В последнее время Тува становится все более притягательной не только для политиков, ученых, любознательных туристов. Все чаще при упоминании о новых гостях звучат непривычные нашему слуху имена — геше Лхагдор, Тензин Приядарши, Барри Керзин. Встречи с прибывающими в Туву духовными учителями для многих жителей республики, в том числе и для молодежи (что особенно радует), становятся важной и очень значимой частью жизни. Событием стал прошедшим летом и приезд в Туву Кьябже Гоцок Ринпоче.
Кьябже Гоцок Ринпоче (Gotsok Rinpoche) — буддийский монах, признаваемый в Тибете эманацией целой серии выдающихся духовных мастеров. В возрасте 36 лет, закончив обучение, он получил звание Геше Лхарамба. Согласно традиции, Ринпоче продолжал совершенствоваться в тантрическом монастыре Гьюдмед, где получил степень Геше — эксперта в учениях тайной Мантры. В 1984 году Ринпоче совершил паломничество длиною в год в провинцию Кам в Тибете. После возвращения в Индию в 1985 году, Далай-лама XIV назначил его помощником настоятеля монастыря Гьюдмед. В том же году Кьябже Гоцок Ринпоче стал самым молодым настоятелем этого монастыря со дня его основания. С осени 1996 года Ринпоче живет в Тайване, дает учения и проводит ретриты. Под его руководством построено несколько монастырей и Дхарма-центров в разных странах, разработан новый курс для монахов, включающий иностранные языки и информатику. Ринпоче посетил множество европейских и азиатских стран, Америку, Канаду и даже Африку.
— Уважаемый Гоцок Ринпоче, в Туве вы впервые, насколько сильно она отличается от ваших родных мест, что вас поразило, что запомнилось больше всего?
— Когда я собирался к вам, то думал, что нужна теплая одежда, но, приехав сюда, удивился тому, как здесь тепло летом, здесь очень теплый воздух, а в Тибете даже летом прохладно. Люди в Туве очень похожи на тибетцев и еда тоже похожа. То, что я приехал сюда, увидел это красивое место, само пространство, воздух, я понял, что приезжаю не последний раз, мне все здесь очень нравится. И когда меня спросят, куда ты хочешь еще раз поехать, я отвечу — в Туву.
— Учение Будды в настоящее время получает распространение не только в традиционных регионах, но и во всем мире — в Европе, Америке, происходит процесс возрождения буддизма и в Туве. Для республики это очень важный момент, поскольку в тридцатые годы прошлого века все буддийские храмы были разрушены, а духовные лидеры подверглись жесточайшим репрессиям, как Вы думаете, есть ли сегодня условия для дальнейшего возрождения буддизма в Туве?
— Много лет назад в Туву пришло Учение Будды, это соответствует тому, что Будда пророчествовал о распространении буддизма на север. В Тибете — ученики Атиша, лама Цзонхава сделали много для развития Учения. Буддизм получил распространение дальше — в Монголии, Туве, Бурятии, Калмыкии, а потом наступила эпоха коммунизма, и подобно тому, как человек уходит в сон, Учение тоже погрузилось в глубокий сон в этих регионах. Но человек всегда просыпается, так и с буддизмом. Сегодня — время перемен, люди осознанно получают знания, нет запретов на развитие религии, есть потребность в вере, эта потребность помогает всем пробуждаться, сейчас — хорошее время. Учение Будды в ваших регионах возрождается, старые времена ушли, поэтому мы следуем той традиции, которая не изменяется со времен школы Ноланда. Люди получили возможность приезжать в Индию, получать Учение от Его Святейшества Далай-ламы. Учение стало доступным не только в Азии, но и в Европе, где всегда было только христианство. Сейчас Учение Будды распространяется во всем мире, не изменяя существующие традиции. Буддизм в Туве сегодня тоже возрождается, это очень хорошее время. В Тибете были уничтожены буддийские монастыри, монахи уходили из жизни. Есть ли в Туве условия для духовного возрождения? Думаю, что есть. Люди становятся более образованными, все внешние факторы сопутствуют этому. Если мы подойдем с точки зрения Буддийского Учения, то это будет невероятное событие. Народ сможет преобразоваться, он получит большую силу.
— Сегодня очень много спорят, что такое буддизм — наука или религия, я в таких случаях вспоминаю высказывание Его Святейшества Далай-ламы, который говорит, что «буддизм — это и наука, и философия, и религия», что Вы скажете по этому поводу?
— Да, это нечто целое, это путь осознанного изучения логики, потому мы должны идти в соответствии с наукой. Наука подтверждает те знания, которые были давно показаны Буддой, несколько тысяч лет назад. Сегодня наука подтверждает лишь данные внешнего мира. Но в буддизме исследуется внутренний мир сознания, наука пока не может это понять и подтвердить до конца. Сознание можно понимать с помощью логики. На самом деле в действительности очень сложно через физическое тело распознать сознание. Учение сопровождает энергия сознания — тонкая энергия. Когда человек входит в медитацию — фиксирует сознание — при этом все мыслительные процессы затухают, ветер прекращается, движение прекращается, — это можно зафиксировать. Человеческая жизнь заканчивается — прекращается дыхание, прекращаются тонкие процессы внутри тела — тончайшее сознание. Почему прекращается энергия? Это можно понять с помощью логики. Ясновидение — через это можно постигать перерождения всех в мире, состояние нирваны и самого ясновидения. В действительности — ясновидение — легко и просто, а нирвана — очищение сознания от всех скверн состояния ума, а ясновидение через обретение самадхи. Для обретения самадхи не обязательно быть буддистом, так, последователи индуизма тоже могут получить способность ясновидения.
— Вас в четырехлетнем возрасте признали перерождением Кьябже Гоцок Ринпоче, три года спустя вы отправились в Лхасу, чтобы обучаться в престижном монастыре Сера Мед, а в 1959 году вместе со старшими монахами бежали из Тибета в Индию. Было ли страшно, какая мотивация двигала вами, какая мотивация должна определять жизнь людей?
— Да мне было 11 лет, когда мы со старшими наставниками покинули Тибет, но сильных переживаний не было, дети ведь не слишком боятся, старшие нам говорили, что бояться не надо, вот мы и не боялись.
Хочу сказать, что в Туву я приехал по просьбе Шивалха Ринпоче на открытие Ретритного Центра на озере Чагытай, на его освящение, освящение святынь тела, речи и ума, чтобы люди верующие могли прикоснуться к ним. Потом были просьбы дать Комментарий к Посвящению божества Чакрасамвары, комментарий к Посвящению божества Ваджрайогини и другие практики. Когда мы практикуем, то все определяется мотивацией, если мотивация правильная — результат практики во много раз увеличивается, если мотивация искажена — будет искажен и результат практики. То есть мотивация определяет и результаты получения Дхармы. Если нет возможности зародить нравственную мотивацию, то тогда надо читать мантру «Ом мани падме хум» и зарождать в себе эту мотивацию. Главное — мотивация.
— Что вы пожелаете молодежи Тувы?
— Поскольку сегодня — новое время, общество — новое, все стало другим, надо отказаться от тех намерений, которые являются неблагими. Надо узнать Дхарму, при этом получать и общее образование, потому что если человек будет знать только что-то одно — это не приведет к хорошему результату. Внешние знания тоже необходимы, надо стараться идти по пути десяти добродетелей, взращивать положительные качества доброты, оказываться от алчности и корысти. Не следует употреблять алкоголь — это один из тягчайших грехов, его надо отбросить. Алкоголь разрушает все — и дружбу, и семью. Надо стараться быть хорошими людьми. Я говорю, что в Туве очень красивые места, это страна обители богов, но жители должны уподобляться богам, чтобы проявлять качества сострадания, гармонии, желание помочь друг другу, чтобы не было других действий. Когда люди уверены в себе, находятся в состоянии гармонии, то исчезают вражда, ненависть и другие негативные состояния. Нужно взращивать гармонию, мы должны заботиться о чистоте мест, убирать мусор, но мы должны заботиться и о чистоте своего ума, избавляться от алчности, зависти — это очень важно.
Будущее зависит от молодого поколения, очень важно, чтобы у молодежи накапливались благие качества — сострадание, любовь, их надо учить быть честными, а все эти внутренние изменения обязательно приведут и к изменениям внешним. Если человек будет чист — он обязательно преобразится и внешне. Если все это будет в Туве, то Тува преобразится, это будет то место, куда будут стремиться все жители Земли, потому что здесь не будет негативных эмоций, неблагоприятных ситуаций. Необходимо, чтобы давали наставления в Туве Шилваха Ринпоче и другие духовные учителя. У тувинцев есть возможность получать такие знания у таких учителей, и это ваша карма.
Ольга ХОМУШКУ,
доктор философских наук