В конце 1965 года, когда я работал директором восьмилетней школы № 4, мне предложили одновременно исполнять должность директора строящейся средней школы № 14.
Продолжая работать на прежнем месте, я должен был корректировать строительство, вносить какие-то изменения в проект, в закупку учебного оборудования и решать кадровые вопросы. В это же время определялся микрорайон школы, просчитывалось количество учащихся, классов, согласования по шефам и множество других вопросов.
Естественно, что для директора новостройки в памяти остаются, прежде всего, какие-то проблемные вопросы. В то время это было не только приобретение, но и сохранение оборудования! Где можно было хранить ученическую мебель — столы, стулья, 480 парт, учебно–наглядные пособия, приборы за полгода до открытия четырнадцатой школы? Последние как-то пристроили в школах. Договорились и о мебели, с «Реалбазой» хлебопродуктов. База охраняемая, с пропускной системой.
Не меньше двух раз в неделю ездил на велосипеде туда, проверял пломбы, открывал помещения, пересчитывал, всё ли на месте. Но в один «прекрасный момент» не обнаружил почти половины столов и стульев! Чуть в обморок не грохнулся, а пришёл в себя только когда посмотрел наверх — там их уже приготовили «на вынос» через последнюю дверь! После этого случая и разборок милиции всё помещение оказалось в засовах и замках, мебель сохранили. Школа № 14 на 964 ученических места открылась 1 сентября 1966 года.
С началом нового учебного года школе «исполнится» 50 лет — полувековой юбилей. Эта школа с богатой историей. Я же расскажу о первых годах её существования. На фотографии — первая школьная линейка, посвящённая открытию школы. С поздравлением выступили дети из соседнего детсада, директор А. В. Безъязыков, то есть я, А. М. Самойленко — директор авторемзавода, шефствующего предприятия. Прозвенел звонок, и заместитель директора по УВР в старших классах Л. Ф. Хасано- вич под аплодисменты пригласила 1 «а», 1 «б», и… так до девятиклассников. Начался первый учебный год! В те времена средние школы были «десятилетками», но в стартовый год десятый класс мы не стали открывать. В администрации, кроме меня и Л. Ф. Хасанович, работала заслуженный учитель РСФСР Г. С. Шачина, заместитель по начальной школе. Немного позже организатором по внеклассной работе была назначена Л. Н. Деменская, учитель физики.
Первым коллективным делом стало создание учебных кабинетов по всем предметам. Было разработано положение о конкурсе. Его участниками стали все классы. Консультантом по разработке эскизов оформления стал учитель черчения и рисования Н. К. Очур-оол. В. Д. Садовников и А. Л. Ермаков, учителя труда, оборудовали мастерские и выполняли «заказы» на изготовление стендов, планшетов. С первых дней работы вели кружки авиа- и судомоделирования. Оба квалифицированные специалисты, а А. Л. Ермаков к тому же весельчак, работал с «шуткой-прибауткой». Знал множество анекдотов и умел их рассказывать.
В конкурсе вне конкуренции оказались кабинеты физики у В. Л. Провалова, это «любимый учитель всех поколений, Человек с большой буквы, с огромным чувством юмора», так отзывались о нём бывшие ученики. Хороши были и кабинеты химии у В. И. Андроновой. Считаю, что и с нею школе тоже повезло. Вот оценка бывших выпускников: «Строгая, спокойная, может быть, надменная, но такая умница!.. Королева пробирок и колб!». И как итог этого соревнования: через какое-то время эти молодые специалисты поженились! Проведённый конкурс, хотя и не решил всех проблем, но стал хорошим толчком для работы школы по кабинетной системе. Так получилось, что молодых учителей в сравнении со стажистами было меньше, но в новой школе закладывались единые требования к организации учебно-воспитательного процесса, и учиться надо было всем.
В то время в стране активно пропагандировался липецкий опыт работы учителей. Суть его заключается в рациональной организации урока. Изучение его и стало главным в работе школьных методобъединений. Забегая вперёд, скажу, что через год, когда в нашей школе прошло заседание городской секции директоров, мы не только показали наш дом (подобного здания в городе не было, поэтому начинали с экскурсии), но и провели уроки с использованием возможностей кабинетной системы и липецкого опыта. Все гости дали высокую оценку урокам и внеклассным мероприятиям. Ни один раз прозвучало: «Молодцы! Ни одной потерянной минуты!»
Особенности использования опыта прорабатывало каждое методобъединение, и большое внимание было уделено дозировке элементов урока. Словесников под своё крыло взяла Лариса Фёдоровна Хасанович. Она — местная, родители заехали в Туву еще в 1914 году. После окончания Абаканского пединститута работала в восьмилетней школе № 10. В 14-ю пришла с солидным опытом работы. Не были новичками: М. И. Некрасова, Н. И. Блинова, Т. М. Скопина, М. Е. Сараева и Э. В. Безъязыкова, учителя математики: Н. И. Марьясова, А. П. Кутукова, М. В. Полежаева, И. С. Абрамова, Н. И. Рахманова, К. М. Белошапкина и я в том числе. Клавдия Максимовна играла на аккордеоне и, кроме преподавания математики, руководила хором. Не так давно в соцсетях меня разыскал её сын Виктор, передал от неё привет, сообщил, что она недавно отметила 85-летний юбилей и что она заслуженный учитель РФ. Молодец! Учителя — предметники: Т. И. Чимдан (история), И. В. Зубова и В. А. Киселёва (география) — все трое родом из центральных российских областей, а до четырнадцатой работали на селе. Биологию вела Н. И. Евтюхова.
Учителя иностранного языка: Р. Н. Конгар, Е. Д. Пала, Л. Ю. Ломакина. Я посчитал, что последняя работала с момента открытия школы, но, оказалось, в первый год ее истории она проходила у нас педагогическую практику. А после окончания института отказалась от аспирантуры, пришла в школу и работает учителем английского языка по сей день! Запоминающиеся уроки и внеклассные мероприятия, на которых класс, по воспоминаниям выпускников, «то превращается в уютное кафе «У Шерлока Холмса », то в «Альберт холл». Ученики то бродят по лондонским улицам, то становятся участниками телемоста «Москва–Лондон». Всё это помогает прививать интерес к изучаемому языку.
Сильный состав учителей начальных классов: заслуженная учительница РСФСР М. И. Чараш-оол, В. В. Горбунова, Е. П. Усольцева, М. П. Пекарская (заочно окончила институт и стала работать учителем географии), В. В. Яблуновская — это те, кто запомнился. А из тех, кто начинал работать вместе с открытием школы, осталась лишь Е. Я. Косарькова! Екатерина Яковлевна рассказывает, как пришла в школу. Первая, с кем познакомилась, была Лариса Фёдоровна. Когда та спросила, как её звать, молодая учительница оробела и ответила: «Катя!» И не мудрено! Всем своим видом Лариса Фёдоровна невольно внушала уважение. А позже иногда подшучивала над ней: «Ну что, Катя, как дела?» И вместе заразительно смеялись.
Удивился, узнав, что «Катя» приехала с Алтая. Знал, что её муж, Юрий Алексеевич Косарьков, известный в Туве фотожурналист — москвич. Оказывается, он работал на целине, так и попал на телевидение в Бийске. Там познакомились, там и поженились. А потом приехали в Кызыл. Екатерина Яковлев-на — в школу № 14, учителем немецкого языка, а Юрий Алексеевич вместе с четырьмя коллегами начали работать на телевидении. Это был 1966-й, год открытия студии ТВ. Сергей Кондинкин, первый диктор тувинского телевидения, и Юрий Косарьков на всю жизнь остались в Туве. Екатерина Яковлевна совсем недавно ушла на пенсию, получилось, что 14-й она отдала 47 лет.
Беседуем: «Все годы работала с Клубом интернациональной дружбы (КИД), «путешествовали» по Германии. Вот фотографии моих бывших учеников. Это мои победители и призёры городских и республиканских олимпиад, здесь и дочка Эля, и Наташа. Эля пошла по моим стопам, она учительница немецкого языка, работает в первой школе. А вот на заседании клуба немцы, господин Хольгер Дене с супругой. Они учёные. Восхищались знаниями наших детей, а в заключение Хольгер сказал: «Ни в одной сибирской школе не встречал таких разумных детей, раскованных и жизнерадостных». Думаю, что подобная оценка возможна, когда в школе хорошо поставлена воспитательная работа, есть условия для внеклассных мероприятий, работают не только предметные кружки, есть хорошая художественная самодеятельность, спортивные секции».
То, что в школе был лучший на тот момент спортзал, как магнитом притягивало к нему детей. Подобрался неплохой состав учителей физультуры: Лопатин, Н. Б. Кувезин, Ф. А. Удумбара и даже будущий золотодобытчик А. А. Неволин.
Должен сказать, что микрорайон школы был непростым, в народе его называли «Шанхай». Поэтому первые годы много сил уходило на работу с трудными подростками. Дисциплинировать учащихся помогало то, что в коллективе был «приличный процент» учителей-мужчин. К тем, кого уже назвал, добавлю учителя физики В. П. Киселёва и военрука Вохмина. Первый — бывший тихоокеанский моряк, молодой учитель, окончил с красным дипломом пединститут, второй — демобилизованный офицер, секретарь парторганизации.
В моей педагогической практике — единственный случай, когда парторг для себя потребовал кабинет. Тут для учебного процесса места не хватает, а ему — отдельный кабинет! Но он предложил и место, где можно было этот кабинетик выгородить! Возражать ему не стал, тем более, что он с учителями труда всю строительную часть выполнил. И не пожалел! Своими беседами по-мужски он снял с моих плеч часть забот о трудных подростках.
И всё-таки «главными» воспитателями были и оставались женщины. Такие, как Таисия Ивановна Чимдан, Мария Ивановна Некрасова, Татьяна Михайловна Скопина, Мария Ивановна Чараш-оол. Да все женщины, работавшие в коллективе!
Я добросовестно старался рассказать об учителях, с которых «начиналась» четырнадцатая школа. Попытаюсь рассказать и о выпускниках. А что говорят они о школе? Общаюсь с некоторыми: Андрей Мистрюков вспоминает, как они организовали первый в школе вокально-инструментальный ансамбль. Об этом помнит и Валерий Колесников. Он тоже играл в этом ВИА. Вместе с ними играли Валерий Русанов и Владимир Климов. Руководил ансамблем Д. Г. Майзель, преподаватель из музыкального училища. Поэтому на городском смотре художественной самодеятельности они играли серьёзную музыку: «Итальянскую рапсодию».
Но тот же Валерий Колесников, а вместе с ним Алексей Аракчаа и Александр Зеленов вспоминают футбол, команду «Луч», за которую играли учителя из городских школ и подключали способных старшеклассников. Из наших учителей вместе со мной играл Николай Константинович Очур-оол — учитель черчения и рисования. «Стоял» в воротах. Это второй моряк в коллективе и тоже тихоокеанский. Кроме названных выше, вспомню фамилии выпускников, которые «на слуху»: Михаил Козлов, Александр Русанов, Лена Сат, Владимир Хунданов, Наташа Гладкова, Виталий Шайфулин, Геннадий Бачин, Надя Жаркова, Алексей Коптев, Александр Цепелев и Анатолий Улагашев — авиаторы. Была красивая пара — Миша Фрузанов и Валя Миллер! А Валерий Колесников окончил институт физкультуры в Алма-Ате, заслуженный тренер СССР, чемпион СССР и бронзовый призёр чемпионата мира по хоккею с мячом.
Несколько слов об Алексее Аракчаа. Он не пробился в мировую футбольную элиту после окончания Омского института физкультуры, но вернулся в Туву и много сделал для развития спорта. И особенно футбола. Все, кого я назвал, хорошо учились, активно участвовали в жизни школы, в художественной самодеятельности, в спорте.
Я работал в школе всего три года, после чего всей семьёй мы переехали в Горьковскую область. Школу возглавила Инна Владимировна Зубова. Она руководила недолго, но зато почти на 40 лет пришёл ей на смену Леонид Александрович Галактионов! Сейчас коллективом руководит Нина Николаевна Макарова (Лосева), бывшая выпускница школы. 2016-й — юбилейный год для школы. Желаю ее педагогическому коллективу и ученикам достойно встретить эту дату!
Прежде чем начать работать в школе-новостройке № 15, куда меня пригласили, я руководил ещё двумя педагогическими коллективами. Первый — это средняя школа № 3 города Кулебаки Горьковской области. Туда мы переехали семьёй в феврале 1969 года. Причин переезда было две: смена климата из-за болезни дочери и желание быть ближе к столице. Но уже в декабре мы вернулись в Кызыл, а так как школа № 15 ещё строилась, меня назначили директором ДЮСШ. И только через год с небольшим перевели в пятнадцатую.
Работа в каждом из этих коллективов чему-то научила. Жизнь в рабочем городе и республиканском центре резко отличалась. Это мы поняли, когда «познакомились» с пустыми полками в кулебакинских магазинах и перегруженными по наполняемости классами в школах Кызыла. Увидели, что центральные российские регионы многое отрывают от себя, чтобы помогать окраинам. Особенно таким, как Тува, которая недавно вошла в состав РСФСР. Возможно, об этом периоде я ещё расскажу, а пока отмечу: когда в девяностые годы начался большой отток из Тувы русскоязычного населения, мы никуда не поехали. Уезжали те, кто потерял работу из-за развала предприятий и организаций, ликвидации райкомов и парткомов, системы выборов руководителей советами трудовых коллективов да и из-за осложнившихся межнациональных отношений — тоже. А у нас была работа, квартира.
Жалко, что уехали столько хороших специалистов. Сейчас это поняли все. Об этом периоде должна знать молодёжь.
Работа в Детско-юношеской спортивной школе добавила опыта. В институте я окончил факультет второй специальности и имел не только право, но и вёл уроки физкультуры. Кроме этого, у меня были спортивные разряды по нескольким видам спорта. По двум — первые.
«Театр начинается с вешалки!» Считаю, это высказывание можно адресовать и школе. В проект школы № 15 архитекторы заложили на трёх этажах шесть «вешалок». По принципу — повесил одежду и… пошёл! А вот найдешь ли ее, уходя, — вопрос. Пришлось доказывать строителям: нужны раздевалки, чтобы ученику после занятий было что одеть!
Для проведения уроков иностранного языка классы делились на группы, которым не нужны были большие помещения. Поэтому я предложил предусмотреть это сразу. То же предлагал, когда строилась школа № 14, но строители тогда отказались, из-за того, что надо было переносить несущие стены. В пятнадцатой согласились сразу внести изменения на третьем этаже, чтобы потом стены не ломать.
Каждый раз, когда выходил на строителей с какими-то предложениями, встречал нежелание, а то и боязнь вносить изменения в проект. Приходилось торговаться, от чего-то отказываться. В руководстве строителей был «юморист», который встречал такие предложения фразой: «Это что-то новое в современной практике градостроительства!» Тем не менее, «что-то» удавалось продавить. Так сумели доказать необходимость второго спортзала.
Только в последних проектах стали предусматривать два спортивных зала. Поэтому сегодня во многих школах, спроектированных в те годы, в спортзалах уроки физкультуры проводятся одновременно для двух классов! В пятнадцатой удалось выкроить небольшой гимнастический зал для начальных классов на первом этаже вместо кабинета биологии: разгородили лаборантскую, вырыли небольшой котлован, а кабинет перенесли на другой этаж. Не уверен, что это будет интересно всем читателям, но, думаю, для тех, кто связан со школами-новостройками, эти подсказки могут пригодиться.
Конечно, опыт — великое дело, поэтому, когда пошёл разговор о поставке ученических парт для начальной школы, помня, как складировали мебель для 14-й, договорился с отделом капитального строительства, чтобы это сделали в конце лета. Но… сгорела Канская мебельная фабрика, а с ней и «наши» парты! В дело вмешался «господин Случай»! С великим трудом к началу учебного года парты собирали из полуфабрикатов, олифили, красили, сушили — всё аврально! Тут уж помогали и учителя, и родители, и старшеклассники. Успели! 1 сентября 1971 года в городе открылась средняя школа № 15.
Первая, с кем получилось пообщаться, прежде чем взяться «за перо», — Г. Г. Страшкова, учитель немецкого языка. Она — вологодская, из села Выползово Кичм-Городецкого района. В 1965 году окончила факультет иностранных языков Вологодского государственного пединститута. В школу № 15 пришла с момента её открытия и продолжает работать по сей день. Но до этого Галина Георгиевна успела два года отработать в Тоора-Хемской средней школе и четыре — в кызылской средней № 3. И вот теперь 45-й год — в пятнадцатой!
Первое задание, которое она выполняла, — запись в школу учащихся. Как теперь выясняется, она не была в восторге от этого «почётного» задания: сидеть в дверях сарая, единственного помещения, которое успели построить. Зато была «вознаграждена» — стала школьным долгожителем. А её КИД перерос в республиканский Центр немецкой культуры. И ещё: она стала своего рода фотолетописцем школы.
Раз уж зашла речь об учителях иностранного языка, скажу, что с первых дней дети изучали английский, немецкий и французский. И на хорошем уровне преподавали их вместе с Г. Г. Страшковой В. Г. Голубкова, Н. К. Лукъянова, И. М. Мажова, Т. А. Чистаева, Н. С. Калашникова.
Нина Степановна, хотя и пришла в школу чуть позже, продолжает трудиться по сей день. Как все учителя иностранного языка, работала с КИДом, последние годы большое внимание обращала на научно-практическую подготовку старшеклассников. Среди ее учеников много победителей различных конкурсов и последователей, например, директор школы № 8 Лариса Андалаева. Сокрушается Нина Степановна, что «французского» в школе почти не осталось. Вспоминает, что я частенько делал ей замечания за то, что она имела привычку садиться на учительский стол. Оказывается, так свободно вели себя вузовские преподаватели-французы. Им студенты подражали. Но, несмотря на заметную раскованность учителей иностранного языка, к урокам они относились с большой ответственностью и стали первыми в оснащении кабинетов техническими средствами обучения. Во всех кабинетах были магнитофоны, а в двух — лингафонные устройства.
В администрации работали: заместитель по старшим классам Л. Н. Деменская, по начальным классам — В. А. Козлова, организатором по внеклассной работе — В. К. Воскобоева, заместитель по АХЧ — А. В. Сысоев. О двух последних скажу особо. Валентину Константиновну знал, когда она была ещё Валей Ивановой и училась в школе-интернате. Постоянно — в гуще школьных дел, энергии — через край! В школе, а потом и в институте активно занималась спортом. Поэтому когда её распределили к нам, предложил ей должность организатора. Но через какое-то время она пришла с заявлением об увольнении из-за маленького ребёнка. По складу характера она — лидер. Поэтому позже всё равно стала работать в администрации, замом по УВР. Позже возглавляла кызылский гороно.
Анатолий Варфоломеевич приехал из Усинска. На «хозяйство» согласился за квартиру при школе и нагрузку по географии. Дело в том, что на копеечную зарплату «завхоза» найти толкового специалиста было невозможно! Поэтому такие блага. Он умел многое, но как человек, прошедший армейскую школу, не афишировал свои таланты. И только года через два я открыл в нём хорошего шрифтовика, когда увидел, как он оформил к уроку таблицы. Восхитился! А он расстроился: «Ну, всё — теперь заездят: этому напиши, тому напиши!»
Как будет работать новый коллектив, в первую очередь зависит от администрации школы. Поэтому в начале учебного года пару недель каждый рабочий день заканчивали планёркой. Анализировали работу по выполнению единых требований, организации дежурства и т. п. Открытие школы совпало с большими переменами в учебно-воспитательном процессе. В СССР появилась большая группа учителей, которые сыграли огромную роль в переосмыслении многих взглядов и традиций в дидактике. Позже их назвали педагогами-новаторами. Не предавая забвению педагогическую систему А. С. Макаренко, мы изучали работы В. А. Сухомлинского, единственного учителя в СССР — Героя Социалистического Труда, Ш. А. Амонашвили.
Учителя начальной школы знакомились с опытом С. Н. Лысенковой. Наиболее понятным и универсальным оказался «метод опорных сигналов» В. Ф. Шаталова, учителя математики, участника Великой Отечественной войны, российского и украинского педагога-новатора, народного учителя СССР. Его «опорные сигналы» возможно использовать по любым предметам, как в системе, так и на отдельных уроках. Мне импонировала методика М. С. Щетинина по организации воспитательной работы в школе-интернате.
Начальной школе не повезло с партами, зато с учителями было всё в порядке. Из четырнадцатой пришли: М. И. Чараш-оол (Красова) — заслуженный учитель школы РСФСР, Е. П. Усольцева, В. В. Раздобреева, З. В. Мандрыгина, З. М. Немальцева, которые там усвоили своего рода методический «ликбез» у Галины Степановны Шачиной. М. М. Фалалеева, В. С. Никитина, Е. Н. Григорьева, В. А. Иванова — тоже не новички.
Но вспоминаю забавный случай, который произошёл на уроке Т. С. Свинцовой. Она пришла к нам на втором году после открытия школы. Неудачным для нас оказался один первый класс. Точнее, не класс, а его учительница, которой пришлось искать замену. Мы пригласили на это место Тамару Степановну, которая работала в четвёртой школе.
И вот я на уроке в этом классе. Учительница работает у доски, дети сосредоточены на учителе. Я сижу на последней парте, и вдруг меня кто-то трогает за колено! Смотрю — мальчик! На переносице у него проволочные очки. Шёпотом спрашиваю: «Ты откуда приполз?» — Показывает рукой в сторону классной доски. — «Обратно без шума доползёшь?» — Кивает головой. Вижу: уже учительница настороженно на нас смотрит. Кивнул ей — всё в порядке. После урока с мальчиком побеседовали. Оказывается, учительница детей предупредила, что на уроки к ним придёт директор, и чтобы они приготовились. Вот он и приготовился, даже очки сделал как у директора. Фамилия мальчика Шимит. А вот имя не вспомнили! Сама учительница пережила несколько неприятных минут: испугалась, что урок будет сорван.
Добавлю к сказанному, что Тамара Степановна заканчивала заочно биофак и позже перешла на работу в старшие классы учителем биологии. Многие годы опекала школьную теплицу. Это огромная забота и ответственность. По мере возможности в оранжерее проводились практические работы, выращивалась рассада. Регулярно работал юннатский кружок. Перед зданием радовали глаз яркие цветы. Коль пошёл разговор о биологии, должен сказать, что этот предмет здесь с первых дней вела Т. И. Баглаева — знающий, опытный педагог.
С момента открытия школы постоянной заботой был вопрос технического оснащения кабинетов. Достаточно активно вели эту работу учителя физики А. В. Конев, Л. Н. Деменская и П. Ф. Бирюкова. В то время самым современным из ТСО был школьный киноаппарат «Украина». Появилась и другая проекционная аппаратура: графопроектор, проектор «ЛЭТИ». Под руководством А. В. Конева в кабинете физики изготовили стеклянную классную доску, через которую из лаборантской можно было демонстрировать учебные фильмы. Многое делали для автоматизации устанавливаемых приспособлений, чтобы не терять время на уроке и получать хорошие демонстрации.
Выполнили радиофикацию, причём, с кабинетами была и обратная связь. Из кабинета директора можно было прослушивать уроки учителей. Согласитесь, деликатный момент, поэтому, кроме меня, это могли делать только завучи, предупредив учителя до урока. Но бывали исключения, когда «включали» кабинет, чтобы сделать объявление или предупредить, например: «Мария Ивановна, извините, продолжайте работать, а я послушаю, как занимаются ваши дети!» Всё это работало на качество уроков! Возможно поэтому, когда в школе появилась российская министерская комиссия, её председатель после посещения уроков П. Ф. Бирюковой и знакомства с результатами обучения учащихся предложил рассмотреть вопрос о присвоении ей звания заслуженного учителя школы РСФСР. Возражений не было, мы приготовили все документы, и в 1980 году Павлиде Фокаевне звание присвоили!
Подобно кабинету физики, всё необходимое для уроков, начиная с вытяжного шкафа, было в кабинете химии у В. Г. Никитиной. Большой отряд учителей математики: А. П. Кутукова, Г. П. Скобеева, В. К. Воскобоева, Л. В. Васильева, В. И. Тихонова — в основном опытные учителя. Но для этого методобъединения возникали трудности в связи с тем, что Минпрос СССР в середине 60-х годов пришёл к выводу, что школа учит устарелой математике. Под руководством академика А. Н. Колмогорова началась модернизация школьных программ, а в начале семидесятых по ним стали работать.
Естественно, на первых порах не всё шло гладко — учиться пришлось не только ученикам, но и самим учителям. Но как говорят в народе: «Глаза боятся, а руки делают!» В то же время у нас был случай, когда мы перевели через класс ученика (из 7-го в 9-й), который резко опережал по математике своих сверстников. Это был Костя Беляков. На одном из первых уроков, когда класс решал достаточно трудную задачу, смотрю, он сидит — скучает. Подхожу к нему, прошу, чтобы показал, как решал. Оказывается, решил устно. Похвалил, но дал задание оформить решение в тетради и впредь поступал также. Объяснил, зачем это нужно. Он не возражал. По обстановке давал ему дополнительные задания, особо его не загружал, ведь он и так на целый год был впереди. Прошло какое-то время, он полностью адаптировался в классном коллективе и по всем предметам. Этот «китайский скачок» ему не навредил.
Вспоминаю учителей русского языка и литературы: А. И. Шуст, Н. В. Варыгина, Э. В. Безъязыкова, Н. П. Шуба, Рябоненко, Т. Л. Калитко, Н. А. Чередниченко, В. С. Метикова. К великому сожалению, Валентина Семёновна, молодая учительница, на третьем году работы умерла. Это был удар для всех и в особенности для детей, у которых она была классным руководителем! Моя младшая дочь Лариса говорит, что одноклассники всегда находят время положить цветы на могилу любимой учительницы. Вот и минувшей осенью после похорон одноклассника Юрия Шина, погибшего в авиакатастрофе, Юрий Яковлев, Марина Марьясова, Ирина Бирюкова, Владимир Фетисов побывали на могиле Валентины Семёновны.
В первые годы вместе с ветеранами в коллективе работали Рябоненко и Т. Л. Калитко.
Немного расскажу о жене, Эмме Валентиновне, которая вместе с другими словесниками методобъединения работала по главной теме того времени — развитие речи через сочинения разных жанров. Речь не только об этом, «задним числом» хочу сказать тёплые слова в её адрес как о человеке, хорошем специалисте. Первое, она как декабристка поехала с маленькой дочкой к месту моей службы, чуть не на край света, хотя это был Владивосток! От меня никакой помощи — я солдат срочной службы, и служить еще полтора года. Тем не менее, командование воинской части помогло жене устроиться на работу в садик, дало угол в коммунальной квартире.
После моей демобилизации вернулись в Кызыл. Начинали со школы-интерната. Где бы ни работали, она всегда — моя поддержка и опора: дома — дети, на работе — дело. Трудно быть женой директора. Вот если б она была «серенькой мышкой»! Но она всегда имела своё мнение и высказывала его, когда считала нужным. Понятно, что это не всем нравится. Не очень нравилось ребятишкам, когда за невыполненную домашнюю работу приходилось оставаться после уроков. Зато как они благодарили, когда при поступлении в техникумы и институты подтверждали знания, полученные на её уроках! А Елена Кара-Сал, которая работала первые годы после окончания в Академии дипломатии МИД РФ в посольстве России в Монголии, приехав в отпуск, рассказала о разговоре с нашим послом. Он поинтересовался: кто был её учителем по русскому языку и литературе, а когда узнал, просил передать от него «большое спасибо». Лене сказал, что ей повезло с таким Учителем!
Рассматриваю фотографии в «Летописи школы». Вот группа подростков с лопатами в руках. Это будущие наши ученики, с ними В. И. Скобеев, военрук и учитель физкультуры. До начала учебного года ещё далеко, но они каждый день с утра в школе помогают строителям. Благодаря им школа к 1 сентября получила небольшой стадион с футбольным полем, гимнастическим городком, секторами для прыжков, толкания ядра, волейбольную и баскетбольные площадки. Две последние соответствовали всем стандартам, поэтому как только они появились, на них стали проводиться городские и республиканские соревнования!
Сейчас иногда захожу во двор школы, сажусь на скамеечку около спортивных площадок. Там всегда есть ребятишки — малыши с мамами в детском городке, в тени деревьев, подростки — на футбольном поле или баскетбольной площадке. Смотрю, сравниваю, как играют ребята. Радуюсь, что построено новое прекрасное здание для начальной школы, настелен новый асфальт на беговой дорожке и игровых площадках.
Потом к В. И. Скобееву добавился Н. Я. Григорьев, тоже учитель физкультуры. Оба — разносторонние спортсмены. Оба самым активным образом занимались оборудованием, а если понадобится — ремонтом инвентаря. Добавлю, что Владимир Иннокентьевич — выходец из казаков, в Кызыл приехал из Тоджи. О таких говорят, что у них «в руках всё горит»! Таким не нужны были какие-то ЦУ. Вместе с Владимиром Иннокентьевичем в школе стала работать его жена Лидия Фёдоровна. Она — учитель обслуживающего труда, хороший специалист!
Но продолжаю разговор об учителях физкультуры. Через год в школу пришла Г. Н. Чудановская, немного позже — В. Б. Ондар. Так что мы могли составить серьёзную конкуренцию школе № 11, которая тогда лидировала на всех соревнованиях. Это было время, когда от школ требовали большего охвата учащихся спортивными секциями. Мы проанализировали эту ситуацию и увидели, что в начальных классах нет никакого «охвата»! Какие-то секции малышам предлагать рановато, поэтому решили открыть группы общефизической подготовки (ОФП) с элементами акробатики, гимнастики и подвижных игр. Дети пошли в них с удовольствием.
В этот же год с проверкой приехала комиссия из российского министерства образования. Нас инспектировала женщина, мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, чемпионка страны. Сопровождали её наш министр Н. С. Конгар и А. Н. Афанасьев, инспектор по физическому воспитанию. В один день они побывали в школе № 11, поехали в Туран, а под вечер приехали к нам. Была зима, и они, конечно, намёрзлись, я предложил поужинать. Но москвичка отказалась, и все пошли смотреть спортзалы, оборудование, беседовать с учителями. Затем проверяли прохождение программы, журналы секционной работы и ОФП. Инспектор похвалила нас, что мы задействовали начальные классы, после чего сама просчитала процент охвата, он оказался достаточно высоким! После этого сели за стол. Все намёрзлись и проголодались, и когда я предложил по стопочке коньяка, никто не отказался. Поужинали, москвичка увидела баян, стоявший у меня в кабинете и предложила: «Если кто-нибудь саккомпанирует, я спою». И, действительно, спела. Через пару месяцев в журнале «Физическое воспитание в школе» появилась статья, в которой она отметила хорошую организацию спортивно-массовой работы в посещённых ею в Туве школах.
Учителями истории работали Т. И. Чимдан (Кузнецова), А. М. Энютина и И. С. Набатова. Две первые — с большим педагогическим стажем, но и Инна Степановна не новичок. Анна Михайловна, спустя какое-то время, возглавила ИУУ. О Таисии Ивановне можно многое рассказать. Главное, все без исключения выпускники пятнадцатой говорят: «Кто учился у Таисии Ивановны, знают историю! Это требовательный и справедливый человек!» В Туву она приехал в 1950 году после окончания Абаканского пединститута. Она — ужурская. После школы поступила в Томский пединститут, но после смерти отца пришлось переехать поближе к дому. Начинала работать в Кызыле, в школе № 3. Первый урок был в 6 классе, но когда открыла дверь — опешила! За партами сидели взрослые люди, в основном с погонами пограничников. Оказалось, что в школе были и классы вечерней школы. Назавтра ученики этого класса спросили директора: почему к ним послали «учителя не из ясельной группы детсада»? А через год, когда Таисия Ивановна уезжала в с. Сарыг-Сеп, сожалели, что расстаются! А там она вышла замуж за Владимира Балбыровича Чимдана, переводчика. Потом — национальная школа № 2 г. Кызыла. Будущий Президент РТ Шериг-оол Дезижикович Ооржак учился у неё. После школы № 2 были 14-я, 15-я и 3-я, из которой в 2004 году она ушла на заслуженный отдых. Её педагогический стаж — 53 года! Она — ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, отличник просвещения РСФСР и залуженный учитель школы Тувинской АССР. 24 октября 2015 года отпраздновала 90-летний юбилей!
Географию преподавала В. А. Киселёва. Опытный учитель, хороший организатор. Наши турслёты были праздником для детей. Спокойная, рассудительная женщина. Много лет возглавляла школьный профком. Л. П. Цепелева — учитель черчения-рисования. Естественно, работа по оформлению классов легла на неё. Точно так же, как столярные дела — на учителя технического труда В. Д. Садовникова.
Уроки пения вела Г. Г. Коржавина, выпускница нашего музыкального училища. Она пришла на смену учительнице внушительных размеров, которая бросила мне на стол ключи от кабинета со словами: «Ищите дуру, которая будет работать с вашими идиотами!» Галина Григорьевна — прямая ей противоположность. Понятно, что я подумал, подписывая заявление о приёме её на работу. Где-то, неделя прошла, когда я пошёл в крыло, где находится класс пения. Шёл урок. Прислушался. Звучит музыка, дети слушают, потом отвечают на вопросы учителя. Всё спокойно! На следующий день пошёл на урок пения. С удовольствием прослушал его. А ученики не только слушали, но с интересом разучивали новую песню. Никаких проблем с дисциплиной! Появился пионерский хор «Бонивуровец»! Один из лучших детских хоровых коллективов в городе! Через какое-то время создали ещё хор. Хор старшеклассников взяла Т. Л. Леонтьева, преподаватель училища искусств.
Внеклассной работой руководила А. И. Абросимова. Раньше она была директором городского Дома пионеров. У неё был огромный опыт работы пионерских дружин. С большим энтузиазмом в разное время помогали ей старшие пионервожатые: Татьяна Ярославцева и Юрий Бакаев. За последним ребятишки ходили по пятам и звали его «ЮрЮрыч». Прославился и наш ВИА «Алые паруса». Его участники: Олег Мартынов, Женя Илюхин, Владлен Охотников и три Игоря: Филимонов, Эпп и Беляков. Руководил ансамблем А. М. Панаргин, выпускник нашего музыкального училища.
Несколько слов об Евгении Илюхине. Он известный спортсмен, окончил Омский институт физкультуры. Многократный чемпион республики в разных видах лёгкой атлетики, марафонец. Чемпион Всемирных игр среди ветеранов, проходивших в США. Пишет стихи и книги. Занимался в судомодельном кружке, которым командовал В. А. Соколов, а помогал ему «Боцман» Алдын-оол Конгар, перед соревнованиями команда костьми ложилась, чтобы приготовить свой флот! Был случай, когда так увлеклись, что в двенадцатом часу звонил сам министр — потерял сына.
Заканчивая воспоминания, считаю обязательным назвать фамилии лучших наших учащихся, золотых медалистов: Ирину Безъязыкову (1974 г.) и Жанну Чоксум (1978 г.). Я работал в школе с 1971 до 1980, об этом периоде и пишу, опираясь на свои воспоминания и рассказы бывших коллег.
У школы, теперь уже у лицея № 15 имени Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко, в новом учебном году — 45-летний юбилей! Успехов, пятнадцатая!
Альберт БЕЗЪЯЗЫКОВ,
заслуженный учитель РФ и заслуженный учитель школы Тувинской АССР