Тувинская правда 12+

И модная коллекция вместо диплома

8 ноября 2014
1306

Когда весной этого года на традиционном конкурсе любительниц шитья ТувГУ юные кутюрье представляли на суд зрителей свои «модные коллекции», мало кто из участниц, готовясь к показу, задумался о том, какой, собственно, должна быть коллекция одежды — что кроется под этим профессиональным, по сути, термином. Упрекать девочек в темноте никто не стал, а между тем, участницы, коли уж решили назваться, хоть и конкурса ради, дизайнерами, могли бы и углубиться в тему. Интернет ведь у всех под рукой.

Одна из членов жюри конкурса, Билзек Кудерек, тогда всё же пожурила девочек. Правда, оставшись с ними наедине: вы, похвалила она сначала, большие молодцы, девчата, но, положа руку на сердце, признаюсь, что коллекции ни у одной из вас не получилось.

Спорить девчонки не стали. Послушали внимательно и, быть может, даже намотали что-то на ус. Ведь критиковал их человек, знающий, о чём говорит.

Билзек Аливановна Кудерек — молодой мастер Тувинского политехнического техникума по новой профессии «Художник по костюму», которую в техникуме открыли совсем недавно. Билзек Аливановна преподаёт пять предметов: основы пластической анатомии, основы изобразительного искусства, художественную графику костюма, разработку коллекций моделей одежды и разработку эскизов моделей одежды с учётом исторического костюма или тенденций моды. Билзек и сама недавно была студенткой: в 2012 году она закончила Хакасский госуниверситет по специальности «Педагог профессионального обучения в отрасли дизайна».

В техникуме, который, кстати, появился в результате слияния двух училищ — №№ 1 и 11, — ребята получают начальное профессиональное образование. Но не стоит относиться к учебному заведению легкомысленно: заняты учащиеся там не меньше, чем студенты в вузах. Да и берут туда хоть и без экзаменов (достаточно сдать нужные документы), но только после 11 класса. Базовых общеобразовательных предметов в техникуме не читают. Всё, что дают ребятам, тесно связано с их будущей профессией. Экономика, например, даёт основы для открытия собственного дела. Кто-то из девочек уже составил бизнес-проект и намеревается в ближайшем будущем открыть маленькое ателье.

Параллельно с художниками по костюму в техникуме учатся закройщики и портные. Профессии хоть и одного профиля, но друг от друга существенно отличаются.

— Портной только шьёт, — поясняет Билзек Аливановна. — Закройщик кроит и шьёт. А художник по костюму придумывает модель, кроит и шьёт. Профессия художника по костюму востребована в театрах, филармониях — готовить костюмы, например, для спектаклей, концертов. Также этот человек контролирует других специалистов, то есть руководит. Получается, он ещё и менеджер на швейном предприятии.

Абитуриенты, поступающие на учёбу, могут даже не уметь шить. Здесь их научат всему. Было бы желание, усидчивость и ответственность. Приветствуется, конечно, творческая жилка. Многие из поступающих считают, что раз заведение НПО — то учиться там никто заставлять не будет. И попадают пальцем в небо. В группу Билзек Аливановны полтора года назад набралось больше двадцати человек. К середине второго курса из них осталось только 12. Кто-то бросил учёбу по семейным обстоятельствам, кого-то отчислили за непосещаемость, а кто-то не потянул учёбу.

Главное, чем занимаются в техникуме художники по костюму, — рисуют эскизы и отшивают изделия из ткани. Практикуют, правда, больше рисование: так уж распорядились чиновники от образования, разработавшие концепцию профессии. Изучают разные техники рисования, оттачивают их. Занимаются бумагопластикой, изучают историю костюма, материаловедение, швейное оборудование, используемое на производстве, и многое другое. Курсовых ребята не пишут, однако зачёты сдают. Но самое серьёзное, к чему готовятся они два года профессионального обучения, это выпускная квалификационная работа. Не диплом — но работа очень серьёзная и трудоёмкая, над которой придётся корпеть и пыхтеть. Девочки думают об этом уже сегодня и даже представляют, что, возможно, придётся до ночи задерживаться в техникуме. Впрочем, трудности здесь мало кого пугают. Многие учащиеся параллельно с учёбой в техникуме учатся заочно в крупных российских вузах на юристов и экономистов. Другие после учёбы уходят в ночную смену на работу. Кто-то официантом, кто-то — шить в ателье. Работать приходится, в том числе, и для того, чтобы покупать расходные материалы для учёбы: бумагу, которая здесь нужна особенная, ткани для пошива изделий. Тратиться приходится много, но, как показывает практика, затраты себя оправдывают. Так, девочки шьют наряды, показывают их на конкурсах, фотографируются, а потом выкладывают в сеть. И чаще всего — продают. Причём от продажи остаются, как правило, в выигрыше.

Ну а мы вернёмся к самому ответственному: к выпускной квалификационной. Проще говоря, выпускная работа художника по костюму — это его авторская коллекция одежды.

— Выпускная работа состоит из трёх частей, — подробно рассказывает нам Билзек Аливановна. — Первая — анализ творческого источника. Творческим источником для создания коллекции может стать любой предмет или образ. Создаётся коллаж. На основе коллажа разрабатывается эскизный проект: это 50 набросков, зарисовок. Из них выбираются от 5 до 7 моделей, которые составят коллекцию. На основе эскизов создают логические ряды: разные вариации каждого эскиза. Из них выбирается по одной модели, и это уже называется концептуальной коллекцией. Сначала она выполняется в чёрно-белом варианте, а потом в цвете — от трёх до пяти цветовых вариантов. Потом выбирается один из цветовых рядов — и перед нами коллекция. Каждую модель мы перерисовываем на лист формата А3: технический рисунок, какие обработки, какие ткани будем использовать — и только после этого приступаем к процессу шитья.

…Оксана Бузыкаева поступила в техникум, что называется, по зову сердца. Учиться здесь ей очень нравится. Умеет и любит и шить, и вязать. Рисует по ткани. Шить начала ещё в детстве, для кукол. Потом был клуб «Пограничник» и профиль в «Аныяке». Работать над выпускной квалификационной Оксана, как и её одногруппницы, уже начала. В альбоме девушки можно увидеть интересные наброски её будущих моделей.

— Главный вдохновитель моей коллекции, — объясняет Оксана, — «ловец снов». Переплетённые нити и перья. Модели будут сочетать элементы вязаных снудов, шарфов и деним. Деним на всех моделях будет мною расписан. Это такая моя дизайнерская «фишка».

Однако коллекция — это ещё не всё. Как настоящим кутюрье, девочкам предстоит продумать концепцию образа своих моделей: какой у них будет макияж, какие причёски и головные уборы, какая обувь на ногах — всё от «А» до «Я». К этому девочек тоже готовят в процессе учёбы: они изучают, например, цветотипы внешности и соответствие им определённых материалов и форм. Так что нюансов — не перечесть. Неудивительно, что не все справляются. Впрочем, преподаватель всё же настаивает: главное, что тормозит процесс обучения, это языковой барьер, который не всегда удаётся преодолеть. Всему же остальному можно научиться.

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf