Тувинская правда 12+

И укор, и урок

29 октября 2016
3332

В России 30 октября ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий, когда наша страна вспоминает всех, кто был лишен жизни или провел ее лучшие годы в тюремных лагерях.

Долгое время тема политических репрессий была закрытой. И только в конце 80-х — начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого. На территории Тувы, как и во многих других регионах России, в 30–50 годы судебными и административными органами были применены репрессивные меры по политическим мотивам в отношении граждан Тувинской Народной Республики, Советского Союза, Монголии, Кореи и других стран.

Репрессии в Туве имели широкомасштабный характер. Точное количество репрессированных до сего времени не известно. По архивным документам, их число составляет 1034 человека. Но, судя по многочисленным заявкам граждан о поиске своих репрессированных родных, количество жертв значительно больше. Проверка архивных уголовных дел показала, что значительное их количество было рассмотрено внесудебными органами — коллегией Управления государственной политической внутренней безопасности, с 1936 года — коллегией МВД ТНР, а также Военным советом МВД. Во многих случаях уголовные дела возбуждались необоснованно, при производстве следствия допускались незаконные методы: психическое и физическое воздействие на обвиняемых и свидетелей. Наиболее характерным являлось вменение антигосударственной пропаганды и агитации, в то время как фактически имели место отдельные высказывания в узком кругу людей, отражавшие личное мнение. Зачастую материалы фальсифицировались с целью искусственного создания доказательств вины того или иного лица.

Массовые необоснованные репрессии и грубейшие нарушения законности явились самыми трагическими событиями, безусловно, оставившими отрицательный след в истории тувинского народа.

Политические репрессии в ТНР были связаны, прежде всего, с советским влиянием на Туву и резкой сменой политического курса государства. Политические силы внутри страны по-разному распределяли ее дальнейшее развитие. Одни стояли за сохранение традиционных хозяйства и культуры, другие выступали за построение социализма путем ликвидации феодалов как класса и проведение сплошной коллективизации. В своих руководящих указаниях и рекомендациях представители ВКП(б), Коминтерна, советники и инструкторы из СССР постоянно требовали ведения непримиримой классовой борьбы и ликвидации класса феодалов. Эти идеи хорошо усвоили выпускники Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ), такие, как С. Тока, О. Шагдыр-Сюрюн, О. Полат, Т. Сат (Камова), О. Достай-оол, Н. Товарищтай, и др. Межпартийный канал ВКП (б) — ЦК ТНРП имел единый план работы и проводил четкое организованное действие в борьбе за осуществление некапиталистического развития Тувы, в борьбе с классовым врагом, с уклонами в партии т.д.

В Туве начались преследования граждан по социальному признаку. К классовым врагам относились целые слои населения — бывшие феодалы, ламы, шаманы, зажиточные араты, а также их близкие родственники. Того, кто был отнесен к «классовым врагам», подвергали репрессиям, семьи ссылались в другие кожууны, при этом их облагали большими налогами, принуждали выполнять самые тяжелые работы по заготовке леса, строительству мостов и дорог.

В 1956 году на ХХ съезде КПСС единодушно осудили культ личности Сталина и связанные с ним политические репрессии. В Туве также была проведена большая работа по пересмотру уголовных дел всех осужденных по политическим мотивам и их реабилитации. Но только спустя 35 лет согласно постановлению Верховного Совета РСФСР, принятому 18 октября 1991 года, 30 октября объявлен Днем памяти жертв репрессированных граждан.

Репрессии — одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам граждан России. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы. Тяжкий труд с малолетства подорвал здоровье детей, лишил их детства на обжитых местах, возможности получить достойные образование и работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на протяжении всей жизни. Но многие не зачерствели душой, сохранили в памяти и передали истории своих жизней потомкам.

К примеру, в материале «Контрреволюционерками они стали в тринадцать лет» из книги судеб «Люди центра Азии» пишется о трех подружках, которые свое 16-летие встретили в лагерях. Приговором Верховного суда ТНР от 23 сентября 1944 года за контрреволюционную агитацию и пропаганду по статье 51 части 1 УК ТНР (в УК РСФСР аналогичная статья 58) были осуждены к пяти годам лишения свободы Вилисова и Андреева, к семи годам — Волкова. Местом отбывания определили родной Кызыл, а также известные всем заключенным тех времен Кара-Булун (Тандинский район) и Хунюк (Тоджинский район).

Приведу отрывок из воспоминаний В. Волковой: «Помню, одна из осужденных вместе с нами оговорила собственную мать в угоду следователю, и тот возрадовался несказанно: есть взрослый главарь у малолеток — за ушко его!.. И не посмотрели, что у нее было пятеро детей, младшему всего четыре года, — раскрутили срок на всю катушку».

Из воспоминаний В. Вилисовой: «Сынишка мой, когда в третьем классе учился, допустил малую шалость на уроке, так учительница Юлия Павловна не нашла других слов, кроме обидного упрека: «Мать твоя тюремщица, и ты туда метишь!». Валерка прибежал домой в слезах: «Мама, это правда, правда это?» «Что ты, сынок, — говорю ему, — неправда, не верь никому — наговаривают». А еще раньше, в Аянгатах дело было, случился пожар: сгорела пекарня, — так ее заведующая, Феней ее звали, долго не раздумывая, указала на меня: «Эти контрики на все способны, они все могут сделать: и поджечь, и сжечь, что хочешь...» «Контрики» — так и плелась за мной чуть ли не всю жизнь эта постыдная кличка. И реакция у людей была одинаковая: «контрики», они и после отсидки остаются таковыми, одним словом, — «враги народа». В Тувинский сельхозтехникум поступила — отчислили. Устроилась на работу — уволили. Без всяких видимых на то оснований».

Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 5 февраля 1957 года приговор Верховного суда ТНР от 23 сентября 1944 года в отношении малолеток был отменен, а уголовное дело «прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления». Иными словами, бывшие «контрреволюционерки» были полностью реабилитированы.

В романе Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана «Читкен Уруг» говорится о целой семье охотника, которую репрессировали в составе девяти человек. И таких примеров тысячи.

Видного государственного политического деятеля ТНР Куулара Сунгар-оола арестовали и расстреляли в 1938 году по так называемому «делу девяти». Много унижений и горечи пришлось испытать его жене и пятерым детям. Мать, Медикей Хандыжап, известную в Туве и Монголии шаманку, также обвинили в причастности к «делу девяти» и приговорили к пяти годам лишения свободы. Родилась она в 1885 году, скончалась в 1953 году. Три раза была осуждена по политическим статьям. Первый раз, в 1932-м году, за то, что шаманка. Конфисковали все имущество и лишили избирательных прав. Второй раз судили в 1938-м за сына-контрреволюционера. В 1948 году женщину вновь арестовали и дали 15 лет лишения свободы за то, что вела шаманский обряд лечения. Детям запретили ходить в школу. 20 июня 1953 года, после освобождения, Куулар Медикей скончалась в Чадане, не доехав до родной стоянки в местечке Бора-Шай.

Благодаря усилиям общества «Мемориал», состоящего из энтузиастов — детей жертв политических репрессий, и доктора исторических наук, этнографа Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана, который на протяжении многих десятилетий собирал и хранил материалы о репрессиях в Туве, в 1994 году был открыт музей истории политических репрессий (филиал Национального музея). Он занимает здание, в котором в эпоху политического террора помещалась спецкомендатура НКВД ТНР. Именно здесь чинились расправы над руководителями ТНР, выбивались нужные показания о причастности к т.н. «прояпонскому контрреволюционному заговору правооппортунистического толка», здесь же фабриковались самые крупные в истории республики «расстрельные» дела.

Именно музей является единственным в республике местом памяти жертв политических репрессий. Больше того, выступая в своеобразном качестве «свидетеля», «очевидца» страшного прошлого, он призван служить и напоминанием — укором, уроком — для всех нынешних и грядущих поколений.

Причины репрессий 1930 — 1950 гг. в ТНР — неоднозначны. Их нельзя сводить только к деятельности одного человека, ЦК ТНРП или МВД ТНР. В той или иной степени в них повинна определенная часть населения. В обстановке гражданского противостояния эти люди писали доносы, анонимные письма, которые служили формальным основанием для возбуждения уголовных дел, а потом и репрессий. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что молодые политические силы ТНР, проникшиеся идеями мировой революции во время учебы в СССР и МНР, строили новое общество под лозунгом «Цель оправдывает средства», который являлся своеобразной индульгенцией.

Все члены семей осужденных в ходе чисток также автоматически подвергались репрессиям, как «члены семей изменников родины». Такая дискриминация прямо подталкивала многих скрывать элементы своей биографии, изменять фамилии, имена и т.д.

Как правило, они редко говорят о том времени даже с родными. Своими воспоминаниями о прожитой жизни они делятся из желания извлечь уроки для детей и внуков, для утверждения своей роли в событиях прошлого, для самооправдания в глазах современников. С каждым годом их становится всё меньше и меньше, но те годы навсегда останутся в их памяти, а значит, и в нашей. Ведь известно: если историю забыть, она когда-нибудь повторится.

Михаил ОНДАР

asdf asdf asdf