Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Город молодых: школа юного политика

14 декабря 2013
1942

Дети пишут законопроекты

Когда взрослые дяди и тёти, сидящие в белом и жёлтом домах, рассуждают о жизни современной молодёжи, формулируют её проблемы и ищут пути их решения, исходят они преимущественно из собственных наблюдений и умоза­ключений. Оно и понятно: политика, даже молодёжная, — дело серьёзное. Дело государственной важности. Это не только констатация проблем и их формулировка, это разработка мероприятий, которые вместе со статьями расходов на их осуществление занимают целый раздел в государственном бюджете.

Однако не стоит думать, что молодёжь, за которую решения принимают взрослые политики, в силу своей молодости не умеет ещё отделять зёрна от плевел и видеть главное. Ещё как умеет. Это в очередной раз доказали члены молодёжного парламента республики, которые организовали для городских учащихся школу молодого политика.

На протяжении двух месяцев парламентарии-дублёры читали для школьников лекции об ораторском искусстве и участии в дебатах, об избирательном праве, о том, как формируются общественные организации и что собой представляет молодёжный хурал. Одновременно ребятам предложили сформулировать одну конкретную проблему, волнующую молодёжь, и подумать, какими способами можно её решить. Дальше школьникам предстояло сформировать идею новой молодёжной общественной организации, которая бы занялась решением этой проблемы, изучить имеющееся законодательство по теме и предложить либо поправки в него, либо новые законодательные инициативы, которые бы помогли проблему решить. Согласитесь, это далеко не игрушки.

За дело взялись 14 команд, представлявших разные городские школы. К финальным испытаниям — презентации проекта об­щественной организации и, собст­венно, законодательной инициативы — подошли лишь восемь из них.

Итак, какие же проблемы требуют немедленного решения, по мнению школьников?

Учащиеся школы № 1 заявили, что следовало бы уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодых людей. Общественная организация, образовать которую придумали ребята, называется «Дети — потомки тувинских добровольцев». Школьники предложили учредить новый праздник — День тувинских добровольцев — и отмечать его ежегодно первого сентября.

Учащиеся второй школы Кызыла подняли проблему безработицы. С их точки зрения, те меры, которые принимают местные власти для борьбы с этой социальной бедой, или недостаточны, или неэффективны. Ребятам кажется, что имело бы смысл создать новую общественную организацию, члены которой взяли бы на себя основной объём просветительской работы. Не время от времени, а систематически они посещали бы школы и рассказывали учащимся о ситуации на рынке труда республики: каких специальностей в Туве переизбыток, а каких, напротив, не хватает. Также волонтёры этой организации, по задумке её авторов, могли бы проводить основательную работу по популяризации рабочих специальностей. Подробнее рассказывать школьникам о техникумах и училищах, водить туда детей на экскурсии и т. д.

Команда школы № 3 заявила, что большинство представителей современной молодёжи представляют собой так называемый «пассив». Чтобы их расшевелить, ребята придумали объединение под названием «Солидарность», которое бы работало на вовлечение молодых людей в общественно-политическую жизнь города и республики.

Пришло «Время жить», сооб­щили учащиеся школы-гимназии № 5 — так назвали они свою общественную организацию. Они пришли к выводу, что современные школьники бездарно тратят своё свободное время. Команда провела целое исследование — правда, лишь в рамках своего класса, но всё равно вышло довольно любопытно. Начали с того, что спросили, кто и как проводит своё личное время. Результаты получились ожидаемые и не очень радостные. Так, из двадцати респондентов 13 признались, что на досуге привычно зависают в соцсетях. Один опрошенный ответил, что читает книги в свободное время, ещё один занимается спортом. Оставшиеся пятеро заявили, что в свободное время просто бездельничают.

Получив такие ошеломительные для юных исследователей результаты, школьники не на шутку встревожились: а ведь у каждого из них, если признаться честно, свободного времени — «куча», как выразились ораторы. Нельзя допускать, чтобы оно пропадало даром. И исследователи пошли дальше. С фотоаппаратом в руках они обежали родной город, чтобы выяснить: а куда действительно можно в Кызыле сходить, чтобы провести досуг интересно и с пользой? Итог — видеопрезентация. Вот — известные учреждения: музей, национальный театр, кинотеатр «Найырал», несколько детских клубов… Вот — здания, в которых не так давно тоже были организации для детей — теперь в них либо магазины, либо оказывают разные услуги населению мелкие предприниматели, либо это заброшенные объекты. Детские площадки, которых в нашем городе прибавилось, подмечают школьники, установлены, по большей части, вблизи образовательных учреждений. А для чего, скажите нам, с претензией спросили дети, в разных частях города стоят пустые хоккейные коробки? Чтобы в них вываливали мусор недобросовестные горожане, или чтобы там справляли нужду?.. Вспомнили и о спортивных залах Кызыла. Во всеуслышание попеняли взрослым, что цены в них кусают и ребят из семей среднего достатка. Тем же, у кого дома копеечки лишней не бывает, о занятиях спортом можно вообще забыть. Только на коньках прокатиться теперь стоит 230 рублей! Скидки и спецпредложения? Они, конечно, есть, но о них почему-то мало кто осведомлён. Предложения эти, невыгодные для владельцев спортзалов, нарочно замалчиваются, считают дети.

Какое же решение предложили учащиеся гимназии № 5? Поскольку основная масса народу не вылезает из Интернета, с этим надо считаться, решили они. Значит, нужно создать информационный ресурс, который бы стал единой площадкой для всех школ города. На этом, скажем, сайте, рассуждают ребята, можно было бы создать разные группы по интересам, где дети могли бы находить единомышленников, чтобы потом переносить общение за пределы «вирта», выкладывать там всю актуальную информацию о проходящих мероприятиях, об акциях и скидках — чтобы всё было понятно, доступно и всегда под рукой.

Выслушав горячие рассуждения школьников, жюри предложило им не зацикливаться на сайте и дело в долгий ящик не откладывать. Раз идея столь востребована, её можно реализовать и на площадке той же соцсети «ВКонтакте».

Учащиеся школы № 12 вспомнили о том, что в Туве живут представители разных национальностей. Молодёжь, если и знает традиции и обычаи своего народа, то на практике их не использует, подчеркнули ребята и сделали вывод: это плохо. Нужна регулярная пропагандистская работа. Обязательно, считают они, следует учредить день традиционной культуры.

Проекты школ №№ 7 и 15 более всего приглянулись взыскательному жюри (в состав которого, кстати, вошли представители СМИ, министерства по молодёжной политике, молодёжного хурала и действующих общественных организаций). Оба предложения — «транспортные», подготовленные грамотно и основательно.

Так, команда школы № 7 вспомнила о том, как часто в Кызыле дети становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий по дороге от дома в школу, и предложила простой выход: дать каждому общеобразовательному учреждению города по собственному автобусу. Изучив опыт других российских регионов, ребята узнали, что это вполне возможно. Есть даже специальный ГОСТ для такого транспорта. Как правило, это автобусы марки «ПАЗ-32053-70» жёлтого цвета, рассчитанные на 22 посадочных места. Для оплаты проезда на таком автобусе школьники используют специальные магнитные карточки.

Чтобы закрепить своё предложение законодательно, ребята подготовили проект изменений в статью 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и даже подвели под него финансово-экономическое обоснование. Так, только на приобретение специализированного транспорта, по подсчётам учащихся, Кызылу потребуется более 25 с половиной миллионов рублей. Но стоит ли скупиться, когда речь идёт о детских жизнях?

Проект школы № 15 называется «Социальное такси». Его аудитория — дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Свой проект ребята предложили воплотить в рамках федеральной госпрограммы «Доступная среда», которая сейчас реализуется в нашей стране. Разработали и законодательную инициативу, чтобы выйти с ней в Верховный Хурал. Суть проекта — организовать в Кызыле так называемое социальное такси. Речь идёт о специализированном транспорте. Такие автомобили, похожие на привычную нам ГАЗель, производит Горьковский автозавод, узнали ребята. Стоимость машины — 820 тысяч рублей. В ней оборудованы пять мест для инвалидов и два — для инвалидов-колясочников. Трудятся на таком автомобиле по два человека: водитель и соцработник, который помогает пассажирам входить и выходить из машины.

— Дети-колясочники в общественном транспорте не ездят. В нашем городе не создано никаких условий для удобства их передвижения, и это надо исправлять, — заявили ребята.

…Вот такие проблемы подняли кызылские школьники. И нет среди них ни одной, на которую можно было бы махнуть рукой и сказать: ерунда. Впрочем, не забавы ради старались ребята. Предполагается, что главным итогом работы школы молодого политика станет появление в Кызыле новой молодёжной организации, инициированное не по команде взрослых, а самими школьниками. И уже эта организация воплотит свой проект в жизнь. А молодёжный парламент обещает команде-победителю поддержать ее в этом.

Виктория КОНДРАШОВА