Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

И жизнь, и слёзы, и… фарфор

20 июня 2015
1303

Свои работы Гаянэ пока только дарит. Оно и понятно: чтобы набить руку в таком тонком искусстве, как изготовление авторской куклы, требуются сотни часов напряжённого труда, терпения, усидчивости — а главное, искреннего интереса к тому, что должно получиться.

Свои работы Гаянэ пока только дарит. Оно и понятно: чтобы набить руку в таком тонком искусстве, как изготовление авторской куклы, требуются сотни часов напряжённого труда, терпения, усидчивости — а главное, искреннего интереса к тому, что должно получиться. Уже потом — успехи и неудачи, разбитые и выброшенные пробы. Без этого в любом деле никак. А вот даримое — это уже то, что получилось, что не стыдно не только показать, но и отдать насовсем в чужие руки — где подарок будут рассматривать тщательно и критично.

Дебютные модели коллекции Гаянэ постигла вполне предсказуемая участь: обе куклы, которыми мастерица, разумеется, осталась недовольна, были создательницею же разобраны — для более тщательной доработки. Но не доработаны. Обе, если можно так выразиться, почили с миром. Позже почила и ещё одна — с размаху об дверь несчастную разбил ребёнок.

Сегодня в кукольной семье — пять моделей. Это немало, учитывая, что каждая кукла — полгода кропотливой работы. Каждую искусная девушка создаёт «с нуля».

КУКЛЫ, КОТОРЫЕ ШОКИРУЮТ

Шарнирная кукла в истории культуры известна с древности. Такие, со сгибающимися в суставах ручками и ножками, модели мастерили кукольники ещё Древнего Рима и Греции. Делали их из природных материалов: дерева или глины. В XX веке подвижную куклу производили во Франции и Германии, потом в Японии. Куклы эти не предназначались для игр, в основном их коллекционировали — вот и в наши дни сохранившиеся экземпляры хранятся у антикваров и стоят бешеных денег. Впрочем, бешеных денег стоят и современные авторские шарнирные куклы. Сегодня мастера усовершенствовали это искусство до такой ювелирности, что лучшие модели — настоящие произведения искусства, глядя на которые, испытываешь иногда шок.

Освоить какое-нибудь искусство Гаянэ Мелоян была обречена: она из семьи творческой. Мама — актриса тувинского театра, папа — музыкант. Девочка с подросткового возраста жила в Москве, там окончила промышленный колледж по специальности «Дизайнер одежды». Потом, правда, отучилась ещё в МГИУ, получила диплом юриста, но это, как она сама признаёт, из необходимости: надо иметь высшее образование. Главное же, к чему всегда стремилась душа девушки, — это творчество. Создавать всегда хотелось что-то красивое. Такое, на которое смотреть — не насмотреться.

— Я не из тех, кто любит находить красоту там, где её мало или даже нет совсем, — поясняет Гаянэ. — Я хочу создавать идеальную красоту. Ею же я буду пытаться наделить своих кукол. Конечно, пока я только начинающий мастер, в моих работах много несовершенного, но стремиться буду именно к идеалу. Скорее всего, пропорции моих кукол со временем поменяются и не будут соответствовать анатомии человека. Что-то будет гипертрофировано. Но обязательно — очень красиво.

Попытки мастерить кукол Гаянэ предпринимала с детства. Сначала много рисовала. Потом, когда отец прислал дочке из-за границы сувенирную куклу — индианку, одетую в нарядное сари, в голове девочки родилась схема: как создать куклу из ткани и папье-маше. Придумала и смастерила. Сама Гаянэ этот эпизод уже помнит смутно, зато мама любит напомнить: вот, дескать, с чего всё начиналось-то.

А года четыре назад девушка увидела коллекционных кукол Марины Бычковой — уроженки нашей страны, проживающей в Канаде. Конечно, на западе, где шарнирные куклы не были в диковинку, да и необходимое сырьё без труда можно найти в любом магазине для художников, заниматься творчеством намного сподручнее, чем в России. Сегодня имя Марины — бренд. Её куклы узнаваемы и просто потрясают воображение. Это хрупкие и совсем, кажется, живые создания. В основном — девушки с тоненькими изящными тельцами. Детально проработанные ладошки и ступни, узкие бёдра и грациозные спинки. Особенность этих фарфоровых богинь в том, что Марина старается передать все анатомические особенности женского тела. У этих куколок — прекрасная девичья грудь и также тщательно вылеплено и прорисовано то, что обычно прикрывается целомудренным листочком. Другая особенность — выражение лиц. Они у Марининых кукол полны вселенской печали, а в глазах стоят слёзы. К этим куклам, с одной стороны беззастенчиво натуралистичным, а с другой — божественно невинным и небесно прекрасным, сразу проникаешься самыми человеческими чувствами. Видишь такую, сидящую на ладони у её создательницы и опирающуюся об эту ладонь хрупкой ладошкой, отливающей почти прозрачной белизной — беззащитную субтильную фею — и замираешь от смеси восторга и жалости. Такую-то, и в этот грубый мир?

ЧИСТОЕ ИСКУССТВО

Гаянэ тоже была потрясена до глубины души. Впрочем, просто потрястись — одно, а воссоздать свой собственный образец, при этом, не собрав его из готовых «запчастей», а отлив каждый пальчик самостоятельно — это уже совсем другое.

Гаянэ отважно вытерпела и освоила всю технологию рождения куклы. Сначала — теоретическая база. Самостоятельно, с помощью Интернета. Потом — поиск нужных материалов. Сначала работала с фарфором, потом — с литьевым пластиком флюмо. Из них готовится тело куклы. Но прежде — эскиз, по нему — лепка каждой детали из скульптурного пластилина. Дальше — изготовление формы из гипса. Опять же для каждой детальки (ладошки, грудной клетки, бёдер, головы) — отдельная форма. Залить, высушить. Обжечь. После ещё надо куклу собрать — для этого используется специальная резинка, а в профессиональном варианте — миниатюрные пружинки, которые соединяют шарниры и суставы тела куклы. Потом ответственная процедура — роспись лица и тела модели специальными художественными красками. Только на то, чтобы нарисовать кукле глаза и брови, может уйти несколько ночей. Ещё надо придумать художественный образ: что это за существо рождается на свет. Каким будет имя, во что её лучше нарядить, какой будет её причёска. Волосами кукольница жертвует собственными: они у неё длинные, густые. Целый клок, говорит, попросила отрезать в парикмахерской. Заключительный этап — создание одежд. Гаянэ, выросшая в Туве, любит наряжать своих кукол в плотную золочёную ткань. Она придаёт образам восточных красавиц — а Гаянэ, разумеется, отдаёт предпочтение азиатскому типу — особый колорит.

Впрочем, куклы нашей мастерицы, как подчёркивает она сама, — не имеют отношения ни к конкретным историческим персоналиям, ни к странам. Все они, фантазирует девушка, — жительницы неизвестных планет. Правительницы и царевны. И если две куклы явно принадлежат к азиаткам, одна — африканка, то третья, с ультрамариновой кожей, уже определённо существо иноземное.

Лепить своих кукол с реальных людей Гаянэ опасается.

— Во-первых, это очень сложно, — объясняет девушка. — Во-вторых, всегда есть вероятность, что тебе будет казаться, будто получилось очень похоже и симпатично, а человек, с которого «писалось», увидит и обидится — ему может не понравиться. Что тогда делать? Я хочу, чтобы мои куклы были просто очень красивые, и люди получали эстетическое наслаждение, глядя на них.

Однако однажды портретную куклу Гаянэ всё же смастерила. Готовую модель кукольница подарила подруге, которая, собственно, и попросила её изготовить свою копию. Кукла очень понравилась, все соглашались, что сходство мастерице удалось передать. Как бы там ни было, а через какое-то время выяснилось, что подарок спрятан в шкаф. Почему-то суеверной подружке стало жутко в присутствии своей фарфоровой копии. С тех пор Гаянэ ещё более утвердилась в своём нежелании воспроизводить в куклах людей. Пусть уж они остаются предметами чистого искусства, решила девушка.

* * *

Авторская кукла — это не только способ творческого самовыражения и уникальный в своём роде предмет искусства. Это — возможность своим талантом зарабатывать неплохие деньги. Куклы Марины Бычковой, например, оцениваются от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Конечно, Бычкова — это высокий профессионализм. Ювелир, она и все украшения для своих кукол изготовляет вручную, каждой — индивидуально. Каждая туфелька там — яйцо Фаберже.

Гаянэ, посещая выставки и разглядывая фотографии кукол в Интернете, наполняется вдохновением и энтузиазмом. Ночи напролёт, пока семья — муж и трое маленьких ребятишек — спит, она колдует в кухне над формами, раскрашивает, кроит и шьёт.

И у неё получается.

Виктория КОНДРАШОВА