Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Иллюстраторы Пушкина

24 сентября 2015
1228

В минувшую пятницу, 18 сентября, в зале временных экспозиций Национального музея РТ открылась выставка «Т. А. Маврина и Н. В. Кузьмин — иллюстраторы А. С. Пушкина». Это копии подлинников из коллекции Государственного музея А. С. Пушкина. С ними можно познакомиться до 11 октября. Специально на торжественную церемонию приехала заместитель директора по фондовой работе этой сокровищницы Елена Усова. Вернисаж — в честь Года литературы в России.

У двух коллективов давние связи. Конечно, это сотрудничество по богатейшему наследию Нади Рушевой, часть которого передана в Туву. Об этом напомнили на открытии директор НМ Виктор Чигжит и его сотрудник Александр Хертек. К тому же в ноябре 2001 года, когда в столице проходили Дни культуры нашего региона, именно в стенах этого музея экспонировалась богатейшая выставка «Декоративно-прикладное искусство тувинцев», прошел концерт камерной музыки: столичные артисты исполняли произведения уроженцев центра Азии.

Чтобы порадовать посетителей, на этот раз в Москве сотрудники нашего музея подобрали около 80 работ замечательных художников-супругов, в электронном виде привезли в Кызыл, распечатали, любовно оформили. Елена Александровна подчеркнула: рада, сделали по цветовой гамме близко к оригиналам. А еще она увлеченно рассказывала о двух выдающихся мастерах ХХ века, их творчестве и биографиях. Что оказалось совсем не лишним. Пришло много школьников. Как оказалось, мало кто из них слышал известные фамилии, тем более — не видели оформленных ими книг. Да, выросло поколение, что более знает Интернет, но не держало в руках книжек, где рисунки Татьяны Алексеевны и Николая Васильевича… Грустно.

Взрослым посетителям эта выставка напомнит безоблачное детство, когда в любом уголке страны можно было приобрести издания с памятным оформлением. Тогда, в наивном возрасте, можно было не знать фамилий художников, но их творения врезались в память на всю жизнь. Самые разные произведения русского гения оформлялись выдающимися мастерами. Мы с трепетом относились и помним иллюстрации по книжкам, тоненьким и толстым, главное — любимым! Глаз не оторвать от «вечных» и знакомых героев. И жаль, что сейчас таких книг практически не выпускается…

А это и воспитание эстетического вкуса, и знакомство с произведениями Александра Сергеевича через визуальный ряд в детстве. Я, если откровенно сказать, воспринимаю «Евгения Онегина» только с иллюстрациями Кузьмина (1890 — 1987). Сделано гениально: «под перо» великого поэта, но — авторское, своё, неповторимое. В 1937 году (100-летие со дня гибели Пушкина) на Международной выставке в Париже за этот труд автор получил Золотую медаль. Низкий поклон Николаю Васильевичу, человеку энциклопедических знаний. Представляете, он занимался оформлением только книг тех писателей, которых любил. Это русские и зарубежные классики, о которых он много читал. Кроме Пушкина, «фавориты» Гоголь, Грибоедов, Салтыков-Щедрин, Лесков, Мериме, Бальзак… Музей приобрел в 2007 году у наследников 50 редких изданий на русском, французском, английском языках из его собрания: художник изучал эпохи героев книг, биографии писателей, много внимания уделял деталям. Это и понятно, глядя на его работы. Ученик Билибина прожил долгую и яркую жизнь, пришлось и воевать, много испытать.

С Татьяной Алексеевной (1900 — 1996) Лебедевой (Маврина — фамилия ее мамы) они поженились в начале войны, в 1941-м, оба были участниками «Группы 13», прожили яркие творческие биографии, занимались собирательством раритетов. В музей пришли в начале 1960-х, стали его друзьями и помощниками, что длилось почти 40 лет, дарили уникальные вещи и свои произведения, которых более 1300 в фондах. В творческой манере — разные. Но сколько дают их работы пищи для ума, какие удивительные (и только положительные) эмоции пробуждает созданная ими Красота…

Елена Александровна лично их застала, общалась. Потому говорила о них с любовью, теплотой — как о живых. Оказывается, есть их мемориальная комната, куда пускают только шесть раз в году по особым дням: это представлены раритеты. Старинная мебель из ценных пород дерева, блюдо «Садко» по рисунку самого Врубеля, уникальные иконы 15 века. Кабинет создан в 1999-м, это осуществилась мечта художников. (Про фонды Нади Рушевой гостья сказала: в экспозиции работ нет, есть ее комната, куда тоже пускают посетителей по праздникам шести заветных дней в году.)

Татьяна Алексеевна много ездила по Подмосковью, писала эти красивые места. В 1942-м военные разрешили ей (одной из немногих) делать рисунки Москвы тех суровых годов. Альбом на эту тему издан на хорошей акварельной бумаге. Еще с мужем собирали много уникальных вещей — произведений искусства. А познакомившись с техникой лубка, Маврина в этом стиле и создавала иллюстрации, привнеся своё, так и запомнилась большинству. В 1976 году ее наградили Премией Г. Х. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Здесь ее заслуги неоспоримы. Что и видно на выставке. А за работу над мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» М. М. Цехановского коллектив отмечен в 1950-м в Локарно I премией и в Карловых Варах. Есть и вклад в общую творческую копилку успеха Мавриной.

Открытие выставки запомнилось ощущениями теплоты, исходящей от работ художников, и светлой атмосферой, что создавали выступавшие студенты Кызылского колледжа искусств и РШИ. Юные артисты так выражали чувства признательности наследию великих мастеров. Первый замминистра культуры РТ Вера Лапшакова и руководитель Общественной палаты Тувы Хонук-оол Монгуш эмоционально вспоминали Пушкина своего детства, высказали надежду, что эта экспозиция станет передвижной по районам и школам, чтобы так подрастающее поколение знакомилось с бессмертной классикой.

Да, Пушкин не был здесь, хотя и хотел отправиться в экспедицию в Китай. Как знать, что бы случилось, осуществись задуманное… А мы его ощущаем своим земляком и современником — и благодаря этой выставке.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН