Тувинская правда 12+

Какая дорога ведет к бездотационности

10 декабря 2013
1420

Рассмотрение вопроса социально-экономического развития Тувы правительством России, несомненно, станет главной вехой завершающегося года. Итоги этого заседания, состоявшегося 28 ноября, по сей день обсуждаются всеми, для кого будущее республики — вопрос первостепенной важности.

Директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, доктор геолого-минералогических наук Владимир Лебедев:

— Шолбан Валерьевич не раз отмечал, что социально-экономическое развитие региона возможно только на базе индустриализации. Я с ним полностью согласен в этом.

Агропромышленный комплекс вместе с разработкой рудных месторождений могут наполнить наш бюджет в лучшем случае на 24–25 процентов, поэтому надеяться только на доходы от них мы не можем. Ориентироваться необходимо на угольную проблематику. Коксующиеся угли востребованы как в России, так и в странах АТР, в том числе и в Китае. Поэтому только развитие этой отрасли позволит республике уйти от дотаций, увеличить доходы населения, улучшить качество жизни. Но индустриализация Тувы невозможна без создания современной транспортной инфраструктуры. И не только индустриализация. Развитие дорожно-транспортной схемы: новый коридор М-54 и, особенно, железнодорожная ветка Кызыл — Курагино даст мультипликативный эффект, повлечет за собой развитие туризма, переработки сырья и, разумеется, резко активизирует товарообмен.

Если честно, то я очень сомневался в том, что в условиях финансового кризиса Шолбан Валерьевич сумеет рассмотрение этих многомиллиардных проектов довести до обсуждения на заседании правительства России. А он все-таки сумел. И теперь я хочу попросить его о том, о чем наш брат ученый после реформирования Академии наук уже и говорить-то остерегается. Я имею в виду проблемы деятельности региональной науки.

В Туве в первую очередь этот вопрос касается нашего коллектива. ТИКОПР — институт небольшой, численность сотрудников невелика, а проблемы, которыми мы здесь занимаемся, довольно серьезные и ориентированы они, прежде всего, на развитие экономики региона, на улучшение его инвестиционного климата, на привлечение инвесторов в республику, — как раз на то, на что Шолбан Валерьевич сделал акцент на заседании в Правительстве России. Но вот беда, для федеральных министерств и ведомств региональной науки вроде как и не существует. По крайней мере, к решению вопросов, поднятых в выступлении нашего главы, региональщиков Москва не привлекает. Хотя, кто лучше нас знает проблематику субъекта федерации, а самое главное, кто сильнее нас, ученых-аборигенов, заинтересован в решении этих проблем самым эффективным способом?

Поэтому мое пожелание формулируется просто: Шолбан Валерьевич, возьмитесь за эту проблему, попробуйте напомнить федеральным структурам о том, что есть региональная прикладная наука и у нее есть потенциальные возможности выполнить самые сложные заказы власти. За небольшие в общем-то деньги. Если вы возьметесь, у вас получится.

 

Андрей Кок, депутат Верховного Хурала (парламента) РТ, начальник ФКУ «Управ­ление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства»:

— Я много лет работаю в дорожной отрасли. Поэтому мне, дорожнику, хорошо знакомы ее проблемы. Уверен, что вопрос перенаправления маршрута федеральной трассы М-54 «Енисей» в западном направ­лении очень актуален.

Ак-Довурак, промышленный центр запада республики, наверняка получит «второе дыхание», а город Чадан? Он был известен как культурный и духовный центр и в настоящее время возрождается в этом направлении. А с перенаправлением федеральной трассы увеличится поток туристов.

Монгун-Тайга, труднодоступный район республики, в прямом смысле слова станет ближе, хотя сама федеральная дорога не будет проходить через ее территорию. А это значит, что превращается в реальность создание еще одного транспортного кольца — Алтайского: от Саглы — на Кошагач, Горноалтайск и Барнаул, — у которого огромный туристический потенциал.

Выход трассы М-54 «Енисей» к пограничному пункту пропуска «Хандагайты — Боршоо» и к автодорожной сети Монголии и КНР увеличит товарооборот между нашими странами и, в частности, с соседними регионами. Пункт пропуска «Хандагайты — Боршоо» станет многосторонним, поток автомашин увеличится.

Заработает в полном режиме таможенный терминал, увеличатся налоговые поступления в бюджет, появятся новые объекты инфраструктуры и новые рабочие места.

И, конечно же, после перенаправления федеральной трассы М-54 «Енисей» у строителей дорог будут заказы на несколько лет вперед.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf