Организация эффективного и своевременного исполнения судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений является одной из основных направлений деятельности Управления Федерального казначейства по Республике Тыва.
Проблема исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время является достаточно актуальной и нацелена на повышение эффективности исполнения судебных актов. Действующее законодательство Российской Федерации возлагает особую публичную функцию организации исполнения судебных актов на средства бюджетной системы на Федеральное казначейство и его территориальные органы, в которых должникам открыты лицевые счета. Однако следует отметить, что органы Федерального казначейства не уполномочены самостоятельно, без предоставления учреждением-должником соответствующего платежного документа, перечислять денежные средства с лицевого счета учреждения.
Порядок и сроки исполнения судебных актов зависят от типа учреждения-должника. В случае, если должник является получателем бюджетных средств с типом «казенное учреждение» или органом государственной власти, то исполнение осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Общий срок для исполнения судебных актов по казенным учреждениям или органам государственной власти составляет три месяца со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Если же должник является бюджетным или автономным учреждением, то исполнение производится в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Общий срок для исполнения судебных актов по бюджетным или автономным учреждениям составляет тридцать рабочих дней со дня получения учреждением-должником уведомления о поступлении исполнительного документа в орган Федерального казначейства.
Зачастую взыскатель думает, что органы Федерального казначейства исполняют все судебные акты, выдаваемые судом, в том числе организовывают исполнение исполнительных документов, в которых содержатся требования к должнику совершить определенные действия обязывающего характера. Например: «Обязать выплатить ежемесячную доплату к трудовой пенсии»; «Обязать начислить проценты за пользование чужими денежными средствами или индексацию» или «Обязать выдать государственный жилищный сертификат». Однако в силу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения судебных актов, в связи с этим, исполнительные листы, содержащие требования по совершению действий обязывающего характера, органом Федерального казначейства не могут быть приняты к исполнению. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложена на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Таким образом, в случае предъявления взыскателем в орган Федерального казначейства исполнительного листа, содержащего требования по совершению действий обязывающего характера в отношении должника-бюджетополучателя, данный исполнительный лист возвращается взыскателю с рекомендацией направить в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов для исполнения.
В рамках исполнения государственной функции в 2015 году в Управление было предъявлено на исполнение 2619 исполнительных документов на сумму 210,3 млн. руб. Из них было исполнено 2269 исполнительных документов, или 87% от общего количества предъявленных исполнительных документов на сумму 178,6 млн. руб. В связи с несоответствием исполнительных документов требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в частности по причине неправильного оформления судом исполнительного документа и непредставления взыскателем какого-либо документа, был возвращен взыскателям 341 исполнительный документ на сумму 34 млн. руб., что составляет 13% от общего количества предъявленных исполнительных документов.
Стоит отметить, что в 2015 году на территории нашей республики основными видами задолженности по предъявленным исполнительным документам явились: невыплаченные заработные платы работникам; выплаты по доплате к трудовой пенсии; налоги, сборы и иные платежи; страховые взносы на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование; государственные пошлины по указанным судебным актам, возникшие вследствие слабой финансовой дисциплины учреждений. Так, исходя из практики работы Управления по организации исполнения судебных актов, установлено, что основная масса исполнительных документов предъявляется к бюджетным, автономным учреждениям в сфере образования и здравоохранения.
Учитывая изложенное, следует обратить внимание учреждений, что выплата заработной платы, оплата налогов, сборов и иных платежей, а также других обязательств по социальным выплатам должна осуществляться добровольно и в установленные законодательством сроки, тем самым не доводить ситуацию до принятия мер взыскания в судебном порядке и приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.
При неисполнении учреждением-должником в установленные сроки требований исполнительных документов органы Федерального казначейства обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия в виде приостановления операций по расходованию средств на его лицевых счетах вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, в том числе вне зависимости от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств или объема финансирования. Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя, являющегося заведомо более слабой стороной.
Вместе с тем следует отметить, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника приводит к росту социальной напряженности, неисполнению учреждением-должником обязательств по выплатам социального характера, выполненным работам и услугам перед исполнителями, подрядчиками и др. Поскольку должниками часто выступают учреждения, на которые возложены как социально значимые функции, так и функции по обеспечению деятельности государства.
Подводя итог, можно сказать, что предъявленные в Управление исполнительные документы исполняются в полном объеме в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Исполнение судебных актов органами Федерального казначейства является для взыскателей надежным способом получения долга.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности, открытости и повышения доступности взыскателей к информации о предъявленных ими исполнительных документах органы Федерального казначейства ежедневно размещают на Официальном интернет-сайтах Федерального казначейства www.roskazna.ru и Управления www.tuva.roskazna.ru информацию о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов, которая позволяет любому взыскателю отслеживать движение исполнительного документа. Данную информацию можно найти по быстрой ссылке «Информация для взыскателей» в нижней части главной страницы указанных сайтов.
А-Ч. А. Данчай-оол,
зам. начальника юридического отдела УФК по Республике Тыва
Н. А. Богдашкина,
начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по Республике Тыва