Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Экер Хертек: «Обслуживать почти 70% населения Тувы — и честь, и ответственность»

24 декабря 2016
1694

Каждый день мы держим в руках смартфон, звоним друзьям и родственникам, выходим в Интернет, отправляем сообщения, но не часто задумываемся, как это все работает. Как «МегаФон» появился в Туве, как построил большую сотовую сеть в республике, как запустил 4G во всех крупных городах, и почему Тува — уникальный регион, рассказал начальник Тувинского участка «МегаФона» Экер Хертек.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

— Экер Думен-оолович, «МегаФон» пришел в Туву 26 июня 2007. К тому моменту два других сотовых оператора уже работали в республике, а у вас было всего 5 базовых станций в Кызыле. Сложно представить, как в таких стартовых условиях вам удалось добиться лидерства...

— Может и сложно, но все было именно так. Как сейчас помню, в 2005 году — еще до прихода «МегаФона» в регион – у меня была SIM-карта другого оператора, и платил я за минуту разговора около 50-ти рублей! Поэтому, когда мы заходили в Туву, ставили перед собой одну цель — сделать связь доступной и понятной для населения. Мы делали упор не только на Кызыл, но и на районы, которые на тот момент были слабо обеспечены сотовой связью. Реагировали на обращения властей, простых жителей. В то время спросом пользовалась в основном голосовая связь: люди хотели чаще и дешевле звонить своим родственникам, разговаривали очень много. Поэтому в 2009 году мы ввели тарифный план «Простой». Он перевернул рынок — люди получили возможность выгодно разговаривать, а поскольку в Туве очень сильны родственные связи, то переходить на «МегаФон» стали не просто семьями, а целыми населенными пунктами. К тому же мы тогда запустили рекламу тарифа «Простой» или «Бодуун» на тувинском языке. Длительность разговоров наших абонентов перевалила за 800 минут в месяц. Нигде в Сибири, да и во всей России, абоненты не разговаривали так много, как в Туве. Большой приток абонентов стал предпосылкой для увеличения емкости и покрытия сети путем строительства новых базовых станций.

Дальше мы позаботились о качестве обслуживания, открыли салоны сначала в Кызыле, затем и по всей республике, ведь людям важно получить грамотную консультацию о тарифах, опциях, подобрать телефон. А еще на открытии базовых станций, особенно в районах, устраивали для населения праздники. По сути, тогда для людей это и был настоящий праздник.

— После запуска тарифного плана «Простой» «МегаФон» стал лидером отрасли. Неужели ваши конкуренты не могли сделать то же?

— Все не так просто. Дело ведь не в одном тарифном плане, а в общем курсе развития, стратегии. Мы сразу понимали, что, если не развивать инфраструктуру, не работать над покрытием и качеством связи, качеством обслуживания абонентов, а также над тарифными планами — успеха не достичь. Конечно, не все сразу получалось, Москва ведь тоже не сразу строилась. Поэтому мы продолжали активно развиваться по всем направлениям. И в 2013–2014 годах был осуществлен масштабный в рамках всей Сибири проект — строительство магистральной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) «Кызыл — Ак-Довурак — Абакан». Теперь республика закольцована ВОЛС протяженностью около 900 километров, что позволило обеспечить большую скорость передачи данных. Не все знают, но многие интернет-провайдеры закупают у нас Интернет, а строительство ВОЛС позволило в разы уменьшить стоимость магистральных каналов связи для местных операторов и привело к дальнейшему уменьшению стоимости трафика передачи данных для всех абонентов Тувы. Так мы упрочили свои позиции и в области передачи данных и подготовились к запуску 4G в республике.

— Да, тогда в Кызыле был большой праздник. Но насколько ощутима разница между 3G и 4G для ваших абонентов?

— 4G Интернет мы запустили, и он стал настоящим подарком на 100-летие Кызыла. Было торжественное мероприятие на площади Арата — пришло больше 10 тысяч горожан. Шолбан Валерьевич Кара-оол нас поздравлял с этим событием. А если все-таки говорить о стандартах связи, то разница между ними в количестве предоставляемых услуг и в скорости передачи данных. Второе поколение связи (или 2G) появилось в России еще в начале 1990-х годов, с его помощью мы могли звонить и посылать SMS-сообщения. В 2010 году в Туве мы запустили третье поколение — 3G, в котором появилась возможность по-настоящему комфортно выходить в Интернет. Сначала это было 3— 5 мегабит в секунду, сегодня уже порядка 20 мегабит. Еще очень важным моментом стало то, что в 3G появилась возможность не только использовать передачу данных, но и проводить голосовые вызовы, что значительно улучшило качество звука. Ну а 4G, или четвертое поколение, полностью ориентировано на передачу данных. Находясь в зоне действия сети 4G, вы получаете такие же скорости, как если бы у вас в доме был проводной Интернет, — в среднем 30–40 мегабит в секунду. Но главное, с запуском четвертого поколения связи мы смогли разгрузить сеть 3G в Кызыле.

Отдельным поводом для гордости является то, что Кызыл стал пятым городом Сибири в котором «МегаФон» запустил скоростной 4G. Раньше нас были только такие крупные города, как Новосибирск, Красноярск, Томск и Кемерово. Даже в Абакане сеть четвертого поколения построили позднее. Дело в том, что к июлю 2014 года наша республика технологически уже была готова к этому событию: у «МегаФона» в Туве была большая абонентская база, сильная инфраструктура связи с магистральной ВОЛС, ну и, конечно, просьба правительства республики сделать такой подарок к столетию города.

— Вы уже говорили, что стараетесь делать упор не только на Кызыл, но и на районы. Когда ждать 4G в других городах?

— Это уже случилось. Осенью мы запустили 4G в Чадане, Шагонаре и Ак-Довураке. И уже сейчас трафик на этих базовых станциях сравним с трафиком на базовых станциях Кызыла. Люди в городах активно пользуются мобильным Интернетом. Такие тенденции естественны. Благодаря глобальной сети постепенно размываются информационные границы между городами и странами. Сейчас нет ничего удивительного в том, что человек может получать образование дистанционно, общаться со своими родственниками на другом конце земного шара или, например, ставить машину на сигнализацию при помощи своего смартфона. Мир становится глобальным и очень технологичным.

СОТОВАЯ СВЯЗЬ, КАК ХЛЕБ

— Тува — регион со сложным рельефом, есть труднодоступные районы, маленькие отдаленные населенные пункты. А любой сотовый оператор — коммерческая структура, которая не будет вкладывать деньги в неокупаемые проекты...

— Да, Тува очень сложна с точки зрения инфраструктуры связи, поэтому здесь у нас много базовых станций, подключенных по спутниковому каналу. Так организована связь в приграничных, удаленных и труднодоступных населенных пунктах — в пяти из них мы единственный сотовый оператор. И каждый год мы получаем письма от их жителей с просьбами подключить и Интернет. Технически сделать это несложно. Весь вопрос — в цене услуги. Спутниковый Интернет очень дорог и практически не окупается в маленьких селах. Мы ищем варианты решения этой проблемы, и обязательно найдем доступный по тарифам населению этих сел и не убыточный для нас. В Туве в развитие инфраструктуры приходится вкладывать очень большие средства, чтобы получить большее и лучшее покрытие. Но без этого не сохранить лидерства в республике. Сейчас почти 70% населения Тувы — наши абоненты, это показатель — уникальный не только для Сибири, но и для всей России.

— Мы с вами, конечно, понимаем, что связь требует больших вложений. А у людей нет мнения, что сотовые операторы делают деньги из воздуха?

— Сегодня абоненты очень «продвинутые» — они разбираются в тарифах, пользуются личным кабинетом, следят за расходами. Но при всем этом тарифные пакетные предложения почти одинаковы у всех операторов, а расходы на содержание и развитие сети, обслуживание салонов связи очень отличаются. Просто потому, что отличается количество базовых станций и салонов, следовательно, и затраты на их обслуживание, электроэнергию и многое другое. Все это тоже нужно брать во внимание. Не вникая в эти подробности, скажу, что сейчас Россия находится на втором месте мирового рейтинга по наименьшей стоимости сотовой связи. Дешевле она только в Иране, но там совершенно другие расходы на обслуживание и цены регулирует государство.

Поэтому претензий на дороговизну тарифов от клиентов я не слышал. Сотовая связь для людей сейчас, как хлеб. Если где-то в районах случается авария и пропадает сигнал, местные жители даже через водителей попутных машин пытаются сообщить нам об этом и вызвать специалистов. Они понимают: базовые станции — это всего лишь железо, за которым скрывается работа сотен людей, не жалеющих усилий для того, чтобы в их селе была надежная сотовая связь.

ТУВА — САМЫЙ МОБИЛЬНЫЙ РЕГИОН В СИБИРИ

— Экер Думен-оолович, недавно видела информацию о том, какие мессенджеры популярны в Туве. «МегаФон» как сотовый оператор может здесь оценивать ситуацию?

— Да, конечно. Мы не видим, пользуется ли конкретный абонент соцсетью «ВКонтакте», например, но можем в целом судить о предпочтениях жителей республики, анализируя трафик за месяц. И, действительно, «ВКонтакте» — самая популярная социальная сеть в нашем регионе. Но, что больше всего интересно — на третьем месте — после YouTube — уже давно прочно обосновался Instagram, в то время как в самых крупных городах Сибири — Красноярске и Новосибирске — он только-только начинает занимать третью строчку, обгоняя «Одноклассников». Думаю, все дело в том, что в Туве очень высокий уровень смартфонизации. Доля людей, выходящих в сеть через смартфоны у нас самая высокая по Сибири — 68%. В республике сложилась уникальная ситуация –жители многих районов сначала узнавали, что такое мобильный Интернет, и лишь позднее там появлялся проводной. А «Одноклассники» — это соцсеть, пользоваться которой изначально было возможно только с компьютера.

К тому же Тува очень молодой регион, рождаемость у нас самая высокая по России, а молодежь всегда впереди, она-то и формирует тенденции. Вследствие всех этих факторов в республике сформировалась уникальная модель использования мобильного Интернета. В нашей компании даже есть версия, что по подобной модели вслед за Тувой пойдут и другие регионы, только уже с небольшим опозданием.

— А вы сами как смартфоном пользуетесь, какие продукты в него загружены?

— В первую очередь это мессенджеры WhatsApp и Viber. Отвечаю на почтовые сообщения по работе. Обязательно использую приложения с государственными услугами. Зачем ходить по организациям, стоять в очередях, если сейчас все можно сделать через смартфон? Пользуюсь банковскими приложениями для распоряжения своими доходами, оплаты коммунальных услуг. Есть фоторедакторы. Не представляю своего дня без смартфона, даже в отпуске. А из-за того, что долгое время работал в структуре, где вообще нельзя отключать телефон, выработалась привычка постоянно носить его с собой. Сейчас, если забываю его дома, начинаю чувствовать себя не комфортно, кажется, что чего-то не хватает. Думаю, я не один такой.

Подготовила Аяна МОНГУШ