Тувинская правда 12+

Казначейство Тувы: от истоков к облачным технологиям

5 декабря 2017
985

В преддверии 25-летия со дня образования Казначейства России корреспондент газеты «Тувинская правда» Антон Посохин встретился с руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Солангы Николаевной Саая.

— Солангы Николаевна, 8 декабря Казначейство России отмечает 25-летний юбилей, и к этой отметке полностью утвердилось в роли одной из ключевых ведомств в финансовой системе страны. А какие значимые этапы вы можете выделить в истории становления Казначейства в Туве?

История становления Казначейства России началась с 1992 г., с момента подписания Президентом России Указа о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. В нашей республике Управление Федерального казначейства создано в 1994 году.

На первых порах вся деятельность казначейства велась на бумажных носителях, использовались печатные машины, деревянные счеты, а калькуляторы, работающие от сети, в те времена казались огромным достижением техники. Первые компьютеры у нас начали появляться ближе к середине 1995 года.

На начальном этапе становления Управления создавались Отделения на территории Республики Тыва, начали открываться счета в ГРКЦ Национального банка Республики Тыва.

Изначально наша деятельность ограничивалась по направлениям: учет и распределение доходов, кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, учет и отчетность.

С 2000 годов начался переход на кассовое обслуживание республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований.

2006 год примечателен тем, что началась реализация одной из основных задач того времени — распределение доходов до уровня сельских поселений и городских округов.

К наиболее значимым мероприятиям также можно отнести переход Управления в 2011 году на работу в новом программном продукте «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО АС ФК), а уже в 2012 году клиенты переведены на Систему удаленного финансового документооборота (СУФД — онлайн), составную часть ППО АСФК.

С внедрением СУФД клиенты начали проводить все платежные операции через Интернет в режиме реального времени, и необходимость посещать Управление для проведения платежей у клиентов уже отпала: требуемые документы подписываются электронной подписью и направляются в казначейство.

На этот же период выпало большое количество знаковых для Управления событий: реорганизация Управления путем присоединения Отделений в качестве территориальных отделов, внедрение механизма учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, исполнение новой государственной функции по ведению Перечня государственных (муниципальных) учреждений на сайте ГМУ, регистрация участников ГИС ГМП и т.д.

Начиная с 2015 года, в целях минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, был дан старт к внедрению технологии обеспечения учреждений наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт. Эти карты являются альтернативой денежным чекам, объявлениям на взнос наличности и создает условия для более широкого применения безналичных платежей.

На обеспечение наличными средствами с использованием дебетовых банковских карт переведены клиенты г. Кызыла и Ак-Довурака, клиенты в Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Кызылском, Барун-Хемчикском, Пий-Хемском и Тандинском кожуунах.

Одним из последних актуальных задач является внедрение механизма казначейского сопровождения целевых средств и авансов по государственным контрактам. Этот механизм в текущем году также распространен на государственные контракты, заключенные в рамках государственного оборонного заказа. Кроме того, осуществляется расширенное казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами по договорам и контрактам в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием фото и видеотехники.

2016 год стал особенным для органов Федерального казначейства. Указом Президента России нам были переданы функции Росфиннадзора по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере. Перед нами поставлена задача не просто освоить новые полномочия, но и выработать новые подходы к осуществлению этих контрольных функций. И это все в условиях сокращения численности ревизионного аппарата, связанного с реорганизацией Росфиннадзора.

В отличие от предыдущей модели осуществления внутреннего государственного финансового контроля, существенно изменились критерии оценки эффективности. Так, основной задачей Казначейство ставит не количество проверок и выявленных нарушений, не наложенные штрафные санкции, а предупреждение бюджетных нарушений, риск-ориентированный подход, прозрачность расходования бюджетных средств.

Хочу отметить, что осуществление контрольно-надзорных полномочий накладывают на нас дополнительную ответственность и соответственно требует от сотрудников Управления более глубокого познания в области бюджетного законодательства.

— Расскажите, пожалуйста, что такое «казначейский» кредит, и востребован ли он в нашей республике?

— «Казначейский» кредит предоставляется региональным и местным бюджетам в целях пополнения ликвидности их счетов. Поскольку наша республика является высокодотационным регионом, то «казначейский» кредит, безусловно, содействует покрытию временных кассовых разрывов и позволяет оперативно профинансировать срочные социальные и иные выплаты.

Всего за 3 года было предоставлено бюджетных кредитов республиканскому бюджету на общую сумму 10,2 млрд. рублей, а бюджету г. Кызыл за 2 последних года выделено 104,9 млн. рублей. Очевидно, что «казначейский» кредит востребован в республике, поскольку имеет низкую процентную ставку, а это 0,1 процента годовых. Кредит востребован регионами как замещение коммерческим кредитам, по которым процентная ставка в разы выше.

В настоящее время обсуждается вопрос об увеличении сроков предоставления с 50 до 90 дней, что позволит более эффективно управлять финансовыми ресурсами на единых счетах бюджетов региональных и местных бюджетов.

Отмечу, что в 2015 году также был внедрен механизм привлечения на единый счет бюджета Республики Тыва свободных остатков на счетах бюджетных и автономных учреждений республиканского уровня. Аналогичный механизм реализован на уровне муниципалитета — г. Кызыла — в 2016 году.

Так, остатки на счетах республиканских бюджетных и автономных учреждений периодически достигают в общей сумме от 6 млн. до 570 млн. рублей, по г. Кызылу данный показатель достигает до 17 млн. рублей. До внедрения данного инструмента эти остатки никак не использовались, теперь приносят пользу бюджетам республики и г. Кызыла. Таким образом, и этот механизм вносит гибкость в управление едиными счетами республиканского бюджета и бюджета г. Кызыла.

— В последние годы Казначейство России активно занимается внедрением и развитием информационных технологий. Какие IT-решения будут предложены в ближайшей перспективе?

— В последние годы идет процесс активного внедрения Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».

Наполнение сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса стало отправной точкой широкого применения ГИИС Электронный бюджет. Наиболее активно сейчас используются подсистема ведения нормативно-справочной информации, подсистема «Управления расходами», подсистема «Учета и отчетности», подсистема «Управления закупками» и Единый портал бюджетной системы.

На очереди внедрение целого ряда подсистем ГИИС Электронный бюджет, таких, как подсистема «Управления доходами», подсистема «Управления кадрами», подсистема «Финансового контроля», подсистема «Управления денежными средствами», и других.

Кроме того, идет планомерная работа, направленная на централизацию наших информационных сервисов и миграцию данных в единой облачной инфраструктуре Федерального казначейства на центрах обработки данных Минфина России. К 2020 году миграция данных в ЦОД должна быть завершена.

— В преддверии наступающего юбилея, какие будут пожелания к работникам казначейства?

— Выражаю глубокую благодарность нашим сотрудникам и ветеранам за ваш самоотверженный труд, профессионализм и трудолюбие.

 В последние годы идет стремительная трансформация функций казначейской системы. Это требует от нас еще более высокого уровня квалификации, знаний, навыков и отдачи от специалистов Управления. Уверена, мы готовы полностью соответствовать таким требованиям.

Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником, добра вам и успехов в работе! 

asdf asdf asdf