Тувинская правда 12+

Город молодых: лит-забег. Круг второй. Задание пятое

14 ноября 2013
2284

Из своего раннего детства он помнит совсем немного. Помнит уютную комнату, где они с сестрой сидят на полу, покрытом ковром. Отчётливо помнит лицо сестры – маленькой девочки – она лишь на год или на два старше, поэтому они дружно играют в своей комнате. Но вот неожиданно, как порыв холодного ветра, стремительно в комнату входит человек. Он помнит его чёрный силуэт и лютое выражение лица. Он приближается к детям, рушит домик, который они построили, и расшвыривает кубики в стороны.
Методом массового гипноза
Мир, в котором прошло его детство, научил его многому. Таких, как он, – ненужных, отверженных или просто душевнобольных – здесь десятки. Официально их не существует. То есть о них отписываются, конечно, если кому-то это нужно: дескать, такой-то и такой-то помещён в спецшколу или в оздоровительный санаторий или что-то ещё в этом роде. И прилагают липовый документ с подтверждающими подписями и печатями. Как правило, детей сюда помещают для того, чтобы спрятать на какое-то время, а чаще – навсегда. Руководству школы это только на руку. Со стороны может показаться, что их учат истории религии. И их действительно этому учат. Но одновременно разными методами в них поощряют проявления инфантильности и гасят все проблески интеллекта и самостоятельности. Лишь единицам удаётся сохранить себя как личность.
Чтобы они могли беспрекословно выполнять чужую волю, их учат бесстрашию. Чтобы проведение чужой воли не натыкалось на собственные мысли, их учат безмыслию.
…Представьте себе, что вас оставили одних в маленькой комнатке. Вам лет шесть-семь. Вам велели сесть на пол и просидеть так, скажем, всю ночь. Комната освещена лишь слабым огоньком, исходящим от огарка свечи. В комнате больше никого, только, возможно, ваш сопровождающий – но он не роняет ни слова и только наблюдает за вашим поведением. И вот во тьме одна из стен комнаты как будто раздвигается, за ней открывается чёрная пустота… Темнота сгущается и вот уже как бы вырыгивает в вашу сторону чёрные сгустки, которые вытягиваются и вот уже ползут к вам гремучими змеями. Они извиваются вокруг вас, шипят…
Каковы ощущения?
Через какое-то время змеи исчезают, и до вас доносится тяжёлая поступь. И вот из темноты на вас уже пристально смотрят два немигающих зелёных глаза. Это крупный взрослый тигр. Он издаёт рык, вы понимаете, что хищник сфокусировался на вас как на жертве. Вот он уже напрягает мускулы, готовясь к прыжку. Ещё мгновение, и – … В панике вы срываетесь с места, прижимаетесь к противоположной стене, ища выхода, но выхода нет.
Каково?
Как подсказывает вам ваш ум, на самом деле, конечно же, ничего такого в комнате нет. Это всё галлюцинации. Но ведь вам всего шесть-семь лет.
Затем вас берут за руку и ведут по слабо освещённому коридору. Сначала вы идёте куда-то вперёд. В конце коридора сопровождающий останавливается и подталкивает вас: спускаться придётся одному. И вы начинаете спускаться. Странное дело: ступени лестницы под вашими ногами начинают проваливаться, вы оказываетесь в тине и с трудом выбираетесь из неё. Но возвращаться нельзя. Только вперёд. И вы идёте. Через несколько шагов вы начинаете замечать, что коридор становится всё уже и уже. Одновременно воздух становится всё жарче, всё душнее, и вот вам уже не хватает воздуха, а раскалённые стены смыкаются над вами…
Все эти испытания, которые направлены на одно – на расшатывание детской психики, проходил и он. Но в отличие от многих и многих, ему удалось не только сохранить здравый ум, но и научиться искусству тонкого лицемерия. Учителя повелительно смотрят ему в глаза и отдают приказы – он ловко отражает их взгляды и выполняет всё в точности, изображая гипнотическое состояние. И все убеждены, что он такое же безвольное существо, как и остальные, что по команде, если кому-то это понадобится, он без рассуждений сбросится с крыши.
Вот все школьники собираются на завтрак. На каждом – по грубой рубахе из дешёвой ткани. В помещении бывает очень холодно, но всем сделано внушение, что стоит жара, и всем – жарко. Им выдают по сухой лепёшке и по горсти жареных земляных орехов – совершенно несъедобных. Пища, которой в этой стране не питаются даже самые бедные люди. В глиняных кувшинах стоит вода. Дети налегают на еду с большим аппетитом. Они верят, что откусывают сладкие рисовые лепёшки, что земляные орехи – это бананы, а пьют они, по их убеждению, густое тёплое молоко. Между ними, словно надзиратели в лагере, ходят учителя, следя, чтобы всё шло по заведённому порядку.
Он-то прекрасно знает, что именно они едят и пьют, но делает вид, что тоже пребывает в заблуждении. Годы, проведённые под сводами этого учреждения, сделали из него аскета: он не нуждается ни во вкусной пище, ни в удобной одежде.
Чудо-мальчик
Те, кто в итоге «обучения» не превращался в неуправляемого сумасшедшего или не погибал от побоев и психических пыток, как правило, мало общего имели с нормальными людьми. Из них выходил удобный пластичный материал. Именно материал. Как глина. Из неё «учителя», владеющие разного рода гипнотическими техниками, ваяли всякие чудеса. На этих чудесах школа хорошо зарабатывала.
Понятно, что вся деятельность, которая велась за этими мифическими, а если называть вещи своими именами – уголовными стенами, была противозаконной, и узнай государство о том, что там происходило, слетела бы не одна голова. Впрочем, кто знает… Школа имела высокие покровительства в других странах, заинтересованных в том, чтобы фабрика по производству феноменов работала исправно. Ведь чем ещё можно манипулировать сознанием миллионов людей, как не чудесами? На чём ещё можно сколачивать фантастические капиталы, как не на удивительных способностях уникальных людей? А поскольку природных уникумов рождается мало, почему бы не делать их самим?
Вот и из него однажды сделали такое чудо.
Он получил способность, которой обладают, по их собственным утверждениям, лишь медиумы во время спиритических сеансов да шаманы. Впрочем, обладают ли они этой способностью – тоже вопрос.
Говорят, что он был самым последним детищем своего отца – писателя. Всю жизнь тот мечтал приобрети эту способность, которой наделил своего персонажа. Но не просто мечтал, а, презрев все законы физики, пытался научиться этому сам. Он вообще был очень увлекающимся человеком, и многое покорялось под его энтузиазмом. Например, он самостоятельно, без чьей-либо помощи, научился играть на скрипке и на рояле. Изучал искусственный язык. Ну, а в стремлении научиться тому, что умеет наш сегодняшний герой, он так неистовствовал, что в одной из попыток повредил себе позвоночник. Потом это не раз будет отзываться ему сильными болями в спине и даже потерей способности двигаться.
Две разные свободы
Итак, вот он наш сегодняшний персонаж. Ему ещё нет восемнадцати, он высок и хрупок. У него серые глаза, светлые волосы и высокий лоб, на котором уже намечаются глубокие морщинки.
Психическое развитие его всё же имеет в себе отпечаток пройденной школы. Он несколько инфантилен для своего возраста и мечтает только об одном: спокойно жить в мире простых людей по нехитрым законам крестьянской жизни. Трудиться на земле и радоваться каждому прожитому дню.
Однако оказалось, что эта простая мечта его практически недостижима.
Чудесный дар, который, казалось, мог бы составить счастье для любого человека, чуть не свёл его в могилу. И не один раз. Конечно, ненавистную школу он покинул сразу же. Но каждая последующая встреча с людьми оборачивалась одними неприятностями. Его принимали за бога, за святого, за мошенника или трюкача. Перед ним падали ниц, пытаясь поцеловать его ноги, от него шарахались в суеверном ужасе. За ним охотились мошенники и журналисты. Газеты только и писали, что о нём. Люди делились слухами и по ним отслеживали его передвижение по стране.
Им пытались развлекать богатого, пресытившегося всем господина: его выводили на сцену после танца горбунов и «боя гладиаторов». Господин на время так увлёкся диковинкой, что забыл про своего ближайшего вельможу. Тот, конечно, обиделся и попытался уличить парня в любовной связи с женой господина. В итоге его сначала заточили в башню, а потом с мешком на голове бросили в колодец.
Миссионер с его помощью попытался сделать карьеру: увидев чудесного человека в храме, верующие были до того потрясены, что толпами повалили к пастору, чтобы принять новую веру.
Хитроумные дельцы делали на нём большие деньги, ловко манипулируя его даром.
Его простодушием и добротой воспользовались даже гангстеры. Он чуть было не стал орудием похищения.
И даже его родная сестра не захотела принять его таким, каким он стал. Ей показалось, что дар его – нечто непристойное, сродни цирковому обману. В приличном обществе, поучала она его, надо вести себя так, как это принято: носить европейский костюм с галстуком, поддерживать светскую беседу, улыбаться даже тем людям, которые тебе неприятны, и – никаких цирковых выходок. Что подумают о нас люди? – строго выговаривала она. Какая слава падёт на нашу фамилию?..
Он слушал сестру и понимал, что спорить в ней бесполезно. Оказалось, что и в свободном мире за пределами того замкнутого пространства, в котором ему пришлось получать воспитание, люди не были свободными. Свобода их была весьма относительным состоянием. Они были рабами приличий, разного рода условностей, денег, религий. Жизнь их должна была складываться по установленному стереотипу – только при таком условии они могли чувствовать себя счастливыми. Любое отклонение от общепринятой нормы расшатывало их относительный покой.
Он понял, что не принадлежит этому обществу и не сможет смириться с его надуманными законами. Остаться в родительском доме, о чём ему так давно мечталось, для него стало равносильно возвращению в школьный лагерь.
Из него хотели сделать чудесное дрессированное животное – и сделали. Правда, выдрессировать его не удалось, но не стал он и человеком – таким, какой смог бы приспособиться к жизни в человеческом обществе, социализоваться в нём.
Но, быть может, именно он, этот чудо-мальчик, превратился в подлинно свободного человека – свободного от материального рабства, от религиозных и классовых предрассудков?
Только вот можно ли жить в человеческом обществе и сохранять эту подлинную свободу?
… На этом мы и завершим нашу очередную историю. В какое произведение мы сегодня погружались, о каком писателе вспоминали и о каком его персонаже? Обязательно вспомните, каким было настоящее имя этого героя. Ответы присылайте, по-прежнему, на электронный ящик vikavikon@mail.ru.
На прошлой неделе мы рассказывали историю девушки по имени Настенька, героини одного из ранних произведений Фёдора Михайловича Достоевского, сентиментальной повести «Белые ночи». Правильные ответы прислали Виктория Хомушку, Солангы Ооржак, Михаил Тимченко, Айдысмаа Килик, Екатерина Молостова, Ариадна Адыгбай, Алаш Даржай и Солангы Балган. Всем большое спасибо за участие.
До следующего четверга!
Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf