Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для учета объемов производства и оборота спиртосодержащей продукции, с 1 июля 2016 года внедрена в пяти крупных населенных пунктах республики, включая Кызыл, Ак-Довурак и Шагонар. Ее эффективность в части снижения доли контрафакта на алкогольном рынке Тувы в Службе по лицензированию РТ, занимающейся вопросом реализации ЕГАИС в регионе, пока не комментируют. Однако отмечают, что она, эта система, создавая дополнительную финансовую нагрузку на участников рынка, приводит к сокращению числа лицензиатов.
— Внедрение ЕГАИС сопряжено с относительно серьезными затратами, которые целиком ложатся на предпринимателей-лицензиатов, — отмечает источник в Службе по лицензированию РТ. — Оборудование и лицензионное программное обеспечение предпринимателю обходятся приблизительно в 100 тыс. рублей, при этом нужно учитывать, что у одного лицензиата-участника рынка может быть несколько торговых точек. Мы отмечаем сокращение числа лицензиатов в республике.
Источник уточнил, что тенденция к сокращению предпринимателей, имеющих право на розничную реализацию алкоголя, начала складываться в республике с 2014 года. Причиной тому, полагает он, является антиалкогольная кампания, которая с недавнего времени разворачивается в регионе, а именно запрет на реализацию алкогольной продукции в выходные и праздничные дни, а также «суточные» ограничения продажи алкоголя.
— ЕГАИС дополнительной финансовой нагрузкой лишь усилил, как мы думаем, эту тенденцию, — резюмирует источник.
Тем не менее в Службе по лицензированию РТ заявляют, что внедрение системы только началось. По словам руководителя структуры Чечек Шапошниковой, с 1 июля 2016 года ЕГАИС начала полномасштабно функционировать лишь в крупных населенных пунктах Тувы, таких как Кызыл и Ак-Довурак. До 1 июля 2017 года ее внедрение должно быть закончено в сельских поселениях, где проживают свыше трех тысяч человек.
— Что касается предпринимателей, реализующих алкогольную продукцию в населенных пунктах с количеством жителей менее 3 тыс. человек, то пока отсчеты о реализованном алкоголе они отправляют в Росалкогольрегулирование исключительно на бумажных носителях, — добавляет она.
Внедрение ЕГАИС в подобных поселениях сопряжено с рядом проблем. Как считают в Службе по лицензированию, одна из основных трудностей связана с обеспечением населенного пункта качественным доступом в Интернет. Чтобы система работала, важен бесперебойный коннект с Сетью, подчеркивают там.
Целью ЕГАИС, по словам Шапошниковой, является информационное сопровождение содержащей этиловый спирт продукции на всем пути: от изготовления на заводе-производителе, оптовой реализации, выхода отдельной единицы в розницу и продажи потребителю. Это сопровождение позволит государству, во-первых, ужесточить контроль в акцизной политике; во-вторых, таким образом власти надеются вытеснить с полок магазинов контрафактную продукцию.
Что касается вытеснения контрафакта, то именно по Туве Служба по лицензированию информацией не располагает. Колебания объемов нелегального алкоголя на полках магазинов не прокомментировали и в управлении МВД по РТ. Однако, как заявили газете в самом Росалкогольрегулировании, положительная динамика этом вопросе, хоть и косвенная пока, по стране ведомством усматривается.
— Статистикой изменений объемов контрафакта отдельно по регионам мы не располагаем, однако, что касается сводной информации по стране, то в 2016 году производство легальной водки, например, выросло на 16 процентов, что косвенно свидетельствует о том, что после внедрения ЕГАИС началось вытеснение контрафакта легальной водкой, — рассказали нам в пресс-службе Росалкогольрегулировании. — Также снижается оборот нелегальной алкогольной продукции на легальном рынке.
В ведомстве пояснили, что контрафактный алкоголь так или иначе связан с криминалом, и его больший объем реализуется не в магазинах, имеющих право продавать алкогольные напитки, а по «теневым» каналам, в частности, «нечистыми на руку» предпринимателями, которые продают его в торговых точках, не имеющих на то соответствующего разрешения. «Просачиванию» же контрафактной продукции на легальный рынок теперь сильно будет мешать система ЕГАИС.
— Контрафактный алкоголь все больше теперь будет сбываться не в торговых сетях, а другими путями, например, через Интернет, — замечают там же. — Это могут быть как сайты, содержащие рекламу мест реализации такой алкогольной продукции, так и непосредственно интернет-магазины алкоголя. Именно поэтому мы в настоящий момент выступаем за досудебное блокирование подобных сетевых ресурсов. Пока закона, который позволял бы это делать, нет, однако надеемся, что в ближайшее время мы сможем пролоббировать принятие этого нормативного акта.
Антон ПОСОХИН