Уже осенью в Туране засияет куполами новый храм. Добрую весть для жителей городка привез епископ Кызылский и Тувинский Феофан (Ким), который рассказал им и то, что будет наречен он именем равноапостольного князя Владимира. В этом году Русская православная церковь отмечает тысячелетнюю годовщину со дня кончины этого святого.
Туран вписал особую страницу в истории Тувы. Первые русские поселенцы основали его в 1885 году. Отсюда началось активное проникновение России на территорию тогдашнего Урянхайского края. Православная церковь здесь была освящена в 1911 году. В 20-е годы власти чинили препятствия деятельности туранского православного прихода. А в 1961 году маленькую церковь и вовсе закрыли. Ее бывшее помещение ныне занимает корпус начальных классов туранской школы № 1.
Возобновления деятельности прихода в начале 90-х добилась директор Туранского краведческого музея Татьяна Верещагина, хранитель памяти о всех настоятелях и известных прихожанах «старой» церкви. Летом 1995 года деревянная церковь Святого Иннокентия Иркутского была освящена на новом месте. И с самых первых дней своей службы привлекла к себе внимание. Настоятелями прихода были молодые, но духовно образованные священники. Неудивительно, что на воскресную литургию сюда ездили даже кызылчане.
Нынешний настоятель Иннокентьевской церкви отец Владимир (Аверин) взял на себя непростую ношу. При храме он ведет работу небольшого реабилитационного центра для страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Его поддерживает республиканское управление Роснаркоконтроля. Курс избавления от пагубного пристрастия включает в себя трудотерапию. Однако главный акцент сделан на увещевании при помощи молитвы. Опыт такой духовной работы имеется у многих епархий. Ведут ее священники, которые до принятия сана получили образование психологов.
Вот и нынешний настоятель неплохо разбирается в медицине. За его плечами — Томский медицинский институт. Помогает ему во всем матушка Ирина, тоже медик по светскому образованию. Еще недавно отец Владимир и матушка Ирина были городскими жителями, но уже приспособились и к сельскому быту: не во вред основному назначению успевают и огородом заниматься, и за домашней скотиной ухаживать. Благо, что у них подрастают внуки, которые уже помогают в житейских и приходских делах.
Когда к месту строительства прибыл Шолбан Кара-оол, заговорили о том, насколько верным было решение властей о выделении участка для деревянной церкви. Место на пригорке, которое она заняла в 1995 году, и поныне является окраиной Турана. Теперь здесь будет построена каменная Владимирская церковь.
— А как здорово было бы, если бы храм стоял на виду, со стороны федеральной дороги! — заметил глава республики. — С Турана начинается и территория республики. А церковь могла бы стать визитной карточкой Тувы. Ведь речь идет о городе, в котором начиналось православие в Туве.
— В 90-х просила место под церковь в центре города, но власти согласились только на этот участок, — пояснила Татьяна Верещагина, на церемонию она пришла вместе с туранцами, — а центр занял вскоре рынок и многоэтажный кирпичный дом.
— Но район, в котором появляется храм, оживает потом на глазах, — поделился уже своим мнением епископ Феофан. — Вот увидите: только построим новую церковь из камня, как в эту часть городка потянутся застройщики. А вскоре этот район будет выглядеть и чисто, и уютно.
Новая церковь должна привлечь внимание к северной окраине Турана. С нее начинается главная улица районного центра. За церковной оградой расположен стадион«Автомобилист», еще дальше — запущенный ныне парк с памятником красноармейцам — участникам гражданской войны. А следом — здания городской и районной администраций.
— На этой же улице расположен краеведческий музей, — добавила Татьяна Верещагина, — который тоже нуждается в хорошей финансовой подпитке.
— Без поддержки светской власти невозможно построить храм, –заметил на небольшой церемонии закладки первого камня в фундамент глава фирмы «Стройсервис» Сергей Сафрин, — имея же поддержку главы правительства и благословение владыки, мы справимся.
Именно Сергей Сафрин предложил строительство небольшой каменной церкви в Туране. К этой мысли подвигла его недавняя поездка в районный центр. Просьба, которая тогда поступила от владыки Феофана, заключалась в том, чтобы осмотреть купола действующего храма в год двадцатой годовщины со дня его освящения. На поверку же оказалось, что реконструкция потребуется для всего здания. Все же строил его человек, который не имел специального строительного образования. По осени, когда новый собор освятят, старая церковь закроется на недолгую реконструкцию.
— Все происходит по волей Божией, — заметил епископ, — а пример с инициативой Сергея Сафрина говорит о том, что важные события в церковной жизни происходят и помимо меня.
Сергей Сафрин и его фирма возьмут на себя основные расходы на строительство храма. На протяжении двенадцати лет предприниматель руководил строительством Воскресенского кафедрального собора в Кызыле. Столь долго храм строился потому, что прежние власти вспоминали о нем лишь накануне очередных выборов. Нынешний глава республики внес на строительство Воскресенского собора собственные пожертвования, а в 2011 году сделал все от него зависящее, чтобы на освящение его приехал патриарх Московский и вся Руси Кирилл.
Новая церковь святого Владимира будет выдержана в традиционном русском стиле. Стрельчатые арки над входами — ее заметное отличие. Такой облик — дань времени князя Владимира, когда православие в русских землях совершало первые шаги.
— Каменная церковь в Туране вместит в себя до 150 прихожан, — эти детали уточнял на церемонии руководитель организации «Тува-гражданпроект» Борис Руднев.
В послужном списке его фирмы — проекты Иверской часовни на Московской улице в Кызыле, Воскресенский собор и реконструкция церкви Иконы Казанской Божией Матери в Сарыг-Сепе.
Появление новой церкви в Туране — это, как ни крути, еще и результат грамотно поставленной миссионерской работы. К ней епархия привлекала и привлекает образованных священников из-за Саян с самого своего основания в 2011 году. Ее опыт создания воскресных школ заинтересовал буддийскую общину Тувы, и в новом буддийском хурээ, который тоже строит Сергей Сафрин, появятся учебные классы.
— Слишком долго от имени буддизма у нас говорили люди, знающие об учении только поверхностно, — заметил глава республики Шолбан Кара-оол.
Корень духовного возрождения тех народов, которые проживают в Туве, в традиционных для них религиях. На это обратил внимание тувинский премьер.
— Духовные ценности наших предков, — сделал вывод глава республики, — давали силы для их выживания и развития. Важно вернуться к этим истокам, тогда историческое безвременье уйдет от нас навсегда.
Михаил РУДАКОВ