Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Фанатик скрипки

17 июня 2014
1723

Как мы уже сообщали, в среду, 11 июня, заслуженный артист РФ Дмитрий Коган дал единственный благотворительный, то есть бесплатный, концерт в Кызыле. Зал Тувинской государственной филармонии был заполнен до отказа. Программа акции «Время высокой музыки» продолжалась где-то час. Но какой получился насыщенный — по эмоциям, встрече с прекрасным исполнителем, удивительным инструментом начала XVIII века — временной отрезок.

Библиотекари постарались, быстро подготовили мини-выставку о династии знаменитых музыкантов. Ее развернули в фойе. Гости подошли, с интересом познакомились. Про одну книгу, о великом Леониде Когане, основателе знаменитой династии, изданную в эпоху СССР, сказали: берегите, их осталось очень мало, даже в семье только один экземпляр. А в главном книжном фонде республики гордятся, что сохранили редкое издание, к которому прикасались пальцы, длинные, тонкие, самого Дмитрия Павловича…

Гости познакомились до концерта с залом филармонии, в котором закрылись, опробовали акустику, рояль. Настройщик не подвел. А то в Горно-Алтайске инструмент звучал на полтона ниже, пришлось использовать электропианино. Когда к 18 часам собирались слушатели, кто-то из них услышал и удивительный звук скрипки самого Гварнери, «пробник-распевку» за кулисами мэтра.

Но… Без этого мы не можем. Именно к шести часам вечера отключили электричество. В ожидании его появления зрители делились воспоминаниями: удалось когда-то, в эпоху Советского Союза, побывать в Москве, еще ребенком, на концерте знаменитого Леонида Когана, дедушки гостя. Говорили с восторгом, как о дорогом и ярком эпизоде биографии.

Думается, так же будут говорить после услышанного «Робрехта», одного из 49 уникальных инструментов, доживших до нашего времени. Когда через 25 минут ожидания дали «аварийное» освещение, программа шла в полутьме. Одетого во все темное скрипача мы видели в полутонах, если можно так сказать. Может, и лучше получилось. Как пошутил гость, который сам вел концерт, выключить бы и этот свет, а зажечь свечи…

На концерте перед нами — другой Дмитрий Коган, нежели на пресс-конференции, где он раскованно и откровенно отвечал на вопросы. Не видно фирменных часов на правой руке. Нет и очков в черной оправе. Переодевается, переобувается. Даже тембр голоса немного меняется. Собран, сосредоточен, сдержан, передвигается медленно. Никаких нот, играет по памяти, знает наизусть предложенные вещи. Микрофон — в стороне, только для общения. Стоит по центру сцены, и — льются божественные звуки!

Такое впечатление, что мэтр сливается воедино с инструментом. Они — единое целое, продолжение друг друга. Без слов ясно: тут настоящая связь двух закадычных друзей на понятном только им одним уровне. И мы вовлечены в водоворот сочных звуков, они нас поглощают полностью. Окутывают. Очаровывают. Даже не поймешь, какое время в этом пространстве: то самое кремонское, когда из-под рук Гварнери рождались фантастические инструменты на века, или нынешнее. Артист держал нас в полной власти. Власти удивительной музыки, высокой без прикрас. Музыкант полностью отдается исполнению, кажется, задействован не только смычок, но и каждый атом тела Когана. В то же время он — такая харизма — проникает в наше подсознание — околдовывая. Невольно вспомнишь феномен Паганини.

Помогала Дмитрию Когану пианистка Ирина Макарова, лауреат всероссийских и международных конкурсов из Екатеринбурга. Мы услышали сложнейшие произведения, которые, увы, редко попадают в эфир, не на слуху. Йиржи Бенда, Иоганнес Брамс, Пабло де Сарасате, Петр Чайковский, Морис Равель, Джордж Гершвин, Фриц Крейслер… Композиторы разных стран и эпох, скрипичная классика и джазовые мотивы, переложения. «Прекрасный розмарин» Крейслера — как много в этих звуках! И не только в них. В музыке — не сноб. Дивный инструмент «Робрехт» пел, плакал, даже свистел — Дмитрий Коган творил чудеса. Мы побывали в этой стране чудес. В реальности.

Зрители долго аплодировали гостю, дарили цветы, фотографировались с ним. Брали автографы. Скрипач общался с детьми. Музыканту преподнесли в подарок игил, который он с интересом и опробовал, коснувшись струн. Председатель Верховного Хурала РТ Кан-оол Даваа, приветствуя гостя, подчеркнул: мама — дорогой каждому человек, Любовь Владимировна (на фото в очках) приехала с сыном, ей — тоже букет. Скрипач с ней, друзьями успел побывать еще в Национальном музее РТ. Любовь Казинская — пианистка, наполовину осетинка, прекрасно выглядит. В детстве помогала Диме делать первые шаги в освоении инструмента, поддерживала настойчиво ребенка. Сейчас живет в Финляндии, так как второй раз вышла замуж за жителя этой страны. Потому сын учился в двух высших заведениях: Московской консерватории и Академии имени Я. Сибелиуса в Суоми. Иногда мама и сын вместе музицируют. Очень скромный человек. Держалась в тени. Рада, что удалось поехать в тур с сыном, благодаря наличию «личного» самолета спонсора.

За свои 35 лет жизни Дмитрий Коган многое уже сделал. Часто выступает соло, с оркестрами по странам мира. Лауреат различных конкурсов. Автор интересных творческих проектов. Всё успевает. Впервые выступил с симфоническим оркестром в 10 лет. Занимается — серьезно! — благотворительностью. В 2004-м записал 24 каприса Н. Паганини. Сейчас в активе уже 12 дисков есть. Играл на Северном полюсе для полярников. Дал концерт после теракта в Беслане. Выступил в разрушенном землетрясением Невельске прямо под открытым небом. Благодаря фонду Савельева есть программа, где звучат уникальные скрипки Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини, Вильома. В одном концерте! Считает своим долгом ездить по небольшим городам с концертами. Является лицом машины «Лексус», на которой его и встретили в Кызылском аэропорту. Наследников пока нет, но надеется, что будут. Пообещал помощь и поддержку нашей филармонии, которая сейчас переживает не лучшие времена. Считает, что если не только из крупных, но из маленьких городов будет исходить аромат культуры, только тогда ее знамя окажется высоко во всей стране. Не только говорит это, но и делает многое для проникновения высокой музыки в провинцию.

Нашим читателям мэтр дал автограф: «Удачи вам, друзья!» Но сам подарил нам ее. Ведь это большое событие в жизни — услышать скрипку Когана.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН