Тувинская правда 12+

…Я всегда полна идей

10 сентября 2015
1214

Школа № 4 города Кызыла вновь открыла свои двери. Как будто и не было лета. Девчонки и мальчишки бегают на перемене по коридору, учителя успевают подготовиться к следующему уроку. Родители провожают и встречают своих первоклашек. Мыслями о тех и других занята голова директора школы. Вот уже пятый год центром этой маленькой вселенной является учитель физики и математики высшей квалификационной категории, почетный работник образования РФ, заслуженный работник образования РТ Наталья Масленникова.

— Наталья Анатольевна, с каким чувством вы встретили этот новый учебный год?

— С чувством радости, ожидания встреч с новыми учащимися, с их родителями. Для меня всегда 1 сентября это день, когда понимаешь, что начался новый учебный год, и дети, и родители от тебя ждут чего-то нового, необычного, и поэтому стараешься оправдать их доверие. Я не могу их разочаровать и поэтому полна идей.

— В каком состоянии встречает новый учебный год школа?

— За лето мы сделали косметический ремонт помещений, поменяли двери в кабинетах, на втором этаже частично заменили окна. То есть детям в обновленном, отдохнувшем здании будет комфортнее.

А в учительском составе есть обновления?

— Да, у нас произошли большие кадровые изменения, направленные на исполнение приказа министра образования и науки Тувы о приведении рабочей нагрузки учителей и административного состава образовательного учреждения в соответствие: учитель должен иметь нагрузку не более 25 часов, руководство — директор — не более девяти часов, у замов нагрузка не должна превышать семи часов. В рамках исполнения данного приказа мы приняли на работу двух учителей математики, шесть учителей русского языка, одного преподавателя физической культуры и двух учителей начальных классов. Таким образом, штат полностью укомплектован в соответствии с требованием.

Департамент по образованию Кызыла который год бьет тревогу по поводу дефицита учителей с русским языком обучения. Как обстоят дела в вашей школе ?

— Такая проблема в городе есть, однако не в нашей школе. Из шестерых учителей русского языка, которых мы приняли, двое — выпускники высших учебных заведений, остальные — стажисты. Одна учительница приехала к нам из Бурятии, где она проработала пять лет. Все прекрасно владеют русским языком, хорошо знают свой предмет, поэтому проблем у нас, думаю, не будет. То же самое с учителями математики. Лично я придерживаюсь такого принципа: не важно, какой национальности человек, важно, какой он учитель: чтобы любил детей и всю душу отдавал работе, которая должна приносить результат.

Трудности со знанием языка, по моему мнению, есть у учеников и родителей. Однако говорить однозначно тоже нельзя. Потому что во многих случаях, например, сейчас, когда к нам поступают дети из дальних районов, они свободно говорят по-русски. Однако есть и исключения: буквально вчера с заявлением о приеме на учебу пришли мать и дочь. Обе не говорят и не понимают по-русски. Пока это единичный случай.

Математика — не простой предмет, открывающий двери в профессии технические. Шолбан Валерьевич на августовском совещании обратил особое внимание на царицу наук, на качество преподавания математики. На то, что от учителей этого предмета зависит во многом будущее Тувы. Выберут ли ребята технические специальности. Как получилось, что вы связали свою судьбу именно с этой наукой?

— Интерес к точным наукам у меня еще со школы. Я училась и окончила восьмую школу Кызыла. Математику там препо­давала Светлана Михайловна Ощепкова, ныне — первый замминистра образования и науки Тувы. Она разбудила во мне интерес к математике, привила к ней любовь. После окончания школы я, не задумываясь, поступила в Кызылский государственный педагогический институт, на физико-математический факультет, закончила его всего лишь с четырьмя четверками. После института год проработала в школе № 7, ушла в декретный, после которого устроилась на работу в родную школу. Там снова моим наставником была Светлана Михайловна. И я до сих пор работаю, люблю свой предмет. Очень переживаю, когда дети не успевают по моему предмету.

Кстати, об успеваемости. Результаты ЕГЭ показали, что знания наших детей по математике не очень высокие. Как вы думаете, с чем это связано?

— Проблема многогранна. Я не оправдываю своих коллег, но если взять высшую школу, там один преподаватель специализируется в области алгебры, другой — в геометрии, третий — в области математического анализа. То есть все разделы математики распределены между преподавателями, которые являются узкими специалистами именно в своем разделе. Учитель же математики в школе должен быть асом во всех этих областях. Это первое. Во-вторых, сказать, что виноваты дети или виноваты учителя нельзя, потому что здесь мера ответственности лежит на всех. Если бы низкие результаты были в одной какой-то школе, то можно было бы сделать определенный вывод, а раз они по всей республике, то значит, проблема носит системный характер для всей республики. Наши дети сдали, но тоже не с первого раза. Так как по русскому языку минимальный порог преодолели все, то появилась возможность пересдать математику. Учителя проанализировали сложившуюся ситуацию и пришли к выводу, что детей необходимо готовить, в том числе морально, с девятого класса. Мотивировать детей на то, что им предстоит сдавать единый государственный экзамен. Как предметник хочу отметить, что хорошо то, что математика с этого года разделена на профильный и базовый уровни. Потому что ситуация следующая: в общеобразовательной школе, профильном и лицейском классах количество часов на математику в учебном плане разное: в обычной школе 4–5 часов, а в лицейском или профильном классах доходит до 8–9. А спрос со всех до этого года был один. Сейчас дети, которые целенаправленно изучали математику более углубленно, выбирают профильный, то есть более сложный уровень. То, что ввели сочинение тоже правильно. Тесты делают из детей машин, роботов: поставил галочку — и все. Дети разучились рассуждать, говорить, выражать свои мысли. А чтобы написать сочинение, нужно уметь анализировать, нужно больше читать, иметь богатое воображение, фантазию, словарный запас.

Многие педагоги признаются, что мечтали стать учителями с детства по примеру родителей, братьев или сестер. А в вашей семье не было преподавателей?

— Сразу скажу, я не из педагогической семьи, скорей из математической: папа был инженером, мама — главным бухгалтером. Но тем не менее родители воспитывали во мне качества, которые должны быть в каждом педагоге: порядочность, любовь к труду, ответственность. Они приехали в Туву из Красноярского края в 60-е годы. Мы с братом Сергеем родились здесь, в Кызыле. Брат, кстати, тоже связал свою жизнь с математикой. Окончил Калинин­градское военное училище и получил профессию авиационного техника. В авиации, как вы понимаете, тоже без царицы наук никак.

Мама — Нина Никаноровна — до пенсии работала бухгалтером в ПМПК «Сибтехмонтаж». Отец, Анатолий Трофимович Калинин, долгое время трудился на кирпичном заводе, что на правом берегу. В 90-е годы, когда завод закрылся, родители приняли решение вернуться на свою малую родину. Сейчас отца нет в живых, мама и брат живут в селе Каратузе.

Мой единственный сын Дмитрий тоже выбрал точные науки. Окончил Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), в настоящее время живет и работает в Томске, не женат. Как мать я рада тому, что мы с супругом Михаилом Алексеевичем вложили в его образование много усилии, и сейчас вложенное приносит плоды. Дима окончил Государственный лицей Республики Тыва. Очень благодарна этому учреждению. Там не только очень качественно учат детей, главное, что в лицее прививают детям лидерские качества. Ребенок должен быть только лучшим и больше никаким. Ученикам своей школы я тоже стараюсь объяснять: в жизни ты должен быть лучшим, или, по крайней мере, быть рядом с лучшим. Нужно быть лидером по жизни. Чтобы не тебя вели, а ты вел. В этом помогают такие мероприятия, как конкурсы, олимпиады, конференции, любая общественная работа, участие в проектах. В течение года таких событий в школе проходит множество. Детям есть, где себя показать.

Сколько новых воспитанников вы успели принять с 1 сентября?

— План на этот год — более 800 человек. В этом году мы решились на эксперимент — будем открывать четыре инклюзивных класса: два класса на параллели начальных классов, два в пятых классах. Пока идет подбор учащихся, педагогов.

Каково будет соотношение здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья?

— По положению в инклюзивном классе должно быть не более 15 детей. Пять из них — дети с ОВЗ, получившие медицинское заключение. Речь в основном идет о детях, которые страдают поражением центральной нервной системы, с задержкой психического развития.

Условия в школе позволяют реализовать эти планы?

— По сравнению с остальными кызылскими школами, которые, образно говоря, трещат по швам, у нас пока еще есть возможности предоставить детям пространство. В любом случае мы должны первые начать эту работу. Потому что наша школа в этом отношении — самая подготовленная. По сравнению с другими школами нам будет легче. У нас работают квалифицированные педагоги, есть соответствующее оборудование.

Состав инклюзивного класса «плавающий». Это значит, что ребенок с ОВЗ будет учиться в этом классе не всегда. Все зависит от состояния его здоровья. Пройдя реабилитацию и показав хорошие результаты, он может перейти в общеобразовательный класс. На его место мы возьмем уже другого. С детьми постоянно будут работать психолог, логопед, которые проводят диагностику, коррекционные занятия. Но есть ограничения. Например, мы не сможем определить ребенка-колясочника в класс на четвертом этаже. Детей с ДЦП мы обучаем в центре, на первом этаже. В инклюзивных классах обучение будет проходить обычно, в рамках классно-урочной системы.

Сколько набрали первоклашек?

— На 3 сентября в списках первоклассников 144 ученика. Это значит, что будет пять первых классов. Школа работает в две смены, СанПиНы мы пока выдерживаем.

Традиционно, в начале учебного года по всей стране проходят месячник «Всеобуч» и акция «Помоги собраться в школу». В вашей школе есть дети, нуждающиеся в помощи?

— Мы знаем всех своих ребятишек, которые находятся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, с каждым годом их количество увеличивается. В эти дни идет планомерная работа по оказанию им помощи, по привлечению предпринимателей и других неравнодушных людей к акции. Хочу отметить, что у школы есть друзья, которые поддерживают ее всегда. Каждый год собрать наших детей в школу помогают сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ. Депутат городского хурала Оскал-оол Кысыгбай всегда откликается на наши просьбы, магазин «Водолей», который находится рядом, управление социального развития мэрии перед началом каждого учебного года передает много канцелярских товаров. Помощь оказывают родители и сами учителя школы — кто сколько может.

Как правило, родители благодарны, когда им оказывают помощь, но не любят, когда про них говорят как о нуждающихся. Поэтому стараемся не акцентировать внимание на том, что ранит людей, особенно, когда они попадают в такие условия независимо от них. Отрадно, что есть семьи, которые стараются бороться с проблемами. Например, мама Вики (имя изменено) не может никак устроиться на работу, но тем не менее каждое лето подрабатывает на рынке, помогает продавцам носить сумки. Ей платят сто рублей в день. На эти деньги она покупает школьные принадлежности. Таким семьям мы помогаем в первую очередь.

Поделитесь планами на новый учебный год.

— План у нас всегда один — повышать качество образования. Реализовывать его будем все вместе — учителя, ученики и родители. Так было и будет каждый год.

Денис МАЛЫШЕВ

asdf asdf asdf