Тувинская правда 12+

Испытание на крепость

19 мая 2015
1239

В том, что вера должна  быть крепкой, убедился на живом примере. На крестном ходе, который  в воскресенье организовала Кызылская епархия, хоругвь нес мой одноклассник. Для такой миссии годится физически сильный человек, потому что хоругвеносцем  нужно быть все время крестного хода. С другой же стороны — нести на протяжении нескольких часов один из символов крестного хода и читать постоянно  молитву может человек духовно сильный, правдивый в вопросах веры. Новый для меня урок, который  я извлек на этот раз.

Крестный ход проводился во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молитва перед ней возносится во имя избавления от напасти тех людей, которые  одержимы пьянством. Считается, что образ иконы явился в конце ХIХ века. Отставной солдат, не способный ходить по причине пристрастия к алкоголю, увидел во сне старца-схимника. Старец велел отслужить молебен в монастыре. Солдату пришлось добираться — уже наяву — до обители на четвереньках. Во Владычном Введенском монастыре, который находится в подмосковном Серпухове, монахи отыскали в ризнице чудотворную икону. Прежде, как оказалось, они ничего  о ней не слышали. После молебна отставной солдат встал на ноги и утратил тягу к пьянству.

Чудотворная икона была сожжена при большевиках. Вспомнили о ней в 90-е годы ХХ века стараниями серпуховских священников. По благословению патриарха Алексия Второго икона почитается с той поры во всей Русской православной церкви. 

«День иконы»  в церковном календаре  — 18 мая. В прошлом году он совпал с воскресеньем. В ряде епархий возникла по этому поводу хорошая  идея — провести крестный ход в выходной день. Кызылская епархия  не осталась тогда в стороне от  важного события. В недолгой ее истории это был первый опыт многочасового шествия священства и мирян с церковными знаменами и непрерывной молитвой. Считается, что столь «долгая» молитва особенно крепка.

Церковные правила разрешают проведение крестного хода и накануне дня иконы, но только в том случае, если не совпадает он с воскресеньем. Епископ Кызылский и Тувинский Феофан благословил такое начинание, поскольку посчитал: в нашей республике такой крестный ход  необходим. О прошлогоднем шествии священников и мирян в городе были наслышаны, а потому радовались его продолжению.

Пример — пожилые люди, которые ходят с трудом. Они находили силы для того, чтобы выйти на дорогу в районе улиц Карбышева и бывшего Пассажирского АТП, там где проходило шествие, — осенить себя крестом и благословить участников крестного хода «мирским чином». В стороне не остались и мирские люди. Так, глава города — председатель Кызылского городского хурала  Дина Оюн прервала ненадолго акцию по лесопосадке, которой руководила в районе обелиска «Центр Азии», и обрадованно поприветствовала священников и мирян: «Я мысленно — с вами!»

Молебен начался сразу после основного богослужения в Воскресенском кафедрального соборе. По такому случаю клирики вынесли из собора икону «Неупиваемая Чаша» и установили ее на специальную коляску. Крестный ход возглавил епископ Кызылский и Тувинский Феофан. В этом году он прошел с мирянами большую часть пути. Остановки делались в районе улицы Карбышева, на берегу Енисея, в районе стадиона имени 5-летия Советской Тувы и у магазина «Азия» (в сознании кызылчан этот район связан с убеждением о том, что в любое время дня и ночи здесь продается алкоголь). Творить молитву епископу на трех остановках помогали отец Нил (Ермаков), отец Александр (Шлейко) и отец Ефрем (Калинин).

Кто особенно был неугомонен в воскресный день, так это монах Афанасий (Горбунов). С недавним его появлением в Кызылской епархии паломническая деятельность ожила. За плечами инока — многие крестные ходы. Сложнее сказать, в каких из них он не принимал участия. Пройти за день несколько десятков километров для монаха — не проблема. Утверждает, что силы ему дает молитва. В этом году он даже предлагал продлить маршрут крестного хода до Кызылской ТЭЦ, там заканчивается граница города.

Монах Афанасий и в этот раз был впереди крестного хода. Фонарь, который держал он в руках, символически освещал путь для священников и мирян. В обязанности монаха Афанасия входило общее руководство крестного хода, благодаря ему шествие двигалось стройным рядом и выдерживало «временной график».

Крестный ход — это еще и часть подготовительной к нему работы, не видимой со стороны. Она связана с организацией шествия  и его проведением, участников шествия она не должна отвлекать от молитвы. Епархия привлекла к такой работе не менее двадцати активных прихожан и прихожанок. В их задачу входили вопросы питания: чаем с бутербродами и пирожками прихожан угощали на «большой остановке» в районе улицы Карбышева. Вопросы, которые также решали на уровне епархии — это передвижные туалеты для участников шествия. Культура проведения крестного хода угадывалась даже в таких мелочах.

Участники шествия не только читали молитву, но и несли небольшие иконки с образом Богородицы. В их числе — врач онкологической больницы Наталья Прибытко. От Воскресенского собора до микрорайона «Южный» она прошла крестный ход с коллегой, ветераном здравоохранения Аргиной Пала. За время крестного хода Аргина Дмитриевна нашла потом силы для того, чтобы на завершающем этапе шествия пройти  его от Кожзавода до Воскресенского собора.

До недавних пор я не был знаком с Натальей Прибытко. Близкий для Натальи Петровны город — Иркутск. Там она окончила медицинский институт. Там впервые переступила порог храма. И там же впервые услышала о Святителе Иннокентии Иркутском, в XVIII веке он руководил духовной миссией в Китае, а также вел миссионерскую работу на пространстве от Иркутска до Тихого океана и Аляски. Завистники небезуспешно мешали святителю в его деятельности, однако это только укрепило его в вере. За него молились его честные чада. Пример, взятый из житийной литературы, важен и поныне: люди и сегодня нуждаются в спасительной молитве.

— За заблудших людей надо постоянно молиться, уверена Наталья Петровна. — Помню, как просила перед иконами о тех знакомых, которые не смогли выдержать трудности жизни, а кое-кто и вовсе даже опустился на дно жизни. Но потом видела их в храме уже нормальными людьми. Таковыми они стали благодаря молитве, которые читали о них их же близкие. Господу нужно, чтобы перед ним молились за тех людей, которые сами помолиться не могут, вразумил их. Крестный ход дает такую замечательную возможность. В своей нынешней молитве особенно прошу за молодежь — чтобы избавил ее Господь от греха и пороков, которые придумал дьявол, перед ними бессильны порой их неокрепшие души, это пьянство, наркомания, игромания…

Воскресенский собор — конечный пункт крестного хода. Двадцать километров  шествия по городским улицам в течение пяти с половиной часов. Испытания  крестного хода завершились для его участников в храме. Молебен перед Иконой «Неупиваемая Чаша» прочитал отец Нил (Ермаков), всех участников крестного шествия он окропил святой водой. На совместной же трапезе монах Афанасий (Горбунов) поделился планами о ближайшем крестном ходе. На этот раз путь его пройдет к селу Балгазыну. Там находится приход князя Владимира, а в этом году церковь отмечает день кончины крестителя  русских земель. Путь длиной почти в сто километров будет весьма нелегок. Совершаться он будет в июле, православные будут идти по выжженной степи. Но в этом будет новое их испытание на крепость веры.

Михаил РУДАКОВ

asdf asdf asdf