С целью ознакомления с условиями обучения и проживания детей члены комитета Общественной палаты РТ по вопросам социального и духовно-нравственного развития посетили Республиканскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционную школу-интернат для неслышащих детей (ул. Ленина, 3), Республиканскую кадетскую школу-интернат, а также общежитие «Тувинского строительного техникума».
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, располагается в 3-этажном здании, соединенном с отдельным двухкорпусным 3-этажным общежитием. Есть отдельное банно-прачечное помещение. В школе-интернате обучаются 178 детей, из них 135 воспитанников школы постоянно проживают в интернате. Члены комитета отметили: педагогов 30 человек (один учитель на 6 учащихся), воспитателей — 29 (один воспитатель на четыре ребенка), в администрации числятся еще 6 работников. Территория школы-интерната огорожена и очень большая.
Детей в школе-интернате гораздо меньше, чем в прошлые годы. По словам учителей, стали больше забирать в приемные семьи. С одной стороны — это хорошо, с другой — выходит, что помещения наполовину пустуют при оставшейся неизменной штатной численности персонала.
В двух зданиях коррекционной школы-интерната для неслышащих детей (на ул. Ленина и Эрзинской) обучаются в среднем от 120 до 130 детей. Примерно половина из них относятся к категории глухих, остальные — слабослышащие. В здании начальной школы на ул. Ленина, № 3 в настоящее время числятся 60 детей, 50 из них живут в интернате.
Здесь члены Общественной палаты отметили, что здание на ул. Ленина, № 3, построенное в середине прошлого века, имеет ряд недостатков: крутые узкие лестницы, узкие коридоры. Спортзала нет. Во дворе разместились хорошо оборудованная, но ветхая столовая и две комнаты с низкими потолками, мало освещенные естественным светом, — для проведения спортивных кружков и занятий. Территория огорожена, но очень маленькая.
В Республиканской кадетской школе-интернате расположение зданий, их состояние, внутреннее и внешнее благоустройство не отвечают требованиям пусть и военизированного, но республиканского образовательного учреждения для детей. Также отмечена недостаточная оснащенность инвентарем и учебным оборудованием. Территория огорожена и очень большая.
— Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о состоянии общежития Тувинского строительного техникума. Впечатление сложилось двойственное: ребятишки живые, веселые, видно, что учиться им интересно. В здании общежития убрано, есть душ, прачечная… И при этом неровные, мрачные стены, темные коридоры, старые двери и окна, минимум старой мебели, как в общих комнатах, так и в комнатах для проживания, — отметила председатель комитета Татьяна Санчаа.
По мнению членов Общественной палаты, окружающая детей обстановка имеет большое значение в их воспитании, понимании и оценке степени заботы со стороны государства, взрослых. Дети, тем более с ограниченными возможностями или оставшиеся без родителей, не должны учиться, жить и воспитываться в неприспособленных для этого зданиях и помещениях. Условия их жизни, созданные государством, не должны быть убогими, так как только образовательная среда накладывает отпечаток на качества личности, в том числе духовность и нравственность.
Разделяя ответственность за будущее детей, Общественная палата РТ обратилась в Министерство образования и науки РТ с предложением рассмотреть вопрос о возможности более эффективного использования государственных средств и принять меры для кардинального изменения условий проживания детей, обучающихся в перечисленных учреждениях.
Маадыр САНДАН