Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

И воспитать сына…

16 ноября 2013
2283

Посадить дерево, построить дом и воспитать сына… Так давным-давно сформулировано предназначение мужчины. Шесть слов, за которыми — целая жизнь...
Женщины сегодня повсюду. И в космосе, и на море, и даже в армии их — не счесть. И лишь одна профессия остается до сих пор абсолютной привилегией настоящих мужчин — профессия шофера-дальнобойщика и водителя автобусов на междугородних маршрутах. Это особая каста. Отец и сын Кудряшовы, Валерий и Сергей, — из нее.
У отца и сына свое дело, которое их кормит, — не на новом, но исправном «Икарусе» они возят пассажиров. Сами себя называют «автобусниками». Работа хоть и кажется с первого взгляда банальной — коль умеешь, отчего не крутить «баранку», на поверку оказывается, что «баранка» не привыкшего человека измотать может, как говорится, в два счета.
— В течение недели вряд ли удастся встретиться, — услышал я ответ, когда позвонил Валерию, дабы договориться о встрече. — Утром в 7.25 мы с сыном уже в дороге — везем рабочих на строительство железнодорожного моста за Усть-Элегестом. Возвращаемся только в 9 вечера.
Мне все же удалось уговорить Валерия взять меня в рейс, дабы успеть побеседовать в дороге.
Ранним утром полусонный, еще в потемках я плелся на место встречи. Хоть мы и условились, что подсадят меня возле здания Национального музея ровно в 7.25, а часы показывали уже 7.20, я не спешил. Но не успел подойти к музею, как из-за поворота вынырнул резвый «Икарус», и водитель махнул мне рукой из открывающейся двери.
— Залезай!
Я уселся на переднее сидение. Удивительно, но несмотря на ранний час, и Валерий, и сын его Сергей были бодры. Я едва соображал — глаза слипались, а для них это — привычный рабочий график.
— Это что! — махнул рукой Валерий. — Вот до этого договора мы в рейсы до Новосибирска ездили, коммерсантов возили. Двадцать часов дороги в один конец — вот это да. Люди мы привычные. Ну, спрашивай, корреспондент.
Начать я решил издалека.
— Как вы пришли в эту профессию, ведь не случайно же? — спросил я.
— Мне всегда была интересна техника, — ответил Валерий, — вот и решил стать водителем. И сына своего привел в эту профессию тоже я.
Сергея в рейсы он стал брать чуть ли не с пеленок.
— В три года он уже со мной ездил — заметил он. — А когда в школу пошел, то летние каникулы, можно сказать, жил в кабине. Если честно, приятно, что сын пошел по моим стопам.
Сергей, так же участвующий в разговоре рассказывал, что в детстве для него лучшим времяпрепровождением было участие в отцовских рейсах.
Чем дальше возил пассажиров отец — тем интереснее было мальчику.
Возможно, что увлечение Валерия своей профессией сказалось и на сыне.
— Кажется, я всегда знал, кем стану, когда вырасту, — заметил Сергей — водителем. И вот, работаю сейчас вместе с отцом. Он меня всему и научил. И как водителя, и как мужика.
Валерий считает, что в среде мужчин всегда существовали и существуют до сих пор негласные правила, которыми должен руководствоваться каждый мужчина, что бы таковым оставаться. И прежде всего это взаимовыручка. По его словам в работе «автобусника» без этого ни как
— Каждый осознает, что выезжая в рейс, остается с дорогой один на один, — говорит он — Это на большегрузах можно идти в рейс колоннами по две-три машины. У нас, автобусников, так не получается, расписание не изменишь. Поэтому уповать можно только на себя, и, как крайний случай — на друзей. Если, что случилось в рейсе, с чем самому не справиться, всегда можно, как говорится в одной из телепередач, сделать звонок другу. Без друзей в нашем деле никак. Может поэтому, мы и сохраняем качества, которые парни в других профессиях начинают подзабывать.
Со слов Валерия и Сергея, сообщество «автобусников» представляется неким братством, в котором существует взаимовыручка и взаимопомощь. Каждый из них знает, кто сейчас в рейсе, а кто в случае чего, если автобус в дороги сломается, может подъехать и забрать пассажиров, оказать помощь самому шоферу в починке автобуса.
— Когда едешь в рейс, допустим в тот же Новосибирск, всегда здороваешься с водителями встречных автобусов, а если видишь, что чей-то автобус стоит на обочине — обязательно остановишься. — поясняет он.
— Было! И у меня было, что ломался, и только благодаря товарищам мои пассажиры смогли добраться до пункта назначения вовремя. Бывало, и я выручал, — коротко отвечает Валерий на мой немой вопрос.
Традиции эти, в сообществе «автобусников» зародились в незапамятные времена и живут до сих пор. Во много, по мнению Валерия, благодаря преемственности профессии. Вместе со знанием, навыками вождения, молодое поколение «автобусников» перенимает у своих отцов и их традиции.
Говоря о мужчинах вообще, Валерий связывает падение мужественности в молодых людях с разобщенностью людей, их отдалением друг от друга.
— Конкуренция, это, конечно же, хорошо, когда она в меру. А вот когда человек только и думает, что о своей собственной выгоде, о деньгах, напрочь забывает о товарищах, вот тут-то и начинаются проблемы, — многозначительно поясняет он. — Пойми: радикальный индивидуализм еще ни кому не приносил пользы.
И признает: принцип « своя рубашка ближе к телу» становится доминантой поведения многих из нас, чаще всего, из-за социальной неустроенности. По его словам в советское время, каждый водитель знал, что в конце месяца свои кровные получит непременно.
— Я далек от того, чтобы, на чем свет стоит, клясть современное поколении: мол, измельчала молодежь, вот в наше время было так, — но это же факт, причем, не мной одним установленный - сейчас мужчины боятся брать на себя ответственность за семью и перекладывают ее на женские плечи. Объяснить это, конечно, можно, но оправдать… Да, сложно оставаться главой семьи, когда нет уверенности в завтрашнем дне. Но при всех сложностях заделье себе найти можно всегда.. И если у тебя семеро по лавкам, а ты лежишь на печи ил хуже того, пропиваешь детские пособия, — какие уж тут оправдания… Вот смотрите, таджики, туркмены, чтобы прокормить семью, едут к черту на кулички. Их бригады по всей России, от Калининграда до Камчатки, от Сочи до Норильска. Едут, не зная русского языка, в неизвестность, в агрессивно настроенное против них общество и государство. Не гнушаются никакой работы, чтобы отослать семье каждый месяц по пять-десять тысяч рублей. Вот это — мужики настоящие, что бы о них у нас ни говорили…
Весь разговор наш с Валерием крутился вокруг работы, заработка, достатка, обеспечить который — святая обязанность главы семьи. Но оказалось, что и это не главное, не смысл его жизни. Это, по его убеждению, лишь средства достижения самой важной цели.
— Часто так рассуждают, — Кудряшов притормозил, давая перейти дорогу вальяжной буренке, и подытожил свою мысль, — от мужика требуется мамонта домой принести с охоты, а остальное — женские заботы. Как бы не так… Зарабатывать на хлеб с маслом для семьи мы должны для того, чтобы иметь полное право воспитывать детей, в том числе, и наказывая их по делу. Женщины — святые люди. Они могут все, кроме одного — дать сыну навыки, стереотипы поведения, которые ценятся в обществе настоящих мужчин. Привить их может только отец. Если, конечно, он сам — правильный мужик. Тогда обязательно настанет день, когда и сын принесет домой своего «первого мамонта»…
Антон ПОСОХИН