Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

И вновь в Туве Алтайский театр

21 марта 2019
412

В России 2019 год объявлен Годом театра, и уже 18 января начался уникальный проект – Всероссийский театральный марафон, который закончится в декабре. За это время в 85 городах нашей страны будут показаны спектакли театров соседних регионов.

Марафон начался во Владивостоке и финиширует в Калининграде. Предполагается, что во всех федеральных округах будут проведены форумы «Российский театр – XXI век. Новый взгляд» с обсуждением актуальных проблем развития российского театрального искусства, ожидаются предложения по решению их и новых форм театра. Будет также принят документ «Стратегия развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года».

12 марта марафон прибыл в нашу республику, три дня его символ – образ греческого театрального здания – амфитеатра находился в Кызыле. Его привезли артисты Национального драматического театра им. П. В. Кучияка Республики Алтай вместе с тремя новыми спектаклями.

17 марта символ марафона, уже наши кукольники, увезли в г. Иркутск со своими спектаклями, а затем Красноярск, Томск, Омск. Такой беспрецедентной театральной акции не было в России никогда. И не важно, что в городах не развесили баннеры и артисты не передавали на улицах факелы, как это делается перед спортивными соревнованиями. Зрители на спектаклях были и узнали, что происходит в мире театрального искусства страны!

Первым спектаклем был «Ревизор» Н. Гоголя. Из уважения к тувинскому и русскому зрителю артисты выучили и впервые сыграли пьесу на языке оригинала.

Всем было понятно, какой это титанический труд, это по сути выучить роли заново. Но оно того стоило, поскольку было приятно слышать язык Н. Гоголя со сцены Тувинского театра.

Зрительный зал был полон благодаря слаженной работе двух министерств: культуры и образования. Думаю, что это принесло положительный результат, возможно, многие старшеклассники впервые побывали в здании театра и увидели произведение из программы ЕГЭ на сцене. Многие из них не просто досидели до конца спектакля, но и заинтересованно воспринимали действо.

Режиссер-постановщик Эмма Иришева, являющаяся главным режиссером театра, сама в прошлом актриса и очень жизнерадостный человек. Поэтому не удивительно, что ее спектакли отличаются яркой актерской игрой и народной комедийностью, граничащей с гротеском.

Несомненным достоинством спектакля является слаженность игры всех исполнителей, трудно выделить кого-то одного, поскольку актеры играют в едином ансамбле. Особенно хороши и гармоничны были: заслуженный артист РФ А. Майманов (городничий), и заслуженный работник культуры РА Н. Багыров (смотритель училищ), И. Тазранов (почмейстер), заслуженный артист РА Е. Папитов (Добчинский), заслуженный артист РА В. Перчик (Бобчинский). Каждый из них создал незабываемый образ.

Хлестакова сыграл молодой артист А. Унатов, однако он, безусловно, уступал своим старшим товарищам по части кропотливой проработки рисунка своей роли, иногда он был неточен в движениях, жестах, тембре голоса. Он был слишком суетлив даже для такого хлыста, как Хлестаков. Однако, понятно, что опыт приходит с годами. Хочется пожелать талантливому исполнителю бережнее и продуманнее относиться к каждому жесту и произнесенному слову, чтобы не было некоторой небрежности и вульгарности в игре, тем более такого классического персонажа.

Вторым спектаклем был показан «Чейнеш» по мотивам пьесы П. Кучияка. Его поставил приглашенный режиссер – заслуженный деятель искусств Республики Саха-Якутия, лауреат национальной премии «Золотая маска» Сергей Потапов. Во многом пьеса напоминает нашу классику «Хайыраан бот» В. Кок-оола: тема жизни бедных и богатых, неравный брак, страстное желание героини быть с любимым и трагический финал с её смертью.

Пьеса ставилась ранее два раза в Алтайском театре, причем первый раз в 1939 году ее первым поставил Иван Степанович Забродин, впоследствии главный режиссер Тувинского муздрамтеатра. Принято считать, что именно эта постановка ознаменовала рождение алтайского национального театра и драматургии. Пьеса «Чейнеш» ставилась и в нашем театре в середине XX века.

Понятно, какая ответственность стояла перед молодым постановщиком. Режиссер С. Потапов сосредоточил внимание актеров и зрителей на истории любви двух молодых людей в ситуации, когда они не могут быть вместе. История, понятная и без синхронного перевода – спектакль шел на алтайском языке, имеющем общие корни с тувинским.

Интересна стилистика постановки: в духе народной театрализованной комедии, с танцами, шутками, песнями, которой на самом деле раньше не было, поскольку не было театра как такового. Это очень смелый эксперимент, специфические движения актеров, несколько утрированные, как в походке, так и в изображении езды на лошади, произношении реплик, как будто театр хочет вернуться к истокам и доработать то, что не успел в начале прошлого столетия. Кстати, такую манеру исполнения мы уже видели в трагикомедии «Туба» Л. Кокышева в постановке Э. Иришевой.

Вопрос возникает только к выбору пьесы для такого смелого показа – именно классический алтайской пьесы в жанре драмы. Если бы в такой стилистике была поставлена народная сказка, бы было замечательно, но здесь пьеса Павла Кучияка.

Думаю, что это было все же тактической ошибкой талантливого режиссера. Тувинский зритель не принял бы даже только первый акт спектакля «Хайыраан бот» В. Кок-оола как народную комедию, поскольку обреченность судьбы Кары была уже заложена автором в самом начале пьесы, как, впрочем, и судьбы Чейнеш. Именно этот факт мешал полностью воспринимать постановку Алтайского театра, поскольку в произведении П. Кучияка также это обреченность заложена уже в первых сценах.

Очевидно, алтайский зритель принял такое неординарное решение, но это вызывает сомнение. Есть вещи, которые нельзя совсем перевернуть, к примеру, как показать «Короля Лира» или «Отелло» В. Шекспира как комедийные спектакли? С классикой надо все же обращаться бережнее, а для экспериментов есть масса других возможностей.

Хочется отметить работу художника-постановщика – заслуженного художника РФ Валерия Тебекова, он очень скупо, но точно создает декорации, они сценически оправданы, в них комфортно работать актерам, а зрители достраивают своим воображением то, что нарочито недосказал художник. Его конструкции создают атмосферу для сотворчества актеров и публики. К примеру, в спектакле «Чейнеш» образ юрты создают увеличенные деревянные сосуды для чегеня – алтайского кисломолочного продукта. Сценография В. Тебекова отличается легкостью, она одновременно проста, символична и удобна для актеров, помогает, а не отвлекает восприятие действа зрителями.

Очевидно, это потому, что художник и сам играет на сцене. Так, он появлялся в «Ревизоре» в образе уездного лекаря Гибнера.

Спектакли Национального драматического театра им. П. В. Кучияка Республики Алтай стали подарком тувинскому зрителю.

Итак, марафон шествует по стране, вовлекая в театральные залы все большее количество его участников, и это замечательно! Спасибо Году театра и да здравствует Театр!

Айлана КУЖУГЕТ,

театральный критик, доктор культурологии,

кандидат искусствоведения