О тяжелой жизни детей в дореволюционной Туве писали основоположники тувинской литературы: Салчак Тока в знаменитой трилогии «Слово арата», Степан Сарыг-оол в «Повести о светлом мальчике», в поэме «Саны-Моге». Я думаю, что писатели, приверженцы социалистического реализма, во главу угла ставили классовый подход. На самом деле, исследователи XIX века отмечали трепетное отношение тувинцев к детям.
В честь столетия архивной службы России Министерством культуры и Государственным архивом РТ был объявлен республиканский конкурс генеалогических исследований «Моя родословная», в котором я принял участие и был удостоен Почетной грамоты в номинации «Наша династия». Описать историю рода помогли воспоминания представителей старшего поколения, их личные архивы.
Мной восстановлена родословная нашего родового сообщества, начиная с прапра-прадедушки Байкара Ыыттаваса и прапра-прабабушки из рода бора-хольских монгушей (примерно 1840 г.) до восьмого колена. Все браки в роду были экзогамными. Почти все семьи брали на воспитание детей-сирот. По традиции, дети родных братьев (двоюродные) продолжали жить около старшего брата, которого почитали как главу рода. В нашем роду чтут традиции, заложенные прабабушкой отца: уважение к старшему, уважение к мужчине. Ценностями рода являются дети, здоровье, образование, труд, ответственность, милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручка.
В кочевом обществе семейно-родовые узы были крепкими. Аалы организовывались по признаку родства по мужской линии. Состав аала не был социально однородным. Часто внутри него жили и кочевали семьи различного материального положения. Неимущим выделяли скот для пользования, старым, немощным оказывали посильную помощь. Аальная форма общественной организации была способом выживания в экстремальных природно-климатических условиях. За каждым членом рода стояла семья, за семьей — род, за родом, благодаря экзогамным бракам, — союз родов, то есть племя. В кочевом обществе человек был защищен на все случаи жизни. Это относилось и к детям.
О детях в традиционной русской семье В. Белов писал: «Дети в крестьянской семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастливыми. Обидеть сироту означало совершить один из самых тяжких грехов».
Все сказанное выше можно отнести и к тувинской семье. Целью и смыслом семейной жизни в традиционном социуме было воспроизводство общества. Рождение, вскармливание, сохранение жизни детей было основной заботой родителей. Тувинцы считали годом жизни и внутриутробный период. Бережно и тактично относились к беременной женщине: «Сагыш-биле чорба, сааттыгны коргутпа» (нельзя поступать, как вздумается, нельзя волновать беременную женщину). Народ знал о необходимости сохранения физического и психического здоровья ребенка и матери.
К детям не применялись телесные наказания, не оскорбляли их человеческого достоинства, не наказывали голодом, трудом, не изолировали, не ставили в угол. Поведение каждого ребенка было контролируемым, при отклонениях незамедлительно вносилась коррекция. Матери достаточно было пригрозить ребенку, что о проступке расскажет отцу, или дать аванс доверия, пообещав ничего не говорить. Но главным методом была сила личного примера и создание ситуации успеха. Плохому человеку нечего терять, поэтому необходимо внушить ребенку, что он хороший, только он немного ошибся. Ошибки можно и нужно исправлять. Безвыходных ситуаций не бывает.
В кочевом быту родители и дети очень близки друг к другу, главный воспитательный метод — нравственная сила примера, власть авторитета родителей и старших в роду, характер их взаимоотношений, особое уважительное отношение к мужчине.
У тувинцев существовал «авункулат» — почтительное отношение к дяде по матери. Независимо от того, младше или старше он матери, племянники называли его «даай». В случае смерти родителей даай почитался самым близким родственником. Долг дяди — поставить на ноги племянников-сирот.
На той ступени социально-экономического развития, на которой находились тувинцы на рубеже XIX — XX веков, была высокой материнская и детская смертность. В менталитете кочевой семьи превалирующей чертой был коллективизм, поэтому детей, оставшихся без матери, воспитывали коллективно. Я бы хотел вам показать это на примере моего рода.
Моя прабабушка Калгыыр Байкара взяла на воспитание и вырастила сироту Достанму. Старший брат моего деда Дичий-оола Оюна — Кон-оол, когда еще жива была его жена Кыргыс Самбыга, взял на воспитание и вырастил дочь многодетного родственника Монгуша Чоржей-оола. Средний из трех братьев, Хелин-оол, брал на воспитание малолетнего сына умершей сестры Чомы — Петю, но потом его забрал отец, Бады-Назын. Тогда семья взяла на воспитание у родственника Томур-оола двухлетнего сына, Ким-оола Хелин-оола.
Старший сын Дичий-оола Оюна, Доржу, носит фамилию Байкара. Его воспитывали родители матери. Двоюродная сестра Михаила Дамчая, Нина Оюновна, взяла на воспитание из детского дома девочку Лилию Андалаеву. Семья Кара-оола Оюнаровича Хелин-оола взяла из детского дома, вырастила, дала образование сироте Лиде. Также вырастили и выучили ее сына Колю. Анна Оюновна Дичий-оол взяла на воспитание дочь старшего брата Марину.
Мария Оюновна вырастила младшую сестру Тоню, мою маму, как родную дочь, дала образование, выдала замуж, помогла воспитать и нас.
Таким образом, в нашем роду главной ценностью были дети. Их растили коллективистами. Дух взаимопомощи и взаимоподдержки силен до сих пор. После смерти Михаила Кон-ооловича Дамчая главой рода стал Кара-оол Оюнарович Хелин-оол. Так завещал старший брат. В 2016 году в школе № 2 г. Турана традиционный праздник «Эрнин эрези» посвящался памяти М. К. Дамчая в честь его 90-летия. На праздник собрались дети, внуки, родственники деда. Меня тогда назначили хранителем исторической памяти рода.
В заключение хотел бы сказать: пусть наш род будет примером для остальных в том, что нужно изучать и знать свои корни, свою родословную — это важно и для нас, и для будущих поколений.
Шолбан ООРЖАК,
заведующий Музеем истории политических репрессий в Туве —
филиалом НМ РТ