Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

…И себя показать

19 июля 2018
617

Праздник животноводов Наадым с течением времени не теряет своей значимости для Тувы. Регион у нас хоть и делает шаги в сторону индустрии, но по-прежнему остается животноводческим, так что актуальность этого праздника из года в год растет. К тому же Наадым не только повод весело провести время, но и возможность для чабанов собраться вместе и «сверить часы». По крайней мере, так этот праздник воспринимают сами араты.

В местечке Тос-Булаке в нескольких километрах от Кызыла прямо среди выгоревшей под июньским солнцем и не успевшей вновь набраться зелени степи в эти выходные вырос целый юрточный городок. Если бы не дюжина палаток, притулившихся здесь же по его периметру, да десятка два автомобилей, кружившихся вокруг этого большого аала, можно было бы подумать, что все это происходит в каком-то другом времени. Лет этак двести–триста назад, когда тувинцы такими вот аалами собирались на большие хуралы меж родами и кланами. И в Наадым такие юрточные городки разбивались посреди степи. Так было испокон веков, считает арат Владимир Дугар-Сюрюн.

— Наадым для нас, аратов, — самый главный праздник в году, — поделился он с газетой. — Раньше, во времена ТНР, обычай собираться чабанам вместе всеми силами пытались искоренить из народа. Мол, пережитки феодализма. Даже расстреливали, говорят, тех, кто участвовал в скачках в честь этого праздника. А теперь посмотрите — мы снова вернулись и к празднованию Наадыма, и к скачкам.

Владимир Дугар-Сюрюн родом из Чаа-Холя и, хоть с начала 90-х живет в этих местах (его большая стоянка буквально в паре километрах от Тос-Булака), не теряет связи с чаа-хольскими родственниками и знакомыми. Корреспондент газеты застал его около юрты, которую его земляки разбили на Тос-Булаке. Возле нее в большом казане варилась баранина, а сами хозяева для гостей, помимо угощений и чая, проводили мастер класс по валянию войлока. Традиционным способом, без машин, как раньше было.

— Главная цель этого праздника — дать арату возможность, так сказать, выйти в свет, — поясняет Дугар-Сюрюн. — Аратский труд — очень тяжелый. У чабанов нет ни выходных, ни отпусков — не успевают закончиться зимовка и окот, там — кормозаготовка и опять зимняя страда. Покинуть свое стадо или табун арат даже на день почти не может.

Наадым же, по его словам, не то, чтобы передышка, но этот праздник все же дает возможность арату встретиться с другими животноводами. Посмотреть свой народ и народу на глаза показаться, понять, что ты не один, говорит Владимир Дугар-Сюрюн. Так было всегда. Городским, возможно, такое значение Наадыма понять сложно, но именно так этот праздник воспринимают сами араты.

Каждый район участвовал в конкурсе «Лучшая юрта». А тоджинцы собрали в степи берестяной чум, возле которого стреноженным пасся олень с ветвистыми, как гнездо орла, рогами. Несмотря на то, что увидеть такого красавца рядовому жителю республики удается редко, не говоря уже о гостях региона, глазели на него недолго. Многие с телефонами и фотокамерами ныряли под полог большой таежной палатки, где от полуденного зноя укрывались мама с дочкой — десятилетняя олениха с двухмесячным робким отпрыском.

— Им сейчас жарко, особенно детенышу, поэтому и прячутся в палатке, — рассказала хозяйка Чинчи Ензак, добавив, что и олень возле чума, и мама с дочкой в палатке из их небольшого с супругом хозяйства — всего 50 голов. Кочует семья за своими оленями в местечке Улуг-оо.

— Это на самом деле недалеко, ближе даже «Лунсина», — говорит Чинчи.

Хозяйство у них молодое — четвертый год как сами за оленями начали ходить. До этого, будучи из семей оленеводов, набирались опыта в кочевьях своих родителей.

— Очень надеялись, что в Кызыле будет не так жарко, однако такое пекло только Эдену, — Чинчи кивнула в сторону самца с орлиным гнездом на голове, — нипочем. А эти отказываются из палатки выходить.

Люди же, судя по всему, животных особо не смущали — олени, привыкшие к человеку, легко давали себя фотографировать и делать с собой селфи.

Если тоджинцы удивили гостей оленями, то гости Тос-Булака с другого края республики — монгунтайгинцы — тоже представили на праздник свое «фирменное животное» — парочку сарлыков. Низкорослые, покрытые длинной шерстью «машины выживания», чья физиология заточена под сложные, практически экстремальные, условия самого труднодоступного района Тувы. Разведением этих животных в Монгун-Тайге занимается в том числе и СПК «Сайзырал» в селе Толайлыге.

— Молока от них меньше, конечно, чем от простой коровы, но оно у них невероятно жирное и питательное, что в сложных условиях нашего района очень важно, — объясняет председатель администрации Монгун-Тайгинского района Александр Донгак.

Сарлыков разводят в Туве только в Монгун-Тайгинском и Бай-Тайгинском районах, подчеркивает он. В СПК «Сайзырал» этих животных сейчас 2300. Помимо яков, хозяйство занимается разведением коз, овец и лошадей.

— Сарлык все равно остается больше диким животным, поэтому и присмотр за ним сопряжен с трудностями, — говорит глава СПК «Сайзырал» Экер-оол Саая. — Держать их как корову во дворе нельзя. Нельзя пасти их там, где жарко — погибнут. В этом и основная трудность. Корову на выпас чабан направляет, она пасется там, где удобно человеку. А сарлык ведет человека на те пастбища, которые ему по душе.

Помимо юрт, на Тос-Булаке было на что посмотреть. Какое же народное гуляние без игр обходится?! Параллельно друг другу шли состязания по поднятию огромных валунов весом от 150 килограммов — кодурер-даш, и стрельбе из национального лука. У лучников-мужчин чемпионом «Наадыма-2018» стал народный хоомейжи Андрей Монгуш, а в соревнованиях женщин победила Даян-Хаяа Оюн (г. Кызыл).

Жгучий интерес у публики вызвал конкурс-фестиваль «Ак чем». Его гран-при достался ООО «Сайзырал» из с. Моген-Бурена, представившему молочную продукцию в самом широком ассортименте. В конкурсе за лучшую пропаганду национального гостеприимства победил СПК «Хунду» из с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района (руководитель Улан Сат). А призом за лучшую презентацию традиционной молочной продукции награждено КФХ Айланы Монгуш из дзун-хемчикского села Шеми.

Однако наибольшее внимание народа было приковано, конечно же, к конным скачкам. Состязание, как и всегда, проводилось на разных дистанциях. Сразу стоит отметить, в подавляющем большинстве забегов верх в этот раз брали лошади из Кызылского района. Среди рысаков и иноходцев на дистанции 10 километров победила лошадь «Калдар» Аяса Хомушку из Кызылского района. На дистанции в 15 километров среди рысаков старше четырех лет победила лошадь Кара Дашмира Куулара, опять же из Кызылского района. На дистанции в 20 километров среди скакунов старше четырех лет победила лошадь Калчан-Бора Владимира Ооржака из Кызылского района. Особое место на этом чемпионате было отведено лошадям тувинской породы. Им предстояло пройти дистанцию в 40 километров. На ней лучшей стала лошадь Бора Аяса Монгуша из Кызылского района. И только в заезде на 15 километров среди иноходцев первой финишировала лошадь Калдар Артема Дагбыша из Овюра, да среди скакунов старше 4 лет самым быстрым показал себя Шавыдар Анчы Монгуша из Сут-Хольского района.

Антон ПОСОХИН