Феликс Хаджиев, начальник УФАС России по РТ, комментируя указ президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» на недавней пресс-конференции, так сформулировал смысл этого нормативного акта: участие государства в экономике должно быть минимизировано.
После лихих 90-х, в которые экономика развивалась стихийно, а рынок вел себя как подросток, у которого родители уехали на дачу, в нулевых, В.В. Путин, выстраивая жесткую вертикаль власти, практически использовал «ручное управление» государством ключевыми узлами экономики. Дорвавшегося до свободы «тинейджера» обуздали. Вот только государство так глубоко проросло в рынок, что стало его полноценным участником, а кое-где — даже монополистом. Особенно охотно участвовало оно в добыче и экспорте жидких углеводородов. В гонке за «нефтедолларом» Российской Федерации как акционеру крупных компаний (напрямую или через оператора активами) равных в «нулевые» не было, да и сейчас нет. «Газпром» и «Роснефть», поделившие между собой этот рынок, — ПАО (публичные акционерные общества) с большой долей государственного капитала.
Список госмонополий этими ПАО не ограничивается. Это и «Сбербанк», возглавляющий «большую двадцатку» российских банков, — контрольный пакет его акций (52 процента) принадлежит Центробанку. Это крупнейшая в мире электросетевая компания «Россети» — на 80 процентов государственная. Перечислять можно долго, однако разговор не только и не столько об этом.
Дело в том, что еще с советских времен на рынке оставалось и остается много всевозможных ГУПов и МУПов, чудом переживших заварушку «девяностых», не будучи никем приватизированными. Вплоть до конца «нулевых» ими было удобно «затыкать» самые неприбыльные сферы экономики, в которые в ту пору частников было не заманить. Вроде благоустройства.
Сегодня же все изменилось.
— Все мы понимаем, какие работы осуществляются в рамках благоустройства: покраска забора, электроосвещение, вывоз мусора и т.д. Раньше этим в Кызыле занималось МУП «Благоустройство», сейчас же этот рынок динамично развивается, — объяснил Хаджиев своевременность указа на примере Кызыла. — Появляются «частники», которые предоставляют услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, занимаются покраской заборов или электроосвещением. Поэтому такие услуги органами местного самоуправления должны выставляться сейчас на торги.
Рынок благоустройства, как и все другие рынки, на которых складывается конкуренция (а таких большинство — от сотовой связи до здравоохранения), должен быть демономополизирован. Указом президента предусмотрено наличие в той или иной сфере трех, как минимум, хозяйствующих субъектов, и один из них, непременно, должен быть в частных руках. Такой подход отвечает реалиям. Те же унитарные предприятия, работая в сферой услуг без конкурентов, о качестве своего сервиса особо не задумываются.
МУП «Благоустройство» в этом плане особо колоритный пример, если рассматривать указ президента в реалиях Тувы и ее столицы. Город оно благоустраивало всегда с позиций «советского» представления о ландшафте и дизайне. Главное цветов в центре побольше посадить, да чтоб поярче они были, а трава пусть растет себе. И из года в год газоны даже в центре столицы превращаются в «степные посольства». Что же касается уборки снега, вывоза мусора, где как раз советские критерии пришлись бы кстати, «Благоустройство» от них предпочитает отходить. Снег зимой этот МУП аккуратно убирает только на площади Арата, на которую выходят окна Дома правительства, и на площади Ленина, которая впритык к крыльцу столичной мэрии. При этом забывая, что в городе есть тротуары, по которым ходят простые пролетарии.
Если эти услуги будут выставляться на торги, ГУПам и МУПам придется задуматься как о качестве своих услуг, так и о снижении затрат.
Критерием исполнения указа выступает увеличение доли закупок у субъектов малого предпринимательства в рамках государственно-муниципального заказа. По сравнению с показателями прошлого года, к 2020 году она должна увеличиться в два раза. Помимо этого, доля закупок у частников, осуществляемая государственными компаниями или корпорациями, автономными учреждениями, к 2020 году должна будет составлять 18 процентов. Последнее как раз и касается таких гигантов, как «Газпром» или «Роснефть». Нефтяные империи, располагающие огромной инфраструктурой добычи и экспорта черного и голубого топлива, очень любят создавать «кэптинговых» (карманных) подрядчиков для ее обслуживания. Теперь все просто — есть работы, проводи торги, привлекай субъекты малого и среднего бизнеса.
Указом предусматривается поэтапный переход к такой экономики, где бизнесом бы занимался именно бизнес, а не государство. Предполагается принятие соответствующего закона, который бы ограничил органы власти в создании унитарных предприятий, а доля участия государства во всех хозяйствующих субъектах была бы сокращена. Грубо говоря, указ сводится к тому, чтобы с тех рынков, на которых слаба конкуренция, ушли все ГУПы и МУПы, уступив место под солнцем предпринимателями.
— Президент в самом первом пункте указа подчеркнул, что это направление — приоритетное; рынок должен развиваться самостоятельно и на основе добросовестной конкуренции, — резюмировал начальник местного УФАС. — Указ является руководством к действию для всех органов власти, начиная с федеральных и кончая муниципальными. Теперь все управленческие решения должны приниматься с учетом этого требования.
Единственной сферой, которая пока не затрагивается указом президента, остается оборонзаказ. По понятным причинам.
Антон ПОСОХИН