специальностях, и среди них есть круглые отличники.
Глава региона поблагодарил руководство военного учебного центра за то, что у ребят из Тувы есть возможность получать блестящее инженерное образование. Он подчеркнул, что у учебного заведения имеется прекрасная материально-техническая база для подготовки специалистов. Обращаясь к студентам, Шолбан Кара-оол напомнил, что у республики дефицит инженерных кадров, и для Тувы «имеет очень большое значение, что ребята обучаются здесь инженерным специальностям».
Перейдя к диалогу с молодыми земляками, глава региона рассказал им, что в Красноярск он прибыл из Москвы, где на уровне председателя правительства России прошло совещание, посвященное проблемам социально-экономического развития нашей республики.
— Это — уникальный случай; совещание имеет большое значение для нашего региона и непременно повлияет на вашу будущую жизнь, — подчеркнул он общаясь с тувинскими студентами.
Первый вопрос, который обсудили на заседании, которое провел Дмитрий Медведев, был вопрос транспортной недоступности республики.
— Транспортная недоступность нашего региона — главная причина того, что мы отстаем, — отметил он. — Часто говорят, что железная дорога — это плохо. Но ее отсутствие, то, что у Тувы только одна транспортная артерия — автомобильная дорога, общая неразвитость нашей транспортной составляющей приводит к тому, что товары, поставляемые в Туву, имеют в регионе цену выше, чем в других, даже соседних, субъектах РФ.
— Железная дорога даст совершенно другую стоимость жизни в Туве, — резюмировал он. — Но развитие транспортной составляющей республики не ограничивается только железной дорогой. Это и авиация, и автомобильные дороги.
Со слов главы правительства, то же самое касается и энергетики региона.
— Помогите нам создать равные условия, и мы будем развиваться не хуже других субъектов Федерации, к тому же потенциал у нашего региона сильный, — заключил глава на встрече со студентами.
Он еще раз подчеркнул, что, учитывая кадровый голод малой родины на технические специальности, Тува возлагает большие надежды на образование, которое ребята получают вдали от дома.
— Взять ту же железную дорогу: только на ее строительстве будет задействовано более 14 тыс. человек, а обслуживать ее — 4 тыс. человек. Очень хочется, чтобы большая часть этих специалистов была нашими земляками, — поделился своими надеждами со студентами глава республики.
ЧЕРЕЗ ТУВУ В АЗИЮ
Накануне Красноярского экономического форума-2019 Тува и Красноярск провели переговоры о строительстве оптово-распределительного центра в республике, ориентированного на экспорт продукции Красноярского края через республику в азиатские страны и прежде всего — в Монголию. Об этом на КЭФ-2019 прессе заявил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Эртине Данзы-Белек.
— Сейчас транзит через наш регион продукции Красноярского края в Монголию есть, однако не в таких объемах, как нам хотелось бы, — сказал министр.
По его словам, появление в Туве оптово-распределительного центра с мощностями для хранения продукции, возможность строительство которого в республике Эртине Данзы-Белек обсудил со своим коллегой зампредом правительства — министром сельского хозяйства Красноярского края Леонидом Шороховым, позволит увеличить объемы экспорта и транзита через Туву продукции из соседнего региона.
— Красноярский край не меньше нашего заинтересован в этом — собрать на территории Тувы весь продовольственный потенциал «Енисейской Сибири», чтобы в дальнейшем его распределять по азиатским странам, — заметил он, подчеркнув, что речь идет о строительстве оптово-распределительного центра площадью около 1000 кв. метров с мощностями для хранения и сохранения продукции сельхоз переработки.
Эртине Данзы-Белек добавил, что такой центр создает серьезный задел по экспорту тувинской продукции в Монголию и в другие азиатские страны и для наших предпринимателей, и для предпринимателей Хакасии.
— Леонид Шорохов обещал проработать этот вопрос на уровне председателя правительства Красноярского края, — резюмировал Данзы-Белек.
ПРОБЛЕМУ МУСОРА РЕШАТ СООБЩА
В рамках КЭФ-2019 республика подписала трехстороннее соглашения о взаимодействии с Красноярским краем и Хакасией в вопросах утилизации твердых бытовых отходов. Как рассказал газете министр строительства и ЖКХ РТ Евгений Овсянников, два других региона, участвующие в «Енисейской Сибири», так же, как и Тува, сталкиваются почти что с аналогичными проблемами организации вывоза и утилизации ТБО после внедрение новой системы в стране.
— Соглашение мы подписали сегодня на встрече в министерстве экологии Красноярского края, — пояснил Овсянников. — Оно предполагает, например, сотрудничество в поисках инвесторов для организации обращения с ТБО в регионах, обмен информацией, а также совместное укрепление нормативно-правовой базы в этом вопросе.
Система обращения с ТБО новая, отметил министр, и Красноярский край с Хакасией, так же, как и Тува, испытывают определенные трудности в ее внедрении, в том числе и схожие с теми, что наблюдаются в Туве.
Напомним, что компания «СТ-ТБО», по результатам торгов в апреле прошлого года ставшая региональным оператором обращения с ТБО в Туве, не справилась со своими обязательствами, и в новогодние праздники контейнерные площадки во дворах многих домов Кызыла стали превращаться в свалки. В районах дела с мусором обстояли еще хуже.
По информации минстроя РТ, сегодня «СТ-ТБО» в полном объеме так и не справляется с обязательствами по организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов на территории РТ. Свою деятельность региональный оператор с трудом смог наладить только в Кызыле и в Ак-Довураке.
— Сейчас с ним ведутся судебные тяжбы, — прокомментировал вопрос Евгений Овсянников.
Именно схожие проблемы заставили три региона подписать соглашение о сотрудничестве в этой сфере. И недостатками работы операторов они не исчерпываются.
— Например, встречается практика двойной платы за одну услугу, — говорит Евгений Овсянников. — Некоторые управляющие компании из своих квитанций счета за вывоз мусора не убирают, а региональные операторы предъявляют жителям свои. Такого быть не должно. Эту ситуацию мы отрегулируем совместно с нашими коллегами из Красноярска и Хакасии.
Антон ПОСОХИН