Глава Тувы Шолбан Кара-оол 18 ноября в рамках заседания Экономического совета при Правительстве Тувы выступил с инвестиционным посланием. На Совет собрались члены Правительства, депутаты Верховного Хурала, ученые, главы администраций районов и городских округов, руководители федеральных структур, представители бизнес-сообщества и крупных инвестиционных компаний.
Темой ежегодного послания стала инвестиционная политика Республики Тыва на 2016 год.
Стенограмма выступления:
— Уважаемые члены Экономического совета! Уважаемые коллеги! Друзья!
Мы уже больше года живем в условиях санкционного давления. Страна научилась неплохо справляться с этим фактором и надеяться, в основном, на свои силы. Более того, за четыре года Россия в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса поднялась на 69 позиций — со 120-го на 51-е место. Это достойный результат предпринимаемых правительством страны шагов.
Современный мир и экономические условия жизни меняются все стремительнее. Чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, необходимо научиться быть конкурентоспособными. Прежде всего, в борьбе за инвестиции. Пожалуй, это и есть ключевой момент сегодняшнего дня — вопросы создания благоприятных условий для ведения бизнеса и стимулирования предпринимательской активности в условиях жёсткой ограниченности бюджетных средств.
За последние восемь лет правительство республики приложило максимум усилий для создания благоприятного инвестиционного климата. Как результат, в Туву зашли ведущие отечественные компании и зарубежные инвесторы. С 2008 года крупными компаниями инвестировано более 35 млрд. рублей.
По итогам 2014 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 16,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах больше объема 2013 года на 10,8 процента. Инвестиционными компаниями выплачено в бюджет 522,5 млн. рублей, что составляет 10,3 процента собственных доходов республики.
За 9 месяцев 2015 года объем инвестиций в основной капитал составил 8 млрд. рублей с ростом на 19,4 процента к аналогичному периоду 2014 года. В настоящее время в Туве реализуется семь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 350 млрд. рублей. Но их производственную активность сдерживают транспортная недоступность и низкие энергетические возможности республики.
Поэтому мы продолжаем настойчиво заниматься активным поиском инвесторов, продвигать наши инфраструктурные проекты на государственном уровне. Нам удалось включить их в План мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие республики на 2015–2025 годы, утверждённый федеральным Правительством в апреле этого года. С его подписанием мы получили в свои руки документ, последовательное исполнение которого является ключевым направлением развития региональной экономики на ближайшие десять лет. Удивительно, всего лишь 6 листов занимают проекты, реализация которых может просто перевернуть экономическое и социальное положение жителей республики. Особенно это касается растущего инвестиционного потенциала Тувы.
Важным достижением этого года в решении транспортных проблем нашего региона считаю официальное подтверждение перенаправления федеральной трассы М-54 «Енисей» на пункт пропуска Хандагайты — Боршоо. Правительство Российской Федерации утвердило своим распоряжением вопрос о смене направления с 1 января 2016 года. Новая федеральная трасса позволит повысить доступность отдаленных западных районов республики и включить в экономический оборот ранее неосвоенные участки территорий. Это будет способствовать развитию добывающих и транспортных предприятий. Будут освоены месторождения угля, цветных металлов, других полезных ископаемых, станут рентабельными переработка леса и продукции животноводства. После перехода АПП Хандагайты в режим многостороннего внешнеторговый оборот республики увеличится более чем в 8 раз, грузопоток — в 6 раз. Принятые решения и наши дальнейшие действия по развитию приграничной инфраструктуры АПП хорошо согласуются с завершением строительства транснациональной автомобильной магистрали Урумчи (Китай) — Ховд (Монголия) — Улангом (Монголия) — Хандагайты (Россия) и усилением международной активности России на Азиатско-Тихоокеанском направлении.
Мы настойчиво продолжаем работу по приданию пункту пропуска Хандагайты — Боршоо статуса многостороннего пункта, то есть когда через него могут передвигаться люди и товары из других стран, а не только из России и Монголии. Я уверен, что эта работа будет завершена. Мы добьемся вклю- чения реконструкции Хандагайты — Боршоо в федеральную программу «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)».
Но и от нашей активности многое зависит. Для наших инвесторов есть прекрасная возможность уже сейчас поучаствовать в реконструкции пункта. Нужна хорошая инфраструктура: торговые склады, гостиницы, пункты питания, автозаправочные. Учитывая, что на этой транспортной развязке мы выходим на трансграничные магистрали, соединяющие Китай и Россию (от Кызыла до Урумчи всего 1100 км), перспективы инвестиций здесь очень хорошие.
В этом же тренде и наши усилия по реконструкции аэропортового хозяйства и придании аэропорту «Кызыл» международного статуса. Инвестиционная потребность на эти цели составляет 3,2 млрд. рублей, половина из них — внебюджетные средства. За счёт федерального и республиканского бюджетов уже начата реконструкция взлетно-посадочной полосы и инженерной инфраструктуры аэропорта. Дело — за инвесторами по созданию грузопассажирских терминалов и гостиничных сервисов.
В части проблемы энергодефицита для дальнейшего продвижения проекта строительства новой теплоэлектростанции создана специальная организация в форме хозяйственного партнерства — «Тываэнергоинвест». Партнёрство привлекло к долевому участию дочернюю структуру Внешэкономбанка — ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» и ЗАО «Свеко Союз Инжиниринг», входящее в одну из крупнейших энергостроительных компаний России — холдинг «Союз». На первых этапах партнерство займется разработкой технико-экономического обоснования, подготовкой иной проектной документации ТЭС, а также поиском и привлечением инвесторов. Мы намерены инициировать на всех уровнях ряд серьезных преференций крупным инвесторам, планирующим участвовать в строительстве объектов генерации. Согласно технико-экономическому обоснованию новая ТЭС будет работать на местных углях и состоять из трех модулей по 100 МВт каждый.
На фоне пошаговых подвижек в устранении основных инфраструктурных ограничений нашего экономического роста основной задачей профильных органов государственной власти республики становится максимальное улучшение условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, чтобы бизнес мог успешно работать, получать прибыль, создавать рабочие места и платить налоги.
Первый комплекс мер — обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса. Снижение административных барьеров по ведению предпринимательской деятельности.
С 2014 года правительством Российской Федерации совместно с агентством стратегических инициатив запущен новый инструмент оценки качества инвестиционной среды регионов — Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. Были оценены ключевые направления инвестиционного климата, находящиеся в пределах ответственности органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных структур, муниципальных образований и естественных монополий. Результаты рейтинга по нашей республике были неоднозначные. Некоторые показатели получили высокие оценки, однако большая их часть были оценены представителями местного бизнес-сообщества как неудовлетворительные. Это и есть показатель присутствия административных барьеров для бизнеса на нашей территории.
В целях улучшения инвестиционного климата в республике и позиций Тувы в Национальном рейтинге правительством сформирован специализированный организационный штаб («проектный офис»). Утверждена Инвестиционная стратегия на период до 2020 года. На основе лучших региональных практик разработан План мероприятий по улучшению условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в республике. К работе по улучшению инвестиционного климата подключены все заинтересованные стороны: региональные власти, подразделения федеральных структур, муниципальные образования, естественные монополии и, безусловно, предпринимательское сообщество и эксперты.
Всё это уже даёт положительные результаты для бизнеса. Идёт согласование проекта соглашения между заявителями и ОАО «Тываэнерго» по вопросам сокращения сроков подключения к электрическим сетям с 60 дней до 40 дней. Принято решение о сокращении сроков прохождения государственной экспертизы проектов с 45 дней до 30 дней. Вносятся изменения в административные регламенты Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о сокращении среднего времени постановки объектов на кадастровый учет с 51 дня до 36 дней.
То есть результаты в борьбе с административными барьерами, конечно, есть. Но ни в коем случае нельзя останавливаться, напротив — нужно наращивать темпы и идти дальше. Сейчас министерствам, ответственным за данные показатели, необходимо утвердить документы и изменения довести до сведения предпринимателей республики. Кроме того, прошу Торгово-промышленную палату республики вести постоянную разъяснительную работу с предпринимателями по вопросам улучшения качества и сроков оказания государственных услуг.
В послании прошлого года мы с вами приняли решение о создании специализированной организации по работе с инвесторами, в мае текущего года создано публичное акционерное общество «Агентство по привлечению и защите инвестиций Республики Тыва». Одной из функций созданной структуры является обеспечение режима «одного окна» при реализации инвестиционных проектов. В настоящее время инвестор может решать свои вопросы через агентство, не обивая многочисленные пороги государственных и муниципальных органов власти.
Хотел бы отметить, что сегодня мы выходим на новый уровень отношений с потенциальными партнерами, основанный на базе конструктивного взаимодействия бизнеса и власти. Один из хороших примеров — это сотрудничество с китайским инвестором. В июле 2015 года китайская компания «Лунсин» ввела в эксплуатацию Кызыл-Таштыгский полиметаллический горно-обогатительный комбинат. Это первый за весь постсоветский период крупный производственный объект, построенный и запущенный с нуля, исключительно на частные инвестиции, объём которых достигает почти 17 млрд. рублей. Комбинат будет перерабатывать 1 млн. тонн полиметаллической руды и получать 200–220 тысяч тонн медных, цинковых и свинцовых концентратов в год. Предполагаемый срок отработки месторождения составляет 20 лет.
Ровно год назад мы с вами, уважаемые члены Экономического совета, приняли решение включить данную компанию в реестр региональных инвестиционных проектов Республики Тыва, что дает компании освобождение от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и прибыли. С 1 июля текущего года ООО «Лунсин» включено в этот реестр. Со своей стороны, руководство компании обещало направить высвободившиеся средства в сумме 25 млн. рублей в Дорожный фонд Республики Тыва в виде пожертвований на развитие сети дорог. В 2016 году льгота составит 38 млн. рублей, деньги планируется направить в Дорожный фонд и на выполнение проектно-сметной документации на объект «Школа ушу Республики Тыва». Надеемся, генеральный директор ООО «Лунсин» Цю Линь обещание исполнит.
Компания «Межегейуголь» в начале следующего года запускает в эксплуатацию угольную шахту. Что такое разработка угольных месторождений для нашей республики понятно каждому. Инвестор подал заявку на включение предприятия в реестр региональных инвестиционных проектов и придание статуса особо значимого проекта с 1 января 2016 года. Уважаемые члены Экономического совета, поддержим молодую инвестиционную компанию? В 2016 го-ду по расчетным данным льгота по налогам для компании составит более 125 млн. рублей. Восемьдесят процентов из них (100 млн. рублей) мы предлагаем направить на реконструкцию участка автодороги с. Усть-Элегест — с. Кочетово и начало строительства детского сада на 160 мест в с. Дургене.
На этих примерах хорошо видно, насколько выгодны партнёрские отношения с бизнесом. Со своей стороны, нам необходимо вести работу по повышению уровня доверия инвесторов к органам государственной власти. Мы должны отчетливо представлять, насколько важно доказать инвестору выгодность и надежность инвестиций в экономику республики. Прошу не создавать административных барьеров для бизнеса, а рассматривать документы на прохождение процедур в первоочередном и безотлагательном порядке.
Уважаемые участники совещания! Не хотелось бы нагнетать обстановку и говорить о кризисных явлениях. Но «из песни слов не выкинешь». Социально-экономическая ситуация в стране складывается непросто. Федеральный бюджет сформирован на один год. Общие характеристики бюджета, достаточно жёстко заданные макроэкономическими и внешнеполитическими условиями, оставляют не очень много пространства для манёвра. При таких ограничениях тем более важно добиться грамотного и эффективного использования бюджетных средств, активизации усилий по привлечению внебюджетных инвестиций и стимулированию деловой активности.
Как известно, основным показателем отношения государства к инвесторам является налоговая политика. Федеральное правительство в условиях негативного внешнеэкономического воздействия пошло на решительные шаги. Уже действуют налоговые каникулы для добывающих компаний, приступивших к разработке новых месторождений на Дальнем Востоке и в ряде сибирских регионов, куда вошла и Тува. Как я уже отмечал, у нас в республике на льготном положении компания «Лунсин», на подходе — «Межегейуголь», которая получит региональную льготу с 2016 года в виде нулевой ставки по налогу на имущество в течение трех лет.
В рамках федеральных налоговых инициатив мы воспользовались правом объявить двухлетние налоговые каникулы для начинающих бизнесменов. С 1 января 2015 года ввели нулевую ставку по упрощенной системе налогообложения для начинающих индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. С 1 января 2016 года расширяем эту льготу и на бытовые услуги.
Также расширен перечень видов деятельности, занимаясь которой предприниматель может перейти на патентную систему налогообложения. Этот перечень ориентирован на наш проект «Одно село — один продукт». Это такие виды предпринимательства, как оказание услуг по забою, перегону и выпасу скота, производство кожи и изделий из неё, производство молочной продукции, хлебобулочных изделий, рыболовство, переработка дикоросов, утилизация бытовых отходов и другие виды деятельности. Всего 59 видов патентов.
Еще раз хочу напомнить, что все доходы от патентной системы идут в местные бюджеты. Именно органы местного самоуправления заинтересованы в первую очередь в легализации мелкого бизнеса с тем, чтобы самозанятость людей вписалась в экономику республики. Хочу обратить внимание своих коллег в муниципалитетах и ещё на одну возможность. У вас есть право ввести пониженную ставку по налогу на вмененный доход, снизить ее в два раза (с 15 до 7,5 процента). Возможно, не на все сразу, а по отдельным видам деятельности.
Здесь логика очень проста. Нужно определить приоритеты развития территории и снизить ставку именно по этим направлениям. Предприимчивые люди туда и пойдут. С 1 января 2016 года налоговые льготы планируют применить 4 муниципальных образования: Дзун-Хемчикский, Барун-Хемчикский, Тере-Хольский и Бай-Тайгинский кожууны. Хуралам представителей здесь предложено утвердить пониженные ставки для таких видов деятельности, как транспортные и гостиничные услуги, общественные питание.
Мы сознательно идем на определенные потери республиканского бюджета, в результате вводимых налоговых льгот мы не дополучим более 3 миллионов рублей. Но надеемся снизить безработицу, получить социальный эффект, дать возможность людям зарабатывать и получать государственную поддержку. С другой стороны, мы не бросаемся в налоговые крайности, у нас все-таки дотационный бюджет. Будем действовать пошагово, анализировать полученный результат и корректировать свои налоговые действия. Общая тенденция — всесторонне поддержать своих земляков. Но только тех, кто сам хочет трудиться и стремится к развитию своего дела.
Второй комплекс мер — развитие промышленности.
В апреле текущего года правительство республики утвердило Концепцию развития промышленности в Республике Тыва до 2030 года.
На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» мы подписали соглашение с Минпромторгом России о взаимодействии в сфере промышленной политики и области торговой деятельности.
В целях проведения мероприятий по реализации совместных проектов с Минпромторгом, направленных на стимулирование промышленной деятельности, поручаю Министерству экономики РТ разработать программу развития промышленности, в которой предусмотреть реализацию ряда первоочередных задач.
Создание промышленного парка. Не секрет, что в структуре экономики нашего региона доля обрабатывающей промышленности невелика — 12 процентов. При этом более половины составляет производство продуктов питания, а производство непродовольственных промышленных товаров глубокой переработки при всем богатстве сырьевой базы республики представлено несущественно. В решении данной задачи особую эффективность по регионам страны показывает подготовка земельных участков с готовой инфраструктурой для размещения производственных объектов инвесторами в форме промышленных парков. Верховным Хуралом (парламентом) РТ в настоящее время принят соответствующий закон РТ «Об индустриальных (промышленных) парках в Республике Тыва».
Существует механизм привлечения федеральных средств на реализацию проектов по созданию промышленных парков. Несмотря на дефицит бюджета, мы приняли принципиальное решение — создать промышленный парк. Уже в этом году выделено 6 миллионов рублей на проектно-сметную документацию и обеспечение электроэнергией. Поручаю Министерству экономики и Министерству финансов совместно с агентством по привлечению и защите инвестиций сформировать пакет необходимых документов и обеспечить участие Республики Тыва в конкурсном отборе промпарков Министерством экономического развития России в 2016 году.
Мы рассчитываем привлечь на подготовленные промышленные площадки более 100 миллионов непосредственно инвестиционных средств (из расчета получить на каждый вложенный рубль 19 рублей). И не менее 100 миллионов рублей федеральных субсидий на развитие промышленных парков. Приглашаю инвесторов к участию в конкурсе резидентов промплощадки, который будет объявлен в 2016 году.
Развитие легкой промышленности. На территории Республики Тыва зарегистрировано 192 субъекта предпринимательства в сфере легкой промышленности. С целью объединения представителей легкой промышленности Тувы в мае 2015 года создан Союз дизайнеров и портных Республики Тыва из 35 членов.
В республике отсутствуют крупные предприятия по изготовлению текстильных и швейных изделий, но за счет объединения малого бизнеса можно обеспечить школьной формой до 56 тысяч учащихся республики. В настоящее время до 90 процентов готовой школьной формы приобретается за пределами республики.
В настоящее время рассматривается вопрос создания швейного предприятия на базе здания кондитерской фабрики. Министерству образования РТ совместно с Министерством экономики РТ прошу актуализировать работу в этом направлении.
Создание объединения деревообработчиков Тувы. На территории республики зарегистрировано 307 предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой и распиловкой древесины, которая используется в объеме 66 тыс. куб. метров в основном на нужды населения, а производство высококачественной, конкурентоспособной продукции отсутствует.
В настоящее время при поддержке администрации Тес-Хемского кожууна оживляется проект по восстановлению деревообрабатывающего производства на базе бывшего Шуурмакского лесопункта. Будет налажено производство качественного пиломатериала для экспортной поставки в Увсанурский и Завханский аймаки Монголии.
Поручаю Агентству по внешнеэкономическим связям РТ с участием федеральных структур довести до завершения вопрос включения в федеральный перечень пункты пропуска «Цаган-Толгой» и «Хандагайты» для реализации лесоматериалов и пилопродукции на внешний рынок.
Для оказания помощи отдельным категориям граждан в строительстве жилья выделяется древесина по льготной цене. С 2009 года её получили2090 льготников. Эта поддержка будет продолжена и в следующем году.
В то же время для сохранения от пожаров, варварской рубки лесов и упорядочения использования лесных ресурсов поручаю Госкомитету по лесному хозяйству РТ провести разъяснение среди населения и предпринимателей изменений порядка предоставления леса, внесенных в Лесной кодекс.
Возобновление деятельности горно-обогатительного комбината «Туваасбест». Как вы знаете, уважаемые члены Экономического совета, с октября 2015 года новыми собственниками предприятия «Туваасбест» стала компания AlbaCapital из Санкт-Петербурга, выкупившая предприятие у ООО «Сибирские минералы». В марте следующего года компания намерена возобновить производство асбеста и довести объем его добычи до 2 тысяч тонн в месяц.
Сейчас компания восстанавливает инфраструктуру предприятия, ведет ремонт технологического оборудования, создает бытовые условия для рабочих, формирует работоспособный коллектив из местных специалистов.
Министерству экономики и администрации г. Ак-Довурака целесообразно подписать с ООО ГОК «Туваасбест» соглашение о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве.
Для концентрации средств нового инвестора на восстановлении комбината рекомендую администрации и Хуралу представителей г. Ак-Довурака рассмотреть возможность восстановления пониженных коэффициентов к ставкам, применяемым при начислении земельного налога и арендной платы за земельные участки, которые предоставлялись предыдущим инвесторам. Например, инвестор в первые два года реализации инвестиционного проекта будет платить лишь 10 процентов от платежей, на третий и четвертый годы — половину. И только по истечении пяти лет инвестор будет платить налоги и арендную плату в полном объеме.
Возобновление добычи соли на соляном карьере «Дус-Даг». Для нужд населения и сельского хозяйства республики необходимо ежегодно 6 тыс. тонн соли. Сейчас на предприятии решаются юридические вопросы по смене собственника, привлекается дополнительное инвестирование на оснащение спецтехникой, приобретение расходных материалов по добыче соли, нового оборудования для переработки каменной соли в пищевую и техническую соль.
Поручаю Министерству экономики РТ и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ совместно с компанией разработать программу реализации каменной соли Дус-Дагского месторождения в целях пополнения оборотных средств.
Третий комплекс мер — развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Одним из основных способов развития социальной инфраструктуры, учитывая незначительные возможности бюджета, мы считаем использование механизмов государственно-частного партнёрства. Эту деятельность необходимо наращивать.
Пока наш опыт в этой сфере небольшой. Так, в 2011 году нами была предоставлена государственная гарантия ООО «Водный мир» под 9,5 процента годовых на строительство объекта «Детский сад на 280 мест в г. Кызыле на ул. Бай-Хаакской» в размере 33,0 млн. рублей. Объект введен в эксплуатацию.
В 2015 году между Министерством строительства Республики Тыва и ООО «Бенконс» заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого запланировано строительство двух детских садов на 160 и 280 мест.
Объем планируемых для привлечения частных инвестиций составит более 200 млн. рублей. После ввода данных детских садов компанией «Бенконс» в эксплуатацию они смогут принять 440 дошколят.
На территории памятника природы «Озеро Дус-Холь» на сегодняшний день имеется 27 землепользователей — физические и юридические лица. Большинство зданий пансионатов имеют ведомственное назначение, износ основных фондов которых составляет около 70–80 процентов. Земельные участки на территории оз. Дус-Холь находятся в ведении Администрации Тандинского кожууна и относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Необходимо выполнить перевод земель, определить единым собственником территории Агентство по привлечению и защите инвестиций Республики Тыва и на условиях государственно-частного партнерства приступить к созданию Туристического комплекса в едином архитектурно-композиционном стиле. Объём необходимых внебюджетных инвестиций ориентировочно составит 1,3 миллиарда рублей.
Можно сидеть и ждать когда экономические условия улучшатся, а можно уже сегодня решать социальные задачи с применением механизма государственно-частного партнерства. В этой связи ставлю задачу перед Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и агентством по привлечению и защите инвестиций, прошу изучить опыт других регионов по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства и адаптировать его применительно к нашим условиям. Нужна заинтересованность муниципалитетов.
Отсюда четвертый комплекс мер — совместная работа муниципальных образований и республиканского правительства по определению дополнительных стимулов для привлечения инвестиций на проекты кластерного развития территорий республики. Нужны центры роста, чтобы вовлечь как можно больше населения в производственные процессы, начиная от производства сырья и заканчивая транспортировкой и сбытом готовой продукции.
Примеры слаженной работы частного инвестора, муниципалитета и региональной власти уже есть. Так, на территории Кызылского кожууна в текущем году стартовал проект по созданию крупного мясоперерабатывающего цеха. На выделенной кожунном земельном участке индивидуальным предпринимателем Чеченой Оюн создается перерабатывающее производство стоимостью 102 млн. рублей, из которых 28 млн. рублей — государственные субсидии, остальная часть — частные вложения.
В Пий-Хемском кожууне на базе мараловодческого хозяйства на условиях государственно-частного партнерства создается современная рекреационно-оздоровительная база, в которой государство и частный партнер, разделяя всю ответственность и риски, вкладывают по 50 процентовинвестиций.
В проект по созданию семеноводческого хозяйства на базе ООО «Туранское» государство вкладывает 20 млн. рублей, а частное предприятие также совершает адекватные вложения в форме существующей материально-технической базы и наработок, это еще один пример слаженной работы властей всех уровней и бизнеса.
Такую практику необходимо продолжать, тиражировать и масштабировать. При этом мы не должны замыкаться на поиске инвестора внутри республики. Мы должны переводить все свободное имущество и земли в готовые инвестиционные площадки высокой степени готовности. Инвестор есть, а нам необходимо позаботиться о товарном виде наших инвестиционных проектов. Не секрет, что зачастую инвестиционные предложения районов остаются благими пожеланиями, но не являются предметом выбора и даже раздумий для реального инвестора по причине низкой готовности площадок, а в ряде случаев неподготовленности, кроме как общих задумок.
За последние два года в муниципалитетах ситуация по привлечению инвестиций существенно изменилась, закреплены ответственные лица за эту работу во всех городах и районах, утверждены программы по улучшению инвестиционного климата, разработаны муниципальные инвестиционные паспорта, сформированы проекты. Должен отметить, на бумаге отчитались все. На деле — инвестиционные комиссии работают не везде, программы плохо реализуются, не многие муниципалитеты сейчас могут доложить о начале реализации проектов, включенных в муниципальный инвестиционный паспорт.
Хочу напомнить, что мы уже ставили задачу перед органами исполнительной власти по формированию и реализации инвестиционных проектов в своей отрасли. Каждое министерство должно вести по 2–3 проекта. И активно сотрудничать по ним с муниципальной властью.
Приведу пример. На днях встречался с депутатами Сут-Хольского кожууна. Они говорили о давно наболевшей проблеме — о строительстве школы в селе Ишкин. Такой наказ избиратели кожууна дали властям несколько лет назад, и этот долг остается невыполненным.
Администрация кожууна шлет письма в правительство, а Министерство образования ссылается на то, что в бюджете денег нет. Такую практику работы пора прекратить. Необходимо выходить на новый уровень, с проектным управлением и привлечением частных инвесторов. Министерство образования должно сформировать проектное задание на строительство образовательного комплекса детский сад — школа, местная администрация — подготовить площадку под застройку, обеспечить технологическое присоединение к электроэнергии и водоснабжению. И с готовым пакетом документов выходить на потенциальных инвесторов. Со своей стороны, республиканская власть в таком случае готова дать бюджетные гарантии под кредит или обеспечить софинансирование.
Именно такой механизм согласованной работы над инвестиционными проектами будет самым продуктивным в любой отрасли. Поручаю всем отраслевым ведомствам сформировать пул отраслевых инвестиционных проектов на 2016 год. Министерству экономики — включить в индикативные показатели оценки деятельности отраслевых министерств и ведомств результаты их реализации.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы должны четко понимать, какие задачи перед нами стоят. Мы все вместе, единой командой должны обеспечить дальнейший рост экономики, при этом, не надеясь особо на бюджетные средства. Для этого нам, прежде всего, нужно заняться созданием инвестиционной инфраструктуры, постоянно вести и обновлять базу свободных земельных участков, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Мы уже сделали первые шаги. Создали определенные инструменты развития — в республике работает Агентство по привлечению и защите инвестиций, обновлен состав Торгово-промышленной палаты РТ, сформирован институт уполномоченного по защите предпринимателей. Наша республика имеет все возможности для того, чтобы стать одним из привлекательнейших регионов России. Главное — эффективно использовать эти возможности для развития своих территорий и республики в целом.
Обращаюсь к муниципалам. Прошу регулярно проводить «час инвестора в муниципалитете», постоянно держать в поле внимания проблемы компаний, реализующих проекты, проводить презентацию новых инвестиционных проектов и сразу определяется в их дальнейшей реализации.
Зайдет ли инвестор на Ваши территории зависит только от Вас, уважаемые коллеги.
Главным критерием эффективности работы местной власти в 2016 году останется наличие конкретных проектов и объем привлеченных инвестиций, темпы их роста. Привлекая новых инвесторов на свою территорию, вы улучшаете благосостояние граждан, в том числе за счёт создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы.
Считаю, что если руководство республики открыто для общения с инвесторами, то отраслевые министры тем более обязаны лично встречаться с инвесторами, держать ход реализации приоритетных проектов под личным контролем.
В заключение еще раз вернусь к основной идее Послания — улучшение инвестиционного климата. Мы обязательно добьемся успеха, если задача обеспечить в республике существенный экономический рост и на его основе повышение качества жизни будет принята всеми жителями республики как собственная, личностно значимая.
Наша республика, её процветание — это всенародное дело, которое объединяет всех нас.
Спасибо за внимание!