— Пусть не окажемся мы сродни тем людям, которые отвергли, распяли и предали Христа. Я хочу, чтобы своей жизнью мы свидетельствовали об обратном, — с такими словами поздравлял свою паству епископ Кызылский и Тувинский Феофан (Ким). В минувшие выходные он возглавил богослужение в Воскресенском кафедральном соборе. Русская православная церковь отметила Вербное воскресенье.
Считается, что верба самой первой оживает после долгой зимы. Освящают ее на вечерней службе в субботу, тогда же всем прихожанам раздаются освященные ее ветви. Их называют еще «ветвями добродетели»: они как будто тянутся к небу. Главное богослужение совершается в воскресенье. Священники облачаются во время литургии в зеленые одежды. Зеленый цвет символизирует возрождение жизни, он связан с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима .
Другое название праздника — Вход Господень в Иерусалим. Он связан с воспоминаниями о последних днях земной жизни Иисуса Христа. В священных текстах, которые оставили евангелисты, утверждается, что Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу. Люди снимали с себя верхние одежды, бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус, устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!» На Востоке въезд в город верхом на осле означал мир, в то время как въезд верхом на коне — войну.
Праздник несет в себе и трагический смысл. Известно, что жители Иерусалима полагали, что Иисус избавит их от иноземцев, а когда поняли спустя несколько дней , что победы здесь невозможны, обрушили на Его голову свой гнев.
Воскресная литургия стала и поводом для того, чтобы наградить священство. Секретарь епархиального управления, ключарь Воскресенского собора Николай Рябкин удостоился права ношения набедренника, наперсного креста и камилавки. В церкви такие награды свидетельствуют о богослужебных заслугах и карьерном росте.
Для обычных прихожан Вербное воскресенье обозначает скорый приход главного православного праздника — Пасхи. По словам прихожанки Марины Николаевны, это ожидание настраивает на то, чтобы сходить в эти дни на исповедь и причаститься. Верующий человек, по ее мнению, должен встречать Светлое Христово Воскресение с чистыми помыслами.
В понедельник началась неделя самого строгого поста. В эти дни среди православных не принято употреблять ни животной, ни молочной пищи. Предпасхальную неделю также принято именовать Великой Седмицей. Другое, знаковое ее название — Страстная неделя. Мысленно и с молитвой, отметил владыка Феофан, верующие переносятся в эти дни «то в Гефсиманский сад, то в Сионскую горницу, то на Голгофу, то ко Гробу Господню», только тогда, подчеркнул епископ, «воссияет нам Светлое Христово Воскресение».
Михаил РУДАКОВ