Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

И бивень мамонта становится искусством

15 ноября 2019
539

Тувинские мастера резьбы по кости и камню в октябре были приглашены в Якутию и Бурятию, где показали свои произведения из рогов, серпентинита, агальматолита, бронзы, дерева на всероссийской и групповой выставках в столицах этих республик.

Многим известны якутские резчики по мамонтовой и моржовой кости, их работы выставляются на различных всероссийских, международных выставках. Они седьмой раз проводят фестивали-выставки искусства резьбы по кости народов России в Якутске. Наших тувинских мастеров впервые пригласили на столь представительную конференцию и выставку.

Недавно из Якутии прибыли наш известный камнерез Экер-оол Салчак и Э. С. из Тоджинского района,. По приглашению они учстовали в работе VII «Фестиваля-выставки косторезного искусства народов России». Лопаа выступил на научно-практической конференции «Традиции и современность косторезного искусства России» с докладом «Косторезное искусство Тувы».

Этот фестиваль-выставка прошел под эгидой Фонда Президентских грантов России, который выиграло Правительство Республики Саха (Якутия). Представителей косторезного искусства было много, начиная с северных территорий нашей страны. Проезд и проживание были оплачены принимающей стороной. Как рассказал Э. Салчак, их приняли хорошо, разместили в гостинице, вокруг была радушная атмосфера. Сперва прошла научная конференция в Доме Правительства Республики Саха (Якутия), на которой выступили многие представители косторезного искусства России, они говорили о современном состоянии, традициях и проблемах этого промысла в стране, также обсудили более мелкие проблемы, связанные с рациональным пользованием, всего заслушано 32 доклада.

Потом многие участники выставки показали мастер-классы, в том числе и Экер-оол Салчак, вырезавший из кости маленького всадника-тувинца на коне. Вообще косторезное искусство – это не только резьба из мамонтовой, слоновьей, моржовой кости, но и изготовление произведений искусства из костей крупных животных, рогов архаров, горных козлов, лосей, оленей, кабанов. Наш косторез вырезал изделия из рогов лося, оленя, архаров, берцовых костей, черепов крупных домашних и диких зверей.

На выставке наши косторезы выставили произведения, выполненные из черепа лошади (игил Э. Лопаа), «Бегство оленя от волков», 2019 (рог лося), «Старый охотник», 2018 (рог архара), «Сарлык», 2019 (рог архара), «Горный козел», 2019 (рог козерога) Э. Салчака. За эти четыре работы тувинский косторез Экер-оол Салчак получил диплом III-ей степени в номинации «Анималистика» по итогам смотра-конкурса произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта».

Э. Салчак говорил, что сегодня труд мастеров изготовления предметов искусства из кости серьезно механизирован. У них на вооружении буры с алмазными сверлами, станки для шлифования, заточки и многое другое, что облегчает творчество. Виртуозами в косторезном искусстве по слоновьей и мамонтовой кости считаются китайцы, которые выполняют высокохудожественные произведения на различные темы из истории, быта, этнографии, природы нашей земли.

В Бурятию на открытие выставки приехали три организатора передвижного художественного проекта «Сокровища времен» – художник, скульптор, лауреат престижных премий Александр Баранмаа, заслуженный деятель искусств РТ, выпускник ЛВХПУ им. В. Мухиной, скульптор Хеймер-оол Донгак и самобытный мастер-камнерез, заслуженный деятель искусств республики Юрий Ооржак. В конце октября в Улан-Удэ в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова открылась выставка мастеров-камнерезов РТ «Сокровища времен». Представленные на выставке работы художников отличает безупречное владение материалом, будь то бронза или поделочный камень. В экспозиции – снежные барсы, сарлыки, лошади, горные козлы и другие скульптуры, искусно вырезанные из агальматолита и серпентинита. Несмотря на свои небольшие размеры, произведения отличаются образной выразительностью и даже монументальностью.

- Мы привезли более 100 камнерезных работ. Это камень, бронза, керамика, шамот и т. д. Художники традиционного камнерезного искусства находят вдохновение в образах родной природы и животного мира. Мои родители – скотоводы. Все свое детство я провел в тайге, среди животных. В основном, я представил на выставке мелкую пластику. Привез около 60 работ, собранных в течение нескольких лет. Есть даже работа 28-летней давности, – рассказал Хеймер-оол Донгак. – В Туве мастера должны сами добывать материал для произведений. У нас есть залежи мягкого камня агальматолита, который режется ножом. В одной лунке могут быть камни разнообразных оттенков. Художники ищут камень, выбирают. Какой природной формы камень, то такой и выбираем образ. Задача художника увидеть образ скульптуры. Перед началом поиска материала нужно просить разрешение у духов природы.

Современные тувинские художники-камнерезы умудряются добиться эффекта монументальности в очень небольшом размере, в движении и статике. Декоративно-прикладное искусство впитало в себя художественные традиции и особенности многих кочевых народов великих степей Евразии, сформировало собственный, «подлинно национальный» язык.

- Я экспериментирую с разными материалами: бронза, камень, чугун, агальматолит, серпентинит, речной песчаник и т. д. При работе над шаманской тематикой сложно создать из камня ощущение воздушности, поэтому показать превращение человека в небесных существ можно в бронзе. На выставке представлены не только новые, но и школьные, студенческие работы. Работая над фигуркой рыбака из шамота, я использовал два вида глины. После обжига они различаются цветом, – делится опытом Александр Баранмаа. – Существует два варианта изготовления скульптур. Первый, когда от формы камня черпаем сюжеты, видим узоры и начинаем фантазировать. Второй вариант, когда задумка сначала реализуется на бумаге, пластилине, а затем под нее ищут материал.

Значительная часть тувинских ремесел издавна связана с обработкой камня. Камнерезное искусство стало одним из главных занятий благодаря богатым минеральным месторождениям. Мастера превращают агальматолит (чонар-даш) в удивительные произведения искусства малой пластики.

Третий участник проекта Юрий Ооржак в юности работал чабаном. Камнерезным искусством овладел самостоятельно, но примером ему служили произведения, выставленные в Национальном музее РТ, общение со многими народными мастерами малой пластики.

- Это от природы талантливый человек. Традиционное камнерезное искусство «Чонар-даш» имеет две разновидности: черное и светлое. Белый, когда используют агальматолит, а черный цвет – серпентинит. Залежи этого камня находятся в Улуг-Хемском районе, – отметил Хеймер-оол Донгак. - Юрий Дажыйович больше всего работает именно с этим камнем, потому что ценит его благородный красивый цвет. Он старается сохранить монументальную цельную форму каменного блока, придерживаться традиционных композиций, связанных с тувинской жизнью и бытом.

Передвижной художественный проект «Сокровища времен» был организован в 2010 году по инициативе членов ТРО «Союз художников Республики Тува» ВТОО «Союз художников России» Хеймер-оола Донгака, Юрия Ооржака и Александра Баранмы. Цель проекта - популяризация тувинского камнерезного искусства как в России, так и за пределами страны. Выставка уже успела побывать в Красноярске, Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Барнауле, Омске, Новосибирске, в Германии и на Тайване. Ближайшую выставку примет художественный музей в Иркутске.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры РФ.