Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Форум под московским соусом

4 апреля 2019
315

Энергия и дороги — таковыми стали основные акценты присутствия Тувы на полях Красноярского экономического форума-2019. За три дня работы площадки, на которой бизнес ежегодно встречается с руководством сибирских регионов и федеральными чиновниками, Туве удалось достичь нескольких соглашений. Но, что важнее, сразу после совещания у председателя федерального правительства Дмитрия Медведева в Москве, посвященого исключительно социально-экономическим проблемам Тувы, на КЭФе республика смогла «сверить часы» с тенденциями и настроениями в политической конъюнктуре и бизнесе Сибири. Все же в исполнении решений, которые по Туве будут приняты Москвой вслед за совещанием, республике предстоит «танцевать» в кругу сибирских регионов, а не соло.

Да, республика смогла заключить несколько соглашений, касающихся отвлеченных от общего контекста присутствия Тувы на форуме, тем. Так, на полях КЭФа руководство минстроя Тувы подписало со своими коллегами по «Енисейской Сибири» — Красноярским краем и Хакасией — соглашение, касающееся взаимодействия по вопросам переработки и утилизации бытовых отходов. Оно содержит такие позиции, как, например, совместный поиск инвесторов-региональных операторов оборота ТБО. Звучит парадоксально, но переработка и утилизация отходов после реформы в этой сфере стала еще одной ниточкой, связывающей Туву, Красноярский край и Хакасию в один макрорегион. И у нас, и у соседей проблемы с отходами практически идентичные. Операторы не всегда справляются с возложенными на них обязательствами, есть трудности в выстраивании единой системы утилизации и переработки ТБО, инвестиции в строительство полигонов и т. д. Решать их теперь регионы, видимо, будут сообща.

Другим «отвлеченным» соглашением стала подписанная в рамках «Енисейской Сибири» договоренность о сотрудничестве в сфере туризма. Мы не конкурируем друг с другом, а дополняем; правильнее будет стремиться к кооперации — к этому сводится суть соглашения, вылившегося, помимо прочего, к инициативе, которую поддержали и хакасы с красноярцами, и Тува — организовать совместный туристический фестиваль, на котором можно было бы продемонстрировать потенциал трех регионов. Министр экономики РТ Елена Каратаева, в лице которой Тува подписала соглашение, сказала, что наша республика, безусловно, будет интересна туристам сама по себе: своей уникальной культурой и климатическими контрастами, но как приграничный регион Тува перспективна в налаживании международных маршрутов в Монголию или дальше в Азию. Такое в качестве продолжения туров по «Енисейской Сибири» может быть интересно взыскательным туристам.

А так — в присутствии Тувы на полях КЭФ-2019 четко прослеживался контекст недавнего московского совещания у Медведева, состоявшегося накануне, от которого Тува еще не успела еще «остыть».

По поручению главы Тувы Шолбана Кара-оола министр топлива и энергетики РТ Роман Кажин-оол встретился с руководством красноярского диспетчерского управления — структурой системного оператора единой энергосистемы страны. Речь на встрече шла о мегаваттах. Точнее, мегаваттах, которые инвестиционным компаниям, работающим в Туве, не согласовывает системный оператор. Энергетические аппетиты региона постоянно растут, по большей части из-за инвесторов, занятых добычей полезных ископаемых, и постоянно увеличивающих объемы производства. Растут объемы, растут и энергозатраты. Системный оператор не то чтобы полностью игнорирует эту ситуацию в Туве — заявки, поступающие от инвесторов, согласовываются, но лишь частично. Скажем, из 60 мегаватт в заявке инвестора согласованными оказываются только шесть. Регион напирает на то, что системный оператор просто «перестраховывается», полагая, что в ближайшие три — пять лет увеличения мощностей по энергокомпаниям не будет в связи с отсутствием железной дороги. Но, во-первых, недавно вопрос о строительстве железной дороги снова обрел конкретику. Во-вторых, в минтопэнерго РТ уже сейчас констатируют критическую нехватку в 25 — 30 мегаватт.

По-хорошему, то есть с учетом всех заявок и, прежде всего, от промышленников региона, республике требуется 472 «согласованных» мегаватта. Подобное также позволит Туве убедительно обосновать строительство ЛЭП в 500 киловольт от подстанции «Означено» в Кызыл, что не только удовлетворит сегодняшние аппетиты республики, но и создаст задел на буду- щее. Новый энергообъект даст Туве около 900 «по­тенциальных» мегаватт. Поэтому в регионе считают, что сетевой оператор должен согласовывать заявки, поступающие от инвесторов в полном объеме.

В подобном заявлении четко прослеживается позиция главы республики насчет решения социально-экономических проблем Тувы, которая на совещании у Медведева была сформулирована примерно так: помогите нам создать равные условия с другими регионами, и увидите, что мы можем жить не хуже соседей.

Свою позицию федералам регион уже высказал и предварительно получил поддержку Москвы. На КЭФ-2019 пришла пора услышать ее всему СФО, «Енисейской Сибири» и бизнесу, имеющему свои интересы восточнее Урала.

К этому располагал и сам форум, где много говорилось о поиске и налаживании «прямых» или «сквозных» путей транспортировки товаров и налаживании пассажироперевозок по этому принципу. Напомним, что второй, помимо дефицита энергии, причиной отсталости Тувы в самом регионе, а теперь и в Москве видят неразвитость путей сообщения республики. На одной из встреч на КЭФе Кара-оол по поводу развития дорожной и транспортной инфраструктуры высказывался так:

— Я за то, чтобы строилось больше дорог.

Тему дорог Тува на КЭФе тоже отработала. Например, республика, помимо того, что договорилась совместно с Хакасией лоббировать передачу дороги Абакан — Ак-Довурак в федеральную собственность, поддержала идею соседей о необходимости реализации проекта транспортного коридора Абакан — Бийск, который на 300 километров должен сократить расстояние от столицы Хакасии до Новосибирска. Учитывая то, что Абакан — Бийск, согласно проекту, стыкуется с дорогой Абакан — Ак-Довурак, этот транспортный коридор существенно до многих сибирских городов сократит расстояние и для Тувы.

Правильность позиции, что нужно строить больше дорог, подтвердила и встреча, касающаяся развития «Нового шелкового пути» — совокупности транспортных коридоров, пронизывающих Евразию. КНР продвигает «Шелковый путь» совместно с Россией и Казахстаном. И, что интересно, сегодня транзит товаров растет именно через Казахстан за счет того, что эта страна активно развивает дорожную инфраструктуру, которая полезна «Шелковому пути».

Здесь Кара-оол, говоря о Туве в геополитическом контексте, заметил, что развитие дорожно-транспортной сферы шло бы у нас быстрее, если бы не бюрократические проволочки. Решения федеральных властей могут согласовываться годами, как это было с изменением направления дороги Р257 (М-54) от Кызыла на запад, к Хандагайты. Добро на это получили несколько лет назад, но именно из-за бюрократии новый отрезок федеральным стал только с 1 января 2018 года, и только тогда на него выделили соответствующие инвестиции.

Теперь республика продавливает вопрос превращения таможенного поста Хандагайты — Боршоо в двухсторонний. Решение об этом правительством России принято в 2006 году, но до сих пор волокитится. А ведь от появления двухстороннего пункта пропуска на территории Тувы выиграют многие: и сама республика, и Красноярский край, продукция которого весьма востребована в соседней Монголии. Монголы, кстати, «с той стороны» уже асфальтируют дорогу к этому КПП. Другим концом она упирается в транспортный коридор B1, выходящий на монгольский городок Ховт, в котором сходятся три крупных автомагистрали: из Улан-Батора, из Урумчи, а также трансконтинентальная трасса Европа — Западный Китай. К российской границе от Ховта ведет только один путь — на Боршоо. Так что и Россия от этого тоже выиграет.

Может показаться, что КЭФ-2019 для Тувы был некой «преамбулой» для дальнейшей работы. Конечно, Тува на нем по большей части «сверяла часы» после совещания у Медведева. Но без конкретных решений, ориентированных на ближнесрочную перспективу, делегация республики из Красноярска не уехала. На встрече с гендиректором СГК Степаном Солженицыным глава Тувы при поддержке руководителей профильных ведомств добился того, что компания согласилась инвестировать 40 млн. рублей в подведение инженерных сетей и техподключение строящегося в поселке Каа-Хеме спортивного-развлекательного центра. Он уже готов где-то на 50 процентов, но до недавнего времени не было конкретики в его техподключении, которое оценивается в 97 млн. рублей. Теперь, если Тува найдет остальные 57 млн. рублей, СГК согласно профинансировать работы на сумму в 40 млн. рублей. Детали сделки еще будут уточняться, но глава Тувы намерен изыскать средства, чтобы покрыть долю республики в этом соглашении, вплоть до внесения изменений в ресбюджет. Если все получится, то центр будет сдан и полностью подключен к коммуникациям до конца текущего года.

Антон ПОСОХИН