Школьная газета, хоть и именуется она газетой, и функции выполняет, пожалуй, те же, что и настоящее печатное издание, на поверку мало общего имеет со своим реальным прототипом. Бюджета у школьного СМИ никакого — это раз. Штат сотрудников условный — два. Ну и, как показывает практика, газета в школе будет только в том случае, если найдётся такой преподаватель, который добровольно захочет взвалить на свои плечи дополнительную внеучебную нагрузку. Пока такой педагог горит энтузиазмом — школа имеет своё печатное издание.
И верстальщик всегда найдётся
В кызылской школе № 14 такой энтузиаст нашёлся. С 2011 года выпуском школьной газеты руководит учитель русского языка и литературы Наталья Скоморохина.
Газета в школе — событие не очень частое, выходит лишь раз в четверть, зато стабильно. Название незамысловатое — «Школьный вестник». Наполняется, понятно, информационными материалами, репортажами из школьной жизни. Есть и постоянные рубрики, которые ведутся со дня рождения газеты. Например, «Мешок новостей». Там — классические что, где, когда. На литературной полосе публикуются творческие работы школьников: стихотворные пробы пера, лучшие сочинения, победившие в тематических конкурсах. Но это дело привычное. Есть рубрика «Живём и учимся в Туве»: в ней ребята пишут путевые заметки, эссе и репортажи из экскурсий по республике, рассказывают об интересных людях, предлагают материалы по истории родного края. Кроме того, газета включается и в профориентационную работу школы: в этой же рубрике в весеннем, в частности, номере традиционно — интервью с представителями учебных заведений, которые есть в Кызыле. Приходят гонцы, скажем, из сельхозтехникума или из политеха с агитационной лекцией. После беседы юнкоры местной газеты их под белы рученьки — и к себе в редакцию. Спросят обо всём, что интересно школьникам, снимут. Потом пробегутся с опросом по сверстникам, спросят, убедило ли их общение с агитаторами и кто, собственно, хочет поступить в техникум и почему, — и фактура для рубрики набрана.
В прошлом году, который был объявлен Годом литературы, подготовили большой материал по нашему земляку, писателю Николаю Сердобову. Провернули огромную работу, чем очень гордятся.
Поначалу верстать газету пробовали самым примитивным образом, в «Ворде», но не понравилось. Перешли на «Паблиш». Верстальщик — всегда кто-нибудь из учеников выпускных классов. Среди них всегда находится паренёк, который мастерски владеет программой, отмечает Наталья Ивановна.
В год выходит всего четыре номера газеты. Раз в четверть. Плюс — пара тематических приложений: по литературе, истории, обществознанию. Или даже по физкультуре. А к концу года верстается номер праздничный, выпускной. Если рядовая газета — четыре странички формата А4, то выпускная набирается аж на двенадцати: к работе подключаются все одиннадцатые и девятые классы. Каждый должен подготовить по целой полосе — это и наиболее памятные снимки из истории отдельного ученического коллектива, и рассказы из школьной жизни, и портреты самых отличившихся героев. И родители приносят письма в маленькую школьную редакцию, и классные руководители хотят увековечить напутственные слова своим птенцам, и директору дают возможность высказаться.
А несколько лет назад, как приложение к школьной газете, издали даже сборник стихов местной юной поэтессы.
Печатается издание, кстати, или в «Аныяке», или в маленькой частной типографии Кызыла.
Чьё СМИ СМИшнее?
Своё печатное детище школа №14, наряду с другими городскими коллегами, представила на конкурс школьных газет, который в этом году объявил департамент по образованию Кызыла. Организаторам, впервые решившимся на подобное мероприятие, было интересно, сколько же газет генерируют недра городских школ. Впрочем, интересно было всё: в каком формате эти газеты делаются, чем начиняются, с какой периодичностью выпускаются. Подарки участникам готовились чисто символические — грамоты. Жюрить же отважились пригласить спецов, чтобы оценивали по разным критериям. Позвали представителей печатных изданий, а также министерства образования республики. Оценивали материалы девяти участников: восьми школ города и КЦО «Аныяк».
Как выяснилось, среднестатистическая школьная газета в Кызыле — это четырёхстраничное издание формата А4, с цветной обложкой, фирменной шапкой. Некоторые газеты практикуют анонсы номера. Многие экспериментируют с красочным оформлением. Содержание — разнообразные ребячьи пробы в самых простых журналистских жанрах, множество любительских снимков.
— Газета — это площадка, которая даёт детям возможность поделиться своими мыслями, взглядами на мир. По этим газетам видно, что ребята не оторваны от текущей реальности, они отзываются и на события, которые происходят в республике, — поделился своими впечатлениями редактор детской газеты «Сылдысчыгаш» Александр Шоюн, который работал в составе жюри. Ему как журналисту понравилось, что школа № 3, например, представила на конкурс целую подшивку своих газет, и по ним он смог проследить, насколько аккуратно они выходят. Александру Сан-ооловичу этот момент показался очень важным. Организаторам он предложил проводить подобные конкурсы регулярно и дать возможность участвовать в них также школьным газетам из районов: — Они есть и на русском, и на тувинском языке. Сейчас, в эпоху Интернета, когда молодёжь в основном читает с мониторов, такие конкурсы особенно нужны. Живое общение с газетой — это намного интереснее, в этом надо детей убеждать, — считает Шоюн.
— Очень было интересно даже просто подержать в руках эти газеты, — поделилась с нами другой член жюри Юлия Артас, сотрудница лаборатории проблем преподавания русского языка при министерстве образования РТ. — У каждой школы есть своё видение того, какой должна быть газета. Недостатки, с моей точки зрения, конечно, есть, но они — скорее, от нехватки опыта. Газеты выходят, в среднем, раз в квартал. Было бы лучше, конечно, если б это были хотя бы ежемесячные издания: чтобы создатели газеты постоянно были в поиске.
В процессе работы у членов жюри появилось много вопросов: как организуется работа газет, где и на какие средства они печатаются, как распространяются, доходят ли до своего читателя или оседают в школьных архивах? В этот раз получить ответы не удалось. Но, как говорится, было бы начало. И начало положено. Оказалось, конкурс очень нужен.
— Понимаете, получается, что каждый из нас варится в своём котле, — убеждала собравшихся Наталья Скоморохина. — А нам очень хотелось бы иметь возможность общаться друг с другом, делиться опытом, смотреть, а что у них? Да и взгляд коллег со стороны тоже очень важен. Мы могли бы учиться друг у друга. А так каждая газета у нас — это просто индивидуальное творчество. Хотелось бы, чтобы и эксперты-профессионалы нас оценили, показали бы нам на ошибки, подсказали, что и как. Всё же мы — газеты, и надо стараться максимально соответствовать этому званию.
Организаторы пообещали, что следующий конкурс пройдёт в принципиально ином, более творческом и полезном формате.
По результатам же первого конкурса за лучшую школьную газету наградили лицей № 15. Несколько изданий отметили по номинациям.
Виктория КОНДРАШОВА