В нашей республике сосредоточено огромное количество памятников археологического наследия — это древние стоянки, поселения, наскальные рисунки, городища, каменные изваяния, оленные камни, стелы, курганы, поминальные сооружения и др. Перед обществом стоит не только цель поиска, изучения, описания, интерпретации объектов археологического наследия, но и цель сохранения и передачи будущему поколению памятников в том виде и в той форме, какими они были обнаружены.
Благодаря традиционному воспитанию тувинцев памятники археологии в нашей республике хорошо сохраняются и оберегаются. В первую очередь, неприкосновенность погребальных памятников в Туве связана с распространенным культом предков. Так как погребены в земле предки, нельзя не только трогать древние захоронения, но даже показывать пальцем на древние могилы, по возможности, обходить их стороной. Тот, кто посмеет потревожить захоронение, по традиционному мышлению, будет проклят и обречен на вечные страдания. Такие легенды из поколения в поколение передаются в народе, и поэтому дети с малых лет испытывают страх и уважение перед огромными курганами в своих районах.
В последние годы наблюдаются массовые походы местных жителей по сакральным местам республики с целью поднятия духа (хей аът кодуруп), привлечения удачи и исполнения сокровенных желаний. Сакральное место обладает особым, священным статусом. Большая проблема состоит и в том, что, несмотря на родовые запреты, которые призывают не тревожить археологические памятники, тувинское общество неправильно воспринимает некоторые обряды подношения пищи, прошения у предков удачи, богатства исцеления от болезней и других желаний. Одним из видов археологических памятников, который страдает от неправильных обрядовых действий человека, является каменное изваяние.
Каменные изваяния (кижи-кожээ, кожээ) — это скульптурные изображения воинов, которые пали в сражениях и в бою. Древние тюрки считали камень вечным и устанавливали изваяния с целью увековечить память о героях, предках. Обобщенно древнетюркское каменное изваяние выглядит следующим образом: мужчина с монголоидными чертами лица в сидящей позе. На голове мог быть изображен головной убор. Нередко на груди изображались отвороты верхней одежды. На талии находился пояс с бляшками и каптаргаком — мешочком для хранения мелких вещей. На поясе висело оружие — сабля или кинжал. В правой руке мужчина на уровне груди держал сосуд.
В наши дни освящение изваяний происходит в условленное время, хотя прежде, как писал исследователь тувинского шаманизма М. Б. Кенин-Лопсан, освящение кожээ происходило по определенным поводам: когда свирепствовали болезни, наступала засуха, нарушались покой и мир, а также по случаю посещения священной земли предков, и занимались этим обычно только шаманы.
Широко практиковалось моление возле изваяния с целью лечения болезни. Больного привозили к подножию изваяния, и шаман обращался к нему с просьбой взять на себя болезнь этого человека. Каменное изваяние окуривали вереском, угощали аракой и надевали на него цветные ленточки, которыми предварительно обвязывали больного.
В настоящее время многие родоплеменные группы ежегодно проводят обряд освящения кожээ. Приглашаются ламы, совершается молебен, накрываются столы в юртах, организуются традиционные конные скачки, национальная борьба хуреш и другие соревнования.
Во время празднеств или посещения изваяний по другим поводам местные жители «кормят» изваяние белой пищей для того, чтобы задобрить его, попросить о помощи. К белой пище у тувинцев традиционно относятся молоко, саржаг, ореме, быштак и др. Молоко брызгают на изваяние и вокруг него, остальные продукты подносят ко рту изваяния. Кроме этого, есть традиция оставлять сладости и мелкие деньги на верхушке изваяния. Остатки пищи и металлические деньги, нагреваемые солнцем, наносят вред поверхности памятника. В результате под органической коркой скрываются многие детали изваяния (рельефные изображения предметов, надписи, рисунки). Пища привлекает хищных птиц, которые при сплёвывании жертвенной еды повреждают клювами поверхность памятника.
Каменные изваяния устанавливаются в оградках, то есть на земле вокруг изваяния лежат камни малых и больших форм. Некоторые посетители берут камни из оградок как трофей. Этого не стоит делать, так как можно разрушить целостность конструкции памятника.
Еще в начале XX века известный исследователь-археолог А. В. Адрианов во время исследования наскальных изображений в Туве писал: «…Многие из осмотренных мною рисунков могли быть исследованы поверхностно, вследствие враждебного настроения туземцев, смотревших на такое посягательство с моей стороны на их святыню... правда в таком отношении инородцев к их историческим памятникам заключается гарантия за их целость. До тех пор, пока они считают их своею святынею, эти памятники будут охранены самым надежным образом от истребления и расхищения, но как только цивилизация проникнет в эти страны, начнет производить постройки, сооружения, обработку земли, она уничтожит, значительную часть памятников, постарается извлечь из них пользу при постройках…». Мы должны постараться сохранить и сберечь бесценное культурное наследие в современном мире, чтобы наши дети и внуки могли видеть в первозданном виде свою историю. Ведь именно благодаря историческим и культурным памятникам мы знаем, кто мы есть на самом деле.
Аяна ШОЙНУУ