Одним из пионеров хип-хоп культуры Тувы, без сомнения, можно назвать Эреса Аптыы. Для широкой публики он известен, как би-бой Хоттаб, именитый танцор, неоднократный участник и победитель всевозможных состязаний и фестивалей. В декабре прошедшего года ему посчастливилось выступить на чемпионате мира по брейк-дансу, который прошел в столице Тайваня Тайбэе.
— Эрес, расскажи о своем тернистом пути на соревнования такого высокого уровня.
— Прежде всего отправил организаторам видео со своими выступлениями. Отбор проходил в три этапа, жюри оценило присланные работы, и во второй тур перешли 16 танцоров, в третий — двое или трое, вот они то и стали участниками этого престижного турнира. Среди счастливчиков был я, поехал в составе сборной Монголии, но всё же представлял Россию и Туву. Российский отбор выиграл би-бой Апачи Сергей Кондрацкий из Днепропетровска, он впоследствии выступал за Украину. Я долго получал визу, да и проблемы материального плана решить было не просто, но всё сложилось удачно.
— Что больше всего понравилось на чемпионате? Как выступил?
— Поразили масштаб и то, с какой тщательностью было подготовлено это грандиозное спортивно-культурное состязание. Всё было на высшем уровне и продуманно до мелочей: площадки для танцев, звук, световое сопровождение, подбор треков и многое-многое другое. Помериться силами приехали более 600 участников из США, Европы и Азии. Самому младшему — всего 11 лет, новичок из Франции, а самый старший — 56 летний би-бой из США, человек уже хорошо известный и уважаемый в нашей среде.
Я пробовал свои силы в категории соло, занял 26 место в личном зачете и 18 — в общекомандном, не просто соревноваться с лучшими танцорами планеты. Но только у сильного соперника можно научиться многому, для профессионального роста это очень полезно.
— Какие моменты состязания особо запомнились и остались в душе?
— Прежде всего, такие встречи подразумевают общение, уйму положительных эмоций и хорошего настроения. Один из судей устроил для нас мастер-класс, би-бой «Винг» познакомил участников с особенностями Корейского брейка. Организатор соревнования би-бой Дизи родом из Филиппин, сейчас живет в Канаде, он разработал систему судейства Р-16 и сделал для продвижения брейка очень многое. Во время выступления арбитры оценивают техническое исполнение, артистизм и харизматичность участника: не надо танцевать, как «деревянный», и смотреть в пол, нужно полностью раскрыться и «зажечь» толпу. Учитываются каждые движение и мимика, большую ценность имеют оригинальные движения, которые сам придумал и сумел красиво представить. Если здорово исполнил классическую программу, конечно, сорвешь шквал аплодисментов и одобрения, но новизна ценится практически на вес золота.
Музыкальное сопровождение было практически на недосягаемой высоте, чемпионат обслуживало пять ди-джеев из Франции, Кореи и Японии. Диск-жокей ставил композицию, а брейкеру необходимо подстроиться под неё и показать насыщенный и яркий номер. Под какую песню предстоит выступить неизвестно, в этом и заключается сложность. Иногда вроде бы играет известная мелодия, но через секунду она полностью меняется, над ней потрудился ди-джей, вставив в нее различные примочки и обработав по своему вкусу. Если ты растерялся, сбавил ритм или впал в ступор, жюри это сразу же заметит и начнет снижать оценки, так что нужно держать нос по ветру.
— Какая атмосфера царила на чемпионате?
— Он проходил в русле здорового образа жизни. Почему-то некоторые люди считают, что всё связанное с хип-хопом и брейком, это наркотики и спиртное. Будто бы на подобных состязаниях есть столы с разложенными на них «спайсами», «марихуаной», «кислотой» и прочей дрянью, которую для большего эффекта необходимо сдобрить изрядной порцией алкоголя. Это всё байки киношников и навет, брейкера можно сравнить со спортсменом, ведь атлет в спорте высоких достижений не будет портить себе здоровье. У нас есть свой режим тренировок и питания, так же необходимо держать себя в форме и не набирать вес. Некоторые движения необходимо разучивать годами, чтобы добиться совершенства. Перед соревнованиями количество репетиций резко возрастает, нужно добиться «пика» формы, ни в коем случае не растратить раньше времени все силы, такой вот шаткий баланс получается. А выпьешь спиртного, и вероятность того, что этот баланс рухнет, становится почти стопроцентной. Зачем так рисковать? Тратить вхолостую своё время и время тренера, который вкладывал силы и терпение в надежде на успешное выступление танцора — по меньшей мере, глупо.
— Быстро удалось найти «общий язык» с остальными участниками соревнования?
— Несмотря на жесткую конкуренцию, атмосфера была дружеской. Искренне радовались, когда выступление было насыщенным и четко исполненным. На чемпионате было много парней из азиатских стран: Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня. Интересных тем для обсуждения и общения хватало, например, о системе репетиций. Ребята рассказали, что в Тайване катастрофически не хватает места, власти каждый свободный метр стараются застроить «небоскребами». Роскошь тренироваться в студии могут позволить лишь обеспеченные танцоры. На улицы и в парках разучивать па там не принято. Вот и приходится би-боям оттачивать своё мастерство на станциях метро: там чисто и просторно, нужно лишь получить «добро» от администрации, она идет им навстречу. Главное все же, не где проводить репетиции, а трудоспособность, терпение и фантазия. Если у тебя эти качества есть — обязательно добьешься успеха.
Финал чемпионата — встреча би-боев корейца Skim и японца Issei — выдался ярким и одновременно напряженным, думаю, судьям было не просто присудить победу. Они отдали ее брейкеру из страны Восходящего Солнца.
— Какие планы на дальнейшую спортивно-творческую жизнь?
— Тренироваться дальше, разучивать новые движения, конечно же, обучать маленьких брейкеров. С начала «нулевых» я занялся преподавательской деятельностью, без наставника ребятам тяжело постичь азы танца, да и травмироваться могут. Уже воспитал пять поколений би-боев, опыт есть. Новички хотят всего и сразу, в этом и заключается их самая большая ошибка. Нужно охладить их пыл и начинать с самого простого и безопасного. Дисциплина прежде всего: не позволяю на занятиях бегать и азартничать, это мешает товарищам, да и сами могут упасть ненароком, набить синяк или растянуть мышцу. Частенько дети приходят физически недостаточно подготовленные, сначала необходимо научиться стоять на руках у стены, далее без стены, потом ходить на руках, без помощи ног, прыгать на одной руке. Всему, как говорится, своё время. С малышами и подростками мне нравится работать, вкладывать в них душу. Кто знает, может для кого-нибудь из них брейк-данс станет делом, которому не жалко посвятить жизнь.
Кирилл Самохвалов