Все больше граждан обращаются за государственными услугами в МФЦ. Многофункциональный центр — это сокращенные сроки ожидания и возможность получать несколько взаимосвязанных услуг. Это отсутствие прямого взаимодействия гражданина с чиновником. Многие жители нашей республики слышали о нем, но не все имели опыт обращения в центр.
Для того, чтобы разобраться в том, что же это такое — многофункциональный центр и чем он полезен, я обратилась за разъяснениями к его руководителю Роланде Эрелчин. Она возглавляет организацию с июня 2013 года.
«ОДНО ОКНО» И ВКЛАД В БЮДЖЕТ
МФЦ начал свою работу в Кызыле в августе 2011 года. В 2016 году на территории республики завершено формирование сети его подразделений. Всего создано 17 территориальных отделов, 41 удаленное рабочее место и уполномоченный МФЦ в г. Кызыле.
Сегодня 90 процентов населения Тувы имеет доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». На базе многофункциональных центров организовано предоставление 156 государственных и муниципальных услуг, в том числе 49 услуг федеральных органов исполнительной власти, 57 услуг региональных органов исполнительной власти и 50 услуг органов местного самоуправления.
С 1 января 2015 года предусмотрено распределение доходов от уплаты государственной пошлины в случае получения заявителем государственных услуг через МФЦ в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в соотношении 50 на 50 процентов. В соответствии с планами развития МФЦ на 2016 год, запланировано увеличение доходной части бюджета республики от перераспределения госпошлин услуг федеральных органов исполнительной власти до 15 млн. рублей.
ЧТО НОВОГО В 2016 ГОДУ?
Одно из важнейших направлений развития многофункциональных центров Тувы на 2016 год — расширение перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ по принципу «одного окна». Остается актуальным обеспечение экстерриториальности предоставления государственных и муниципальных услуг. Под экстерриториальностью понимается, как пояснила Роланда Кангын-ооловна, возможность граждан, подающих заявление в МФЦ, получать муниципальную или государственную услугу независимо от места регистрации заявителя, места регистрации бизнеса и места расположения объектов недвижимости и земельных участков. Также планируется разработка и внедрение консультаций специалистов на сайте МФЦ РТ. В зависимости от ситуации, в режиме реального времени заявителю выдается информация о необходимой услуге, форма заявления и перечень документов. Очень важное направление — разработка и внедрение мобильного приложения МФЦ РТ. У многих жителей сейчас есть сотовые телефоны, позволяющие с помощью Интернета получать самую разнообразную информацию о режиме работы МФЦ, месте нахождения, телефонов территориальных отделов и удаленных рабочих мест (важно для отдаленных районов нашей республики), осуществлять предварительная запись на услугу, подавать заявления, отслеживать процедуру по оказанию услуги и получать консультации.
Сегодня, как пояснила Роланда Кангын-ооловна, в перечень наиболее востребованных услуг входят государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, розничной торговли алкогольной продукцией, предоставление земельных участков, разрешение на строительство, присвоение адреса и так далее.
ПОМОЩЬ МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Для удобства субъектов малого бизнеса в электронный вид переведены четырнадцать услуг, предоставляемых через Единый портал gosuslugi.ru (услуги по лицензированию, предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство и т.д.). Во всех офисах МФЦ есть информационные терминалы, обеспечивающие доступ к единому порталу государственных услуг.
В связи с открытием единого регистрационного центра Федеральной налоговой инспекции все процедуры по регистрации деятельности малого предпринимательства осуществляются только в Кызыле. В соответствии с заключенным соглашением между налоговой службой и МФЦ заявления на государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств можно подать во всех территориальных отделах и удаленных рабочих местах МФЦ. Также, как уточнила Роланда Кангын-ооловна, специалисты МФЦ помогут сформировать полный пакет документов для государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств. После государственной регистрации они подскажут, как надо вести в электронном виде отчетность о хозяйственной деятельности.
МФЦ ГЛАЗАМИ КЛИЕНТОВ
— Галина Петровна, госслужащая, — так представилась мне элегантная кызылчанка прекрасного осеннего возраста. — Я недавно воспользовалась услугами МФЦ, оформляя документы на звание «Ветеран труда». Впечатление о качестве оказываемых услуг очень хорошее. Девушки-сотрудницы внимательны, вежливы и приветливы. Сама процедура исполнения оформления прошла достаточно быстро. Что мне хотелось пожелать МФЦ? Сократить время ожидания. А тем, кто еще не пользовался услугами центра, хотелось бы порекомендовать записываться предварительно и на определенное время. Поверьте, это очень сбережет время и нервы!
Похожие впечатления у Валентины Николаевны, мамы двоих детей, домохозяйки:
— Я оформляла в МФЦ на ул. Кечил-оола документы на покупку дома, а мой сын проходил с помощью центра процедуру получения паспорта. Мне и ему очень понравился вежливый персонал. Обслуживание на хорошем уровне. После прохождения всех процедур через специальный планшет, который был нам предложен, мы онлайн оценили качество работы МФЦ. И я, и ребенок по всем критериям поставили оценку «Отлично». По поводу актуальности МФЦ я считаю, что он необходим. Ведь фактически происходит разгрузка человека, не надо бегать по множеству инстанций. Я записывалась через специальный терминал при помощи сотрудника центра. Одно меня напрягало — это получасовое ожидание в очереди. Терпение и понимание — залог успешного посещения любого учреждения (улыбается).
А КАК У СОСЕДЕЙ?
Стоит отметить, что уровень обслуживания клиентов тувинским МФЦ федеральными структурами признан высоким. По результатам прошлого года он попал в первую десятку региональных центров.
Мне удалось побеседовать с жителем Абакана и узнать о его опыте получения государственных услуг и работы МФЦ в Хакасии.
Вячеслав Юрьевич, РХ, руководитель строительного подразделения крупной компании, работает в Туве:
— Мой опыт оформления загранпаспорта нового образца через портал государственных услуг в МФЦ Абакана был удручающим. Я обратился в Центр 29 декабря 2014 года и получил отказ из-за того, что не был зарегистрирован на портале ГУ. Зарегистрировался, как положено, после чего мне назначили прием на 13 января 2015 г. Пришел точно в указанное время. Стали снимать отпечатки пальцев — эта процедура обязательная — не получалось примерно 40 минут. Оформить паспорт нового образца оказалось невозможно из-за сбоя в системе. Предложили выдать документ старого образца. На все мои претензии по этому поводу я получил отказ. Куда бы я ни обращался, все безрезультатно. В общей сложности на поиск истины я потратил больше 2,5 месяцев.
Результатом стал срыв двух заграничных рабочих командировок и поездки с семьёй за границу на отдых. Поэтому качество работы МФЦ в Абакане я считаю отвратительным. Хотелось, чтобы портал ГУ и работа МФЦ на самом деле были отлажены по принципу «одного окна». На практике мне пришлось, получая паспорт, обращаться в другие органы и инстанции. Я работал за границей в Европе — там действительно успешно реализован принцип «одного окна». У граждан нет никаких проблем с ограничениями и дополнительной тратой времени на посещение других органов или организаций.
СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Как пояснила в нашей беседе руководитель МФЦ Роланда Кангын-ооловна, для льготной категории граждан — это люди, имеющие инвалидность, специалисты организовывают бесплатно, по предварительному согласованию, выезд на дом.
По всей республике круглосуточно работает бесплатный телефон «горячей линии» МФЦ: 88002003396. Для молодежи и активных пользователей Интернета у центра есть активные страницы в социальных сетях (ВКонтакте и Фейсбук).
И еще один важный момент: каждый может реально воздействовать на работу МФЦ с помощью своего рода электронной книги жалоб и предложений. Сотрудники Центра обязательно предлагают клиентам оценить качество предоставления услуг. Только в отличие от записи в книге жалоб какого-нибудь магазина, ваша оценка в режиме реального времени уходит в Москву.
Светлана УСОЛЬЦЕВА