Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кан-оол ДАВАА: «У тувинского парламентаризма своя, особая «колея»

11 декабря 2018
410

По сравнению с общей уникальной историей становления и развития законодательной (представительной) власти в Туве, последний 25-летний путь, относящийся к деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, в целом похож на историю других региональных парламентов России. Тем не менее, у современного тувинского парламентаризма есть своя, особая «колея».

Четверть века назад, в октябре 1993 го­да, в стране началась реформа представительных органов власти и органов местного самоуправления. Она проводилась согласно указам Президента Российской Федерации. В соответствии с принятой 12 декабря 1993 года Конституцией Российской Федерации впервые в отечественной истории состоялось конституционно-правовое признание Тувинской и других автономных республик и округов в качестве равноправных субъектов Российской Федерации. Республика Тыва, как и другие регионы, в тот период срочно нуждалась в собственном законодательстве, отражающем особенности и специфику территории. Тогда и закипела республиканская правотворческая работа.

Надо признать, что становление нового законодательного органа власти республики проходило в сложных политических и экономических условиях. Народным избранникам было необходимо в кратчайшие сроки определить не только пути стабилизации обстановки в республике и ее дальнейшего укрепления, но и определить долгосрочную перспективу и приоритеты социально-экономического развития территории.

В октябре 1993 года была принята Конституция Республики Тыва, а 12 декабря того же года по новому Основному Закону Республики Тыва состоялись первые выборы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва — нового органа законодательной власти республики. Особо отметим, что Основной Закон Республики Тыва был разработан и введен в действие до принятия Конституции Российской Федерации.

32 депутата Верховного Хурала первого созыва были избраны по смешанной системе — мажоритарной и пропорциональной: 27 депутатов были избраны по одномандатным округам и, впервые в истории парламентаризма Тувы и России, пять депутатов были избраны по спискам общественных движений и партий. Еще одно отличие Верховного Хурала первого созыва от других созывов — все депутаты работали на постоянной профессиональной основе.

Первое заседание первой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва состоялось 6 января 1994 года. Председателем Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва был избран Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. В составе парламента было образовано семь комитетов, три фракции: аграрная, Народной партии суверенной Тувы и женщин-депутатов. С этого момента можно начать отсчет современного тувинского парламентаризма. Та первая сессия открыла новую главу в развитии парламентаризма в республике. Это было историческое событие.

Верховный Хурал вел законодательную деятельность в сферах экономики и финансов, конституционно-правовой политики, государственного строительства, аграрной и социальной политики и межпарламентских связей. В ведении Верховного Хурала было два основных вопроса — законодательство и контроль за исполнением принятых законов. Его полномочия были достаточно обширными для того, чтобы устанавливать и сохранять систему сдержек и противовесов в работе государственной власти Республики Тыва. Так, Верховный Хурал был наделен полномочиями принимать Конституцию Республики Тыва, давать согласие на назначение и освобождение от должности всех заместителей председателя Правительства и отдельных министров. В этом и заключается существенная разница в полномочиях и компетенциях нового и старого институтов законодательной власти Республики Тыва.

Работа Верховного Хурала Республики Тыва второго созыва началась 23 июня 1998 года. Председателем Верховного Хурала Республики Тыва был избран молодой депутат Шолбан Валерьевич Кара-оол. В настоящее время он является Главой — Председателем Правительства Республики Тыва. Приоритетным направлением законотворческой деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва было решение задач, поставленных в 2000 году в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина, по обеспечению в стране единого правового пространства и приведению в соответствие с федеральным законодательством Конституции и законов Республики Тыва.

С 1991 по 1998 год депутатами Верховного Совета Тувинской АССР и депутатами Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва был принят ряд основополагающих законов переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям. В первую очередь, это такие законы, как «О либерализации рыночных цен», «О разгосударствлении государственной собственности», «О приватизации государственной собственности», «О создании Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования», Налоговый и Бюджетный кодексы, и другие.

6 мая 2001 года на референдуме Республики Тыва была принята новая Конституция Республики Тыва, в соответствии с которой в 2002 году впервые в истории тувинского парламентаризма был избран двухпалатный парламент — Великий Хурал. Согласно новой Конституции, верхняя палата — Палата представителей — состояла из 130 депутатов. Нижняя — Законодательная палата — из 32. Председателем Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва был избран Д. К.-Х. Ооржак. В последующие четыре года (2006 — 2010 гг.) на этом посту его сменил Х. Д. Монгуш. Председателем Законодательной палаты почти два срока избирался В. М. Оюн. На небольшой отрезок времени его сменил В. Г. Вальков, до этого работавший заместителем председателя нижней палаты.

На содержание громоздкого парламента при малой численности населения из республиканского бюджета ежегодно выделялись большие финансовые средства. Это было отражено в ежегодном Послании Президента России Д.А. Медведева в 2009 году. Тогда глава государства предложил ввести в стране единый критерий установления численности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи, по предложению инициативной группы, в 2010 году в республике прошел референдум по приведению в соответствие федеральному законодательству некоторых статей Конституции Республики Тыва и упразднению двухпалатного Великого Хурала Республики Тыва. На всенародном голосовании народ республики поддержал инициативу об учреждении однопалатного парламента. Так, в октябре 2010 года в республике состоялись выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва.

В настоящее время Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва — постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва, который состоит из 32 депутатов. Рабочими органами Верховного Хурала являются семь постоянных комитетов. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва — пять лет. За это время республиканский парламент заявил о себе как влиятельная и авторитетная политическая сила в системе государственной власти.

Верховный Хурал — сплоченный коллектив законодателей, ставящих во главу угла интересы республики и ее жителей. Главная задача тувинского парламента — повышать качество жизни населения республики посредством региональных законов.

Подавляющее большинство депутатов парламента первого и второго созывов являются представителями политической партии «Единая Россия». Тем не менее, в парламенте представлены фракции ТРО ВПП «Единая Россия» и РО ВПП «Справедливая Россия».

Гражданская зрелость и ответственность, высокий профессионализм и работоспособность, сплоченность и конструктивизм коллективов Верховного Хурала разных лет стали определяющими в работе республиканского парламента всех созывов. Конечно, были созывы, которые нуждались в более эффективной и конструктивной работе.

Законотворчество Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого и второго созывов было чрезвычайно многообразным и многогранным. С октября 2010 года тувинский парламент принял более 600 законов. Система правовых актов Республики Тыва содержит все отрасли, характерные для регионального законодательства — о государственном строительстве, муниципальное, финансовое, налоговое, социальное и другие виды законодательства. Депутаты парламента большое внимание уделяют решению проблем социальной сферы. Это вопросы здравоохранения, образования, культуры и другие. Расширяется межпарламентское и международное сотрудничество.

Цель работы тувинского парламента — улучшить качество жизни людей, своевременно прийти на помощь, упредить социальную напряженность. Приоритетами законотворчества Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва стали интересы человека, его здоровье, условия жизни, благополучие и защищенность населения. За 25 лет, несмотря на неоднозначные оценки деятельности Законодательной палаты Великого Хурала двух созывов, парламентарии успели создать крепкую законодательную базу для родной Тувы.

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва последних двух созывов работает в тесном контакте с Главой Республики Тыва, Правительством Республики Тыва, муниципальными образованиями и общественными организациями. Руководство высшего исполнительного органа государственной власти республики, органов местного самоуправления, общественники — постоянные участники разных парламентских мероприятий. Ежеквартально проводится совместный Совет парламента и правительства республики, где определяются цели и задачи законотворчества на ближайшую перспективу. Такое взаимодействие идет только на пользу республике, так как перед парламентом и правительством республики стоит одна задача — это экономическое процветание региона, закрепленное законами Республики Тыва.