Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Из глубины веков

7 декабря 2017
1575

Читаю научный труд З. Самдан «Миф в фольклорной традиции тувинцев» (Новосибирск). Это серьезное исследование духовной культуры народа. Многолетняя работа по сбору текстов, выступления на десяти конференциях с докладами в соседних республиках с анализом мифов, две книги. Первые записи тувинского фольклора сделали русские ученые-путешественники в XIX веке. Автор теоретически осмысляет новую классификацию фольклорных жанров: мифа, легенды, былички, преданий, устного рассказа и трудность разграничения. Она использовала большое разнообразие мнений ученых-тюркологов, у каждого — свои доводы.

Людям, далеким от науки, интереснее конкретный анализ несказочной прозы — герои и сюжеты. О большой эрудиции автора говорит внушительная библиография мировых, отечественных ученых, их живая связь с народом, необычные аспекты и философия. Собраны, изданы мифы Бурятии, Якутии, Алтая, Хакасии, Шории, Монголии. Появилось новое поколение ученых, и 30 трудов З. Самдан в том числе. К сожалению, ученые труды мало читают — особый стиль мышления мешает.

Интересно читать о традициях одного рода сказителя Ооржака Манная в четырех поколениях. Изданы отдельно книги великих сказочников. Сюжеты мифов разнообразны и самобытны. Вселенная состоит из трех миров. Земля находится на двух больших рыбах, которые держатся за хвосты. От крика дракона происходит небесный гром. Мифы объясняют происхождение животных: почему у коровы почки комочками? Как овца выплакала глаза. Как марал с конем обменялись рогами. Как был сделан игил, чадаган. Герой Кезер пальцем открывал дорогу реке Хемчик. Синий бык Сут-Холя связан с родом Сарыгларов. Лебеди — предки Кууларов, медведи — Адыг-Тюлюшев. Охотник встречается с духом — хозяйкой горы, она посылает добычу. Тувинцы поклонялись хозяевам гор, перевалов, озер. Шаманы могу вызывать дождь, облизывать горячие угли. Предками родов были бык, олень, волк, орел. Сюжет есть о браке женщины с медведем. В числе врагов — злые албыс, шулбук, мангыс, чылбыга, аза, бук, четкер — все из нижнего мира Эрлик. Мифы объясняют внешний порядок в человеческом обществе тех времен.

Вспоминаю 60-е годы в НИИЯЛИ, когда шел активный сбор тувинского фольклора во всех жанрах. Знаменитый огромный шкаф рукописей, за которым (его наполнением) следил А. Калзан, выпускник ЛГУ.

Я увидела живых носителей этого богатства, они приезжали в институт. В кабинете фольклора и в зале слышались монотонные напевы-речитативы стариков-сказителей. Записывали от руки Д. Куулар и на огромный магнитофон «Днепр».

Из Монгун-Тайги Ооржак Чанчы-Хоо удивлялся записи: «Он меня дразнит». Привозил мне дикий лук и серу. Был по-детски любопытен. Приехал он на съезд сказителей в 1962 году. Был тогда маленький библиотекарь Саая Самбу, он присылал самозаписи. Поражалась их гигантской памяти, а внешне такие обычные люди.

Помню мать художника С. Ланзы Бадыргын — ее колыбельные и сказки для детей. Дважды со студентами ездила в Бай-Тайгу в Шуй к слепой Салчак Бичен, она могла одновременно рассказывать двум студентам, не путаясь в сюжете и героях. Жили у нее на берегу речки, помню ветер утром и вечером. Мы ездили в феврале с Д. Кууларом в Барум по селам на почтовой машине, везли печенье, конфеты-подушечки, чай, табак, иногда отрез далембы. Были с ним в Каа-Хеме пешком, в Тодже в маленькой землянке у Баяна Балчыра. Как радовались старики вниманию, что их знания пригодились молодым. В Улуг-Хеме мне рассказали о темир-сале — железном плоте на горе Буура. Делал тогда фото М. Редькин для газеты «Культура». Самым активным был Ооржак Маннай из Сут-Холя, часто приезжал и посылал самозаписи мелким почерком. Интересно, что люди скрывали, что они ламы, шаманы. Но я называла буддийских богов и они постепенно доверяли, приносили в Шуе книгу, спрятанную в горной пещере.

В Кунгуртуге познакомилась с удивительным Эртине Бураат и с шаманом (его подробно описал С. Вайнштейн) Шолбулом Кыргысом. Потом прочла о них у М. Кенин-Лопсана, почти одновременно были там, оказывается.

Ушло время сказителей. Литература, СМИ, Интернет овладели миром. Думается историческое прошлое — «бурунгу чугаа» должны остаться в душе и памяти народа.

Мария ХАДАХАНЭ