Брильянтом в короне достопримечательностей города Мичуринск по праву считается музей-усадьба Александра Герасимова. Именно там начал свой жизненный и творческий путь этот замечательный живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог и профессор. Многие его работы воспевают красоты милой его душе Тамбовщине, непростую крестьянскую долю и повседневный быт родного городка. Некоторые творения Александра Михайловича имеют отличительную черту, они с первого взгляда кажутся незамысловатыми, но стоит взглянуть ещё раз, и взору открывается другая картина. Они написаны с величайшим профессионализмом, детализацией и любовью к выбранной теме.
Музей находится в купеческой усадьбе конца XIX века. Её в 1886 году построил отец будущего гения социалистического реализма Михаил Герасимов. Сам Михаил Сафронович происходил из крепостных крестьян, но был человеком грамотным, умел читать и писать. Благодаря житейской хитрости, смекалке и деловитости сколотил состояние на торговле скотом и мясом. Его нельзя было назвать акулой бизнеса, но коммерсантом средней руки он, несомненно, был. В юности Саша активно помогал своему родителю и наравне с работниками пас скот и помогал в его забое. Этому периоду жизни посвящена одна из картин «На бойне». На ней запечатлено, как двое мужчин буднично и даже весело разговаривают, один из них держа папироску в зубах, готовя бычка к убою. Полотно написано с большим знанием дела, ведь самому художнику неоднократно приходилось помогать бойцам в их работе, и он не понаслышке знал все ёе тонкости.
Двухэтажный дом обставлен со вкусом и веяниями того времени. Всё, как говорится, «красиво и богато». Мебель сплошь из модных отечественных и зарубежных мастерских. Вот уже 120 лет время точно, степенно, не спеша отсчитывают старинные часы швейцарской фирмы «Мозер». В книжном шкафу хранятся книги из личной библиотеки - издания по искусству, истории, словари иностранных языков. Художник самостоятельно овладел английским, французским, немецким, польским и украинским языками, изучал испанский язык. Во дворе - различные постройки: каретный сарай, беседка и амбар. Он то и было переделан в художественную мастерскую в 1930 году. От дома к мастерской, расположенной в глубине двора, ведет вымощенная булыжным камнем дорожка. Слева - выставочный зал, построенный в 1981 году, к 100-летию со дня рождения А.М.Герасимова. В его стенах находится самая большая коллекция произведений художника в России. Она насчитывает 141 произведение, которые были написаны в различные периоды жизни Александра Михайловича. Одна из ранних работ носит название «Бирюк», на ней изображен то ли мужчина средних лет, то ли старик. Трудно точно определить его возраст, он изможден ежедневным непосильным трудом и одиночеством. Темой одиночества эта работа пропитана, она заставляет задуматься, кое-что переосмыслить и начать ценить жизнь.
Из-под кисти живописца выходили полотна наполненные живым восприятием, ритмичностью и динамикой. Кажется, что стоит моргнуть и тройка сопровождаемая сворой радостно лающих собак резво умчиться вдаль. Не мог мастер обделить вниманием и великого учёного Ивана Мичурина. Выдающийся селекционер вежливо отказался позировать, считая, что это пустая трата времени, которая отвлекает его от научных изысканий и открытий. Но Герасимов не оставил свою задумку, он был давно знаком с Иваном Владимировичем и хорошо знал его привычки, жесты и мимику. Изобразил его за работой, сосредоточенно осматривающим выведенные растения и записывающим результаты в блокнот.
Всесоюзную же известность Александру Герасимову принес его фундаментальный проект «Ленин на трибуне». Наверное, в нашей стране мало людей, которые бы не видели эту картину хотя бы мельком. Художник трудился над ней с 1929 по 1930 год. Сейчас она экспонируется в Москве в Историческом музее. Революционную тематику достойно продолжило полотно «Первая конная армия». С него на зрителей смотрят все значимые красные полководцы. Художник потратил немало времени, нервов и сил, чтобы собрать вместе этих неустрашимых и удалых воителей. Но во времена репрессий некоторые из них были арестованы и впоследствии расстреляны по обвинениям в контрреволюционной деятельности. Долгие годы действовал негласный запрет выставлять эту картину на выставках. Александр Михайлович любил писать с натуры, улавливая малейшие детали внешности и характера в образе советских военачальников, офицеров и солдат. Из-под его пера вышло много замечательных портретов наркома обороны СССР Климента Ворошилова. Климент Ефремович частенько гостил в доме художника и с удовольствием ему позировал.
Множество творений привез живописец из трехмесячной творческой командировки в 1934 году во Францию, Германию, Италию и Турцию. Его неоднократно приглашали заграницу, где он много и плодотворно трудился. Побывал и в Индии по просьбе правительства этой страны. Написал большое количество портретов высшего руководства и повседневной жизни страны мудрости, йоги и мировых религиозных учений. Но и своё Отечество живописей Герасимов не забывал, во все периоды творческой деятельности большое внимания уделял быту людей. Особенно любил запечатлеть моменты повседневной жизни горожан родного Козлова (ныне Мичуринска). После прихода к власти Никиты Хрущева выдающийся художник и деятель культуры Александр Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а его картины исчезли из музейных экспозиций. Но тяжелые времена миновали, сегодня он заслуженно признан классиком. Его работы можно увидеть во многих музеях с мировым именем, странах СНГ и, конечно же, в обширной коллекции, собранной на малой родине творца в Мичуринске.
Кирилл САМОХВАЛОВ