Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Как обустроить систему образования РТ

25 декабря 2014
1312

Мы уже познакомили читателей газеты с работами трех победителей конкурса эссе «100 идей развития Тувы», объявленного правительством республики. Сегодня публикуем еще одну. Автор ее — директор Государственного лицея РТ Татьяна Санчаа посвятила свое эссе вопросам совершенствования образования.

Система образования в Республике Тыва в свете оптимизации бюджетных средств и повышения эффективности их использования должна претерпеть существенные изменения.

Необходимо: превратить перечень учреждений образования в связанную сеть образовательных организаций, взаимно дополняющих друг друга; изменить принципы финансирования школ и детских садов в зависимости от порученных задач и конечного результата образования детей; ликвидировать «белые пятна» в системе образования посредством перепрофилирования некоторых школ для систематизации сети профильных школ (классов) и для соблюдения непрерывности образования; сохранить существующую методику расчета стимулирующей части в оплате труда в зависимости от результатов обучения.

У меня есть конкретные предложения как это сделать. Я работаю в системе образования около 40 лет, начинала свою работу в высшей школе, в Кызылском государственном педагогическом институте, проработав там более 20 лет. Поэтому не удивительно, что многие школьные учителя меня знают как своего учителя. Очень приятно, будучи в районах республики, встречать их, помудревших, опытных и преданных своему делу, видеть, как сложилась их судьба, какими успешными они стали педагогами. Многие искренне делятся наболевшим. Более 20 лет я работаю в системе школьного образования.

«Голова системы образования» — наше министерство, кроме государственного мышления, должно обладать «электронным управлением». Система баз данных должна быть создана силами IT-специалистов министерства, потому что постановщиками «задач» могут быть только руководители системы образования. «Проект» создания портала системы образования и «системы электронного управления образовательной организацией» под силу коллективу заместителей директоров по информатизации школ республики, тем более, что «практика» уже наработана в Государственном лицее РТ. Образованию Тувы выглядеть не современно уже стыдно. Очень устарела существующая форма государственно-общественного управления системой образования. Заседания коллегии превратились «местом для битья коллег». «Коллегию» необходимо заменить Советом директоров, который будет определять стратегию и тактику образовательной политики в республике.

«Методическое обеспечение» процесса образования, определение его содержательной части должно обеспечиваться объединенным Институтом развития образования РТ. Институт должен разработать или подобрать наилучшие учебно-методические пособия, учебники по всем предметам, всё то, что необходимо учителю для реализации ФГОС, то есть сформировать «кейс учителя. При этом всё должно быть унифицировано и представлено в электронном виде. Проект создания методического продукта под силу нашим учителям, прецеденты уже есть, есть авторы замечательных учебников. Сделать это необходимо централизованно, под руководством ученых — работников Института. Средства на обеспечение учебниками и учебно-методическим пособиями необходимо сосредоточить в Институте. Время анархии в выборе содержания образования прошло, пришло время обеспечения детей качественным, конкурентоспособным образованием, таким, чтобы в «каждой семье, хотя бы один ребенок получил высшее образование». Такой путь самый эффективный — как показывает мировая практика. Институт должен обеспечивать высококвалифицированными кадрами образовательные организации, заниматься повышением квалификации, обеспечивать их эффективными технологиями обучения, знакомить с содержимым «кейса учителя». Пример такого «кейса» можно найти в Государственном лицее РТ. Много лет институт «Развития национальной школы» ведет эксперимент по внедрению Воспитательной программы (Концепции воспитания). Не раз отчитывался о положительных результатах воспитания по этой программе. Думаю, настал момент ее массового внедрения в образовательные организации республики.

Все образовательные учреждения должны быть распределены в кластеры. Один кластер может содержать несколько дошкольных, средних общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования с единым административным аппаратом. В пределах одного муниципалитета может быть образовано от одного до нескольких кластеров. Это сэкономит средства на управленческий аппарат, а главное, упростит реализацию ФГОС. Команда, обеспечивающая хозяйственно-эксплуатационную деятельность образовательных организаций кластера (или нескольких кластеров), будет единой, что снимет проблему дефицита квалифицированных технических кадров. В кластере гораздо легче обеспечить запросы учащихся в профильном образовании, сэкономить серьезные средства на создание образовательной среды для профильного образования, использовать сетевые схемы, когда профильные классы разных образовательных организаций кластера дополняют друг друга. В кластере образовательные организации не конкурируют друг с другом, а совместно решают одну задачу — качественное образование детей. Учителя, поставленные в одинаковые условия работы (имеют одинаковый комплект методического и материально-технического обеспечения), будут соперничать в мастерстве. Средний уровень обучения несомненно повысится, так как будет применена самая эффективная технология, выбранная специалистами Института. Квалификация учителей будет зависеть только от старания самого учителя. Его заработная плата будет зависеть от вложенного труда. Бюджет образования N-ного количества детей будет минимизирован, если организовать кластеры. Примеры объединения школы и дошкольного образовательного учреждения в республике есть, например, Межегейский школьный комбинат. Есть много примеров объединения школьного образования и дополнительного образования, например в Государственном лицее РТ, МОУ СОШ гимназия № 9 Кызыла. Кластер для одаренных детей должен состоять из трех образовательных организаций, ориентированных по типам одарённости: 1) интеллектуальной, 2) психомоторной (спортивной), 3) музыкально-художественной и исполнительской. Обучение таких детей должно быть организовано по единым принципам обучения. В этих образовательных организациях должны быть созданы специальные образовательные среды. Принципы финансирования, оплаты труда работников и стимулирования должны быть едины. В этом кластере должен функционировать Центр для реализации специальных республиканских программ для одаренных детей республики.

Таким образом, структурированная система образования определит структуру министерства. В нем, на мой взгляд, необходимы следующие отделы: отдел реализации программ и проектов; отдел материально-технического обеспечения; отдел процедуры оценки качества образования; отдел статистики и аналитики.

Возникает вопрос, реально ли воплощение моих идей? Реально вполне, уже потому, что по каждому направлению есть наработки и практика, частично описанные в принятых документах, а главное, положительные результаты.

В заключение не могу не сказать: и в педагогическом сообществе нашей республики есть «пророки», а потенциал его очень высок, что не раз подтверждалось на профессиональных конкурсах российского уровня. И это — основание надеяться на то, что перемены к лучшему в системе образования Тувы будут, пусть даже и не по моим рецептам.

Татьяна Санчаа,

директор Гослицея РТ