Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Если они — «россияне», то кто тогда мы?

21 июля 2016
1465

8 апреля этого года инициативная группа в составе пяти человек создала Союз русскоязычных граждан Ту­вы «Россияне».

Прежде всего, искренне сочувствую инициативной группе в их намерении. Я как тувинец и гражданин России (понятия «гражданин Тувы» не существует) давно беспокоюсь за миграцию русскоязычных граждан, в том числе тувинцев, за Саяны. Однажды даже звонил приятелю-полковнику, чтобы он не вздумал уезжать в Новосибирск к дочери, вышедшей замуж за офицера. Я ему: «В Туве русских осталось мало, даже в Кызыле. Кто будет ходить в православный храм, я что ли? Я — буддист». В ответ — молчание. Я ему уже несколько раз звонил по городскому телефону — не отвечает. Наверное, уже уехал… Кто его «гнал» из Тувы?

Граждане России имеют право создавать любые общественные организации, если только это не противоречит Конституции Российской Федерации. Согласно Основному Закону страны все жители Тувы являются гражданами России, следовательно, все мы — россияне. Поэтому, на мой взгляд, с точки зрения права и философии, эта новая общественная организация антиконституционна, хотя ставит перед собой вроде бы благие, но не совсем понятные задачи.

Бегло остановимся на некоторых из них. По-моему, инициаторы находятся еще в плену советской лукавой (по Марксу — ложной) идеологии. Что означают туманные утверждения типа «отстаивание принципов интернационализма (пролетарского?!) в Республике Тыва», «содействие укреплению гражданского общества в Республике Тыва». Во-первых, согласно русскому языку наша республика называется Тува. Между прочим, в китайских источниках еще в V веке она именовалась как «Дубо». В начале 90-х годов, в период демократической шумихи, чиновники устроили вредную дискуссию вокруг терминов «Тыва» и «Тува». Предостережения компетентных языковедов с мировым именем Д.А. Монгуша, Б.И. Татаринцева не помогли. Доморощенные политики и конторские бюрократы считали себя умнее ученых. Сколько стоило их вмешательство в терминологию, никто не считал. Во всяком случае, не одна сотня тысяч.

Во-вторых, не мешало бы нашим землякам почитать научно-популярную литературу. Например, академика РАН, директора института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая В.А. Тишкова «Российский народ. Книга для учителя» (2010 г.), где в доступной форме пишется о проблеме формирования национальной идентичности в современной России, как понимать «народ», «нация» и «национальное государство». Термина «интернационализм» там нет, потому что мы единый народ.

В годы советской власти сформировалась мощная партийно-чиновничья и интеллектуально-профессиональная элита, своего рода компрадорский средний класс, через который осуществлялась система унитарного управления, обеспечивающая политическую власть КПСС и экономическую организацию. «Ленинская национальная политика» преследовала цель не столько обеспечить развитие и благосостояние народов, сколько служить одним из столпов тоталитарной системы. Это был «смертельный гамбит»: на декларативном и этичном уровнях поощрять национализм и комплиментарные по отношению к «нациям и народностям установки, а в повседневной реальности душить самостоятельность, уничтожать тех, кто поверил в эти декларации. (Тишков В.А., 1992). Вспомните: Алма-Ата, Тбилиси, Прибалтика.

Что касается термина «гражданское общество», то мы только собираемся строить такое общество. Так что лучше писать «содействовать строительству», а не «укреплению».

Что за декларация «пропаганда русского языка как языка государствообразующей нации»? Мне не совсем понятно, что это означает на практике? Абсолютное большинство тувинцев, в том числе я, понимаем, что знание русского языка — жизненная необходимость, это — ключ к знаниям. Без него невозможно учиться не только в школе и вузе, но и общаться с людьми других этносов. Во всех институтах Тувы, научных и управленческих учреждениях тувинцы говорят и общаются на русском языке. Более того, примерно одна треть кызылчан-тувинцев в семье разговаривают на русском языке. Кто придумал пресловутую фразу «Русский язык в школах изучают как иностранный»? Ознакомьтесь с программами изучения русского и тувинского языков, сравните их, заходите, наконец, в школы. Другое дело, что в школах не учат носители русского языка. Причины сложные и не однозначные.

Точно в таком же положении находится знание родного языка школьной и студенческой молодежью. Более того, данные об успеваемости по русскому и тувинскому языкам в Тувинском госуниверситете являются «чиновничьим секретом», не хотят показать «товар» лицом. Отсюда понятно, что не они неважные. Я сам работал в Кызылском госпединституте и поэтому знаю, что не все абитуриенты могут написать диктанты на русском или тувинском языках на твердую «тройку». Как ни странно, по окончании вуза знания по данным языкам остаются почти на том же уровне. Вот такое круговое движение за знаниями: «школа — вуз — школа — вуз».

Я — ветеран тувинской журналистики. Иногда читаю и слушаю то, что пишут в тувинских газетах, передают по телевидению на тувинском языке. Молодые авторы плохо знают родной язык, пишут казенным протокольным языком, коряво говорят по-тувински или «винегретом» тувинских и русских слов. Речь идет только о речевом языке, а о художественном не может быть и речи. Газеты «Сылдысчыгаш», «Тыванын аныяктары» имеют маленькие тиражи. А всего 30 лет назад молодежная газета выпускалась 30-тысячным тиражом!

Будучи ответственным секретарем приемной комиссии в КГПИ (1980–1983 гг.) не раз бывал на устном экзамене по русской литературе. Вчерашние выпускники школ не могли вспомнить ни одной строки из поэзии А. Пушкина, Ю. Лермонтова. Я закончил школу в 1954 году и до сих пор помню некоторые стихотворения из школьной программы. Позднее познакомился и полюбил «последнего поэта деревни» Сергея Есенина. Ведь в начале 50-х годов я не знал ни одного русского слова. Я убедился: чтобы хорошо знать русский язык, сначала надо хорошо знать свой родной язык. Горожане-тувинцы этого не понимают. Мои внуки не знают тувинского потому, что «троечники» по русскому языку.

Далее. «Россияне» декларируют равноправие всех граждан, борьбу с клановостью, семейственностью и протекционизмом и почему-то — противодействие всем видам шовинизма. О какой защите прав граждан идет речь — непонятно, разве у нас не работают федеральные органы: суды, прокуратура, ФСБ, Следственный комитет и другие, которые призваны защищать права граждан РФ в Туве? Исходя из логики «Россиян», названные структуры у нас бездействуют. Но это абсурд!

Что касается клановости, семейственности и протекционизма, то это — известная песня. Кстати, в старой Туве, при маньчжурском правлении, власть была наследственной. С. Тока правил почти 44 года и является «отцом» клановости и семейственности советской Тувы. Его преемник, Г. Ширшин, нисколько не уступал своему учителю. Оба были назначенцами. Пока только президент Ш. Ооржак является правителем, которого избрал сам народ, во всяком случае — дважды. Вместе с тем о клановой корпорации во власти при Ш.Д. Ооржаке писала еще Л. Ламажаа.

Что касается «противодействия всем видам шовинизма», то определение данного понятия дает ясность, что это такое. Шовинизм — крайняя «форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. …Разновидность шовинизма — великодержавный шовинизм — идеология и политика господствующих классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в государстве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. (Философский энциклопедический словарь, 1983).

Отсюда становится ясно, что понятие «шовинизм» к Туве не имеет никакого отношения. К счастью, к современной России — тоже.

Комментировать стратегические цели новой организации нет смысла. Они в основном повторяют те же мысли, о которых я уже упомянул. В целом они носят абстрактный, декларативный характер. Я подозреваю, что авторы инициативной группы накануне сентябрьских выборов, как и «Народный фронт Тувы» в начале 90-х, пытаются оказаться в нужное время в нужном месте, хотят попасть во власть, используя методы тех же 90-х — дискредитируя действующую, создавая фальшивый, но отталкивающий образ Тувы, враждебный России и россиянам.

Но это мы уже проходили. Причем, совсем недавно, чтобы напрочь забыть уроки 90-х. К тому же, и времена нынче другие, и власть — иная, и демагогия уже не в цене.

Монгуш БАЙЫР-ООЛ,

ветеран тувинской журналистики