Тувинская правда 12+

И целого лета мало

7 октября 2017
953

За парту в родной кызылской школе № 7 шестиклассник Данила Буньков сел не в день знаний, как все его одноклассники, а тремя неделями позже. Только в двадцатых числах сентября мальчик вернулся в Туву. Вернулся с берегов Чёрного моря, где отбывал смену в международном детском центре «Артек». Каникулы у Данилы в этом году выдались не просто насыщенными, но и — необыкновенно долгими. Без дела он не болтался ни дня; впрочем, планы его всё же немного подпортила пневмония, которая подкосила мальчишку в начале июня. Поэтому вместо того, чтобы съездить с питерскими археологами на раскопки, мальчик пролежал дома с высокой температурой. Правда, на лекцию Марины Килуновской в Нацмузей он всё же сходил, презрев недомогание.

Для внимательного нашего читателя Данила Буньков — персонаж не новый. С мальчишкой, тогда он заканчивал ещё четвёртый класс, мы познакомились весной прошлого года: на берегу красноярского водохранилища он раскопал кости древних животных, в том числе мамонта, и написал по этому случаю целую школьную исследовательскую работу с презентацией. Работа эта получила первое место на всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо». Потом, заметив на своих драгоценных артефактах признаки ускорившегося разрушения, мальчик поспешно передал их на хранение в Национальный музей.

Уже тогда щупленький скромный Данила удивил не только богатством накопленного за четыре года учёбы портфолио, числом побед на школьных конкурсах и олимпиадах, но и широтой, а главное — направленностью своих недетских интересов. Десятилетний Даня увлекался палеонтологией и геологией. Собирал коллекцию минералов. На приусадебном участке возился с почвой, на свой лад изучая её состав и структуру. Дома проводил несложные физические опыты. Круг его интересов, разительно отличавшийся от занятий и увлечений сверстников, планомерно расширялся в сторону естественных наук. Родители по возможности старались помогать ребёнку. Мама водила и возила его по музеям, научно-исследовательским институтам, где он познакомился с учёными, увидел настоящее научное оборудование и как оно используется. Про себя Даня уже в десять лет твёрдо знал, что когда вырастет, непременно пойдёт в науку. Осталось только выбрать, в какую.

Следующим после мамонта значимым событием в жизни мальчика стали пещеры: родители показали ему тувинские и хакасские природные гроты, а летом, в первую свою поездку в «Артек», он посетил и знаменитые пещеры Крыма. Из Бородинской пещеры Хакасии Даня привёз тогда осколок огромного сталактита. Сделал с него спил, рассматривал в микроскоп.

После палеонтологической находки и знакомства с учёными, когда Дане дали надежду, что к месту его раскопок отправится настоящая научная экспедиция, он едва дожил до лета. Однако ожидания его не оправдались: учёные не приехали. Впрочем, поработать в команде с профессиональными археологами мальчик всё же намеревался: с питерцами, которые каждое лето копают в Туве. Но и тут не сложилось. Помешала пневмония.

…Лето, между тем, только разгоралось, и Даню ожидало новое приключение. Вместе с тётей мальчик собирался в Шушенское, на «Город мастеров», который каждое лето проходит в рамках традиционной ярмарки. Даня вёз свои камнерезные пробы (уже несколько лет с мальчиком занимается Алексей Кагай-оол, учит его тонкостям работы с агальматолитом). Кое-что уже под копилось, было что показать. Ну и специально к ярмарке вырезал несколько кулонов, для массы.

Собирая сына в дорогу, мама Наталья сшила ему русскую народную рубашку, распечатала бейджик: Данила-камнерез.

В «Городе мастеров» Буньков оказался самым юным участником. Привёз оттуда новые знакомства, несколько заготовок для будущего творчества (подарили мастера), персональный заказ на изготовление агальматолитового сувенира и… семь тысяч рублей заработанных денег. Продал не всё. Кое с чем расстаться не сумел. Одно дело — мастерить на продажу, и совсем другое — для души, поясняет Даниил. Однако самое ценное, что приобрёл в этой поездке мальчик, — это нового друга. Аганака. Художник Аганак Донгак, сотрудник Центра тувинской культуры, тоже выставлял свои работы в Шушенском. По мнению Данилы, это были самые эффектные и талантливые камнерезные скульптуры в «Городе мастеров».

Аганак тоже проникся симпатией к любознательному мальчику и даже согласился посвятить его в сокровенное: показать, где живёт агальматолит, как вызревает. Научить правильно добывать. Так что следующая семейная экспедиция состоялась в Бай-Тайгинский район, к священной горе Сарыг-Хая.

Триста километров по трассе, потом ещё семьдесят — по бездорожью. Пятьсот метров подъёма — и они на месте. Панорама с горы — дух захватывает. Буньковы любовались и вздыхали: только ради этого стоило приехать.

Проводник Аганак тем временем уже готовился к обряду: развёл огонь, закурил иртыш, сыпанул в пламя пищу для духов местности. Прежде чем брать камень, пояснили Даниле, надо обратиться к духам, уважить их и узнать, не будут ли они против.

Обряд прошёл хорошо: ветры не подули, тучи не набежали — ничего вокруг не просигнализировало о тревоге. Это означало, что брать — можно.

Бурые плитки камня лежали прямо на поверхности, но брать их мастера не стали. Пояснили: этот камень сухой и твёрдый, работать с ним нельзя. Лучшее сырьё для творчества — в земле. Чтобы достать, надо потрудиться. Стали копать, и действительно: камень там влажный, мягкий. Будто мыльный. Так и просится под инструмент или бормашину.

Камни каждый мастер подбирал под себя: какие скульптуры планировал по цвету и размеру. Данила набрал средних камушков, большие ему без надобности.

Привезли домой, часть спустили в погреб, часть закопали в огороде.

Творить теперь можно без забот лет пять — шесть.

Ну, а в августе мама отправила сына в «Артек». Во второй раз.

Путёвка в лагерь для семейного бюджета — дело трудноподъёмное, поэтому Наталья прошерстила Интернет: через какие конкурсы можно попасть туда. Наткнулась на конкурс РГО. От претендента требовалось солидное портфолио, а также рекомендательное письмо. С рекомендацией очень помогли в ТИКОПРе, где Данилу уже хорошо знают; портфолио после долгих трудов составили.

Данила был счастлив: профильная смена Русского географического общества для него — предел мечтаний; ему предстояли увлекательные географические экскурсии, масса новых знаний, а главное — встречи с учёными. Ну и помимо всего, эта смена приходилась на начало учебного года. А значило это — нет, не то, что он прогуляет большую часть меся-ца, — наоборот: он проучится эти недели в артековской школе.

…Приехал Данила очень довольный. Всё, о чём он загадывал на поездку, сбылось с избытком. В табеле успеваемости привёз кучу оценок, в основном пятёрок, в фотоаппарате — несколько тысяч снимков. Уроки в местной школе велись в особом формате, перемешиваясь с мероприятиями и выездами лагеря, так что заняты дети были очень плотно. Но Данила вернулся бодрый: к ежедневному насыщенному графику и постоянному ментальному тонусу он привык давно. Дома сразу влился в свой жёсткий график: бассейн, английский, резьба по камню, школа. Каждый день Данилы забит с утра до вечера. К Интернету мальчик влечения не испытывает, а о том, что надо уже и страничку «ВКонтакте» завести, его пока только уговаривает мама. Он пожимает плечами: «Зачем?»…

Сейчас у Данилы новая любовь. Он увлёкся физикой. Прочитал «Энциклопедию юного физика», потом — учебник седьмого класса. Читал вдумчиво, даже учил кое-что. А ведь как урок физика начнётся у него только со следующего учебного года. С нетерпением ждёт он и химию, и астрономию. В науку о небесных телах мальчик влюблён с детства, а по химии наизусть знает уже треть таблицы Менделеева.

В редкие часы свободного времени Данила обкладывается конструктором «Лего»: строит по собственным схемам. Но конструктор — это уже то, что потихонечку сдаёт позиции. Всё чаще мальчик зарывается в страницы скучной научной литературы. Сейчас разыскивает знаменитый фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии».

— Зачем тебе эта книга? — вздыхает Наталья.

— Ну как же, — возражает Даниил. — Почитать интересно. Это же Ньютон, мама!

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf